Дым Отечества
Несмотря на дожди, Приангарье остаётся в числе лидеров российского антирейтинга лесных пожаров
Нынешним летом Иркутская область вновь стала лидером российского антирейтинга лесных пожаров. Леса горят так сильно, что жителям посёлка Мама рекомендуют не выходить на улицу и не открывать окна. В Киренск не летают самолёты, а Катангский район просто задыхается от дыма. С 11 июля на территории региона действует режим ЧС.
Впереди планеты всей
По данным ФГБУ «Авиалесоохрана» на 26 июля, в России действовало 165 лесных пожаров на площади 163 255 га. Больше всего пожаров на территории лесного фонда было зафиксировано в Иркутской области – 77 очагов на площади 135 470 га. Второе место по числу возгораний занимает Красноярский край – 30 на площади 23 410 га. Третье – Хабаровский край, где на одной тысяче гектаров действовало восемь пожаров.
Региональная диспетчерская служба ОГБУ «Иркутская база авиационной охраны лесов» выдала на утро пятницы другие цифры. Всего в регионе действуют 123 пожара на площади 570 200 га. При этом пятый – самый высокий – класс пожарной опасности зафиксирован в Бодайбинском, Мамско-Чуйском, Киренском, Катангском, Казачинско-Ленском и Усть-Кутском районах. Чуть лучше ситуация в Жигаловском, Качугском и Тайшетском районах, где зарегистрирован четвёртый класс опасности.
Как сообщила утром в пятницу пресс-служба губернатора и правительства Иркутской области, 21 пожар зарегистрирован в Мамско-Чуйском районе, 17 –
в Катангском районе, 13 – в Киренском, 9 – в Бодайбинском, 4 – в Казачинско-Ленском, 3 – в Усть-Кутском, 1 – в Усть-Удинском. Всего же в регионе действуют 68 пожаров, из них в зоне обслуживания 14 очагов на площади 23 225 га, из которых 21 895 га покрыты лесом. Остальные 54 пожара действуют в зоне контроля, их площадь 102 314 га, из них 96 956 га покрыты лесом.
Спутник смотрит и не видит
Расхождение в цифрах на пресс-конференции объяснил советник руководителя Рослесхоза Александр Агафонов. По его словам, спутник может видеть только инфракрасное излучение, гореть может подстилка, может подгорать лес, тепловые массы поднимаются вверх, есть движение. «То есть спутник показывает все тепловые массы, которые перемещаются. Так что данные расходятся. Объективно можно говорить, когда спутник высокого разрешения пролетает и смотрит, что сгорело, лесники проходят и определяют границы», – сказал Агафонов.
При этом задымление, которое сегодня наблюдается в районах, он объяснил отсутствием ветра, а также «дымом от предыдущих и действующих пожаров, а также от возгораний в соседних регионах», которые наслаиваются друг на друга.
О причинах задымления можно спорить, но тот факт, что в нынешнем году Иркутская область буквально задыхается от смога лесных пожаров, неопровержим. Так, жителей посёлка Мама администрация городского поселения убедительно просит не открывать окна и двери в домах и квартирах, по возможности не выходить на улицу. Разработан и маршрут на случай эвакуации – при подаче звукового сигнала системы оповещения свыше пяти минут всем необходимо направиться к Мамской средней образовательной школе или на стадион «Труд».
«Сибирь превратилась в одну большую газовую камеру»
«Очень хочется узнать, что правительство Иркутской области делает для того, чтобы жители в наших отдалённых районах не страдали от сильного задымления?! – задаётся вопросом депутат Законодательного Собрания Иркутской области Николай Труфанов. – Лесные пожары уже достигли такого уровня, что даже отменили авиасообщение! Я сам должен был вылететь на территорию округа, в Киренск, но несколько дней не летают самолёты, каждое утро мы с пассажирами приезжали в аэропорт и ожидали вылета, но, увы, этого так и не случилось! В Киренске превышено содержание оксида углерода в 1,2 раза. Катангский район также в дыму, и таких населённых пунктов ещё 114!»
При этом депутат отметил, что «все средства на борьбу с пожарами депутатами были заложены, но каждый год мы все страдаем от огня, а сколько гибнет леса»! «Нужно кардинально менять ситуацию, иначе это всё может привести к ещё более плачевным результатам», – подчеркнул Труфанов.
«Хроники задыхающегося Севера: ветер снова сменил своё направление, и город сегодня затянуло дымом с новой силой, – отметила жительница Усть-Илимска Екатерина Родионова. – Видимость менее ста метров, с неба сыплется пепел, пахнет гарью. Солнца не видно, вместо него – красный диск. Дома душно, но из-за дыма окна не открываем. Федеральные СМИ сообщают, что в Иркутской области и Красноярском крае горит уже больше двух миллионов гектаров леса. Сибирь превратилась в одну большую газовую камеру».
«Два месяца без дождей и горим»
В субботу в южных районах Иркутской области начался дождь, который, практически не прекращаясь, шёл три дня. В областном центре оказались подтопленными некоторые дороги. В Шелеховском районе был введён режим ЧС из-за подъёма воды в реках Иркуте и Олхе. МЧС в воскресенье сообщило о повышении уровня воды в Уде, Оке, Ие и других реках. Однако, несмотря на то что часть региона заливало, другая продолжала гореть такими же ударными темпами. «На юге и западе уже опять тонут, а мы тут на севере два месяца без дождей и горим», – посетовал журналист Иван Мамонтов, находящийся в настоящее время в Бодайбо.
Утро понедельника принесло лишь небольшое облегчение. По сообщению ФГБУ «Авиалесоохрана», на 00.00 по Москве 29 июля в России действовало 110 лесных пожаров на площади 89 506 га. В том числе 50 в Иркутской области – на площади 62 988 га. На втором месте остался Красноярский край, на третьем – Республика Саха (Якутия).
Региональная диспетчерская служба ОГБУ «Иркутская база авиационной охраны лесов» сообщила, что на 12.57 по иркутскому времени в регионе действуют 133 пожара на территории 588 590 га. В тушении задействованы 527 человек и 107 единиц техники. Локализовано 11 пожаров на площади 6,7 тыс. га, ликвидировано 5 на 3,9 тыс. га.
По сообщению пресс-службы правительства и губернатора Иркутской области, на землях лесного фонда Иркутской области 28 июля ликвидировано девять пожаров общей площадью 4916 га, из которых 4913,5 га покрыты лесом. Три очага потушены в Нижнеилимском районе, два в Усть-Кутском, по одному в Катангском, Бодайбинском, Усть-Илимском и Усть-Удинском районах. Локализованными к утру 29 июля остаются 15 пожаров общей площадью 8254 га, где 7872 га покрыты лесом.
Если говорить о действующих возгораниях, то больше всего их в Мамско-Чуйском, Киренском, Катангском, Казачинско-Ленском, Усть-Кутском районах. По одному в Жигаловском, Качугском и Бодайбинском. Действующими также остаются три пожара в Качугском районе на землях ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
Между тем тот факт, что Иркутская область остаётся лидером по количеству лесных пожаров в России, свидетельствует о том, что власти никак не контролируют ситуацию. Хотя именно массовые пожары 2015 года стали одной из причин того, что на выборах действующий губернатор Сергей Левченко выиграл у своего оппонента Сергея Ерощенко. «В лесных пожарах виновата действующая власть», – утверждал Левченко накануне выборов и даже самолично выезжал на тушение пожара в одном из заповедников.
В 2019 году, когда ситуация четырёхлетней давности повторилась, риторика действующей власти поменялась. Левченко заявил, что «возникают очаги пожара от сухих гроз». «Это такое природное явление, которое нужно осознать и понимать, как с ним бороться», – отметил губернатор, а также посетовал, что «на севере региона сложилась «необычная ситуация», когда высокие температуры – 30–32 градуса – держатся долго». То есть во всём виноваты сухие грозы и жаркое лето. Вот только жителям северных районов, которые задыхаются от гари, от этого не легче. С таким подходом становится очевидно, что нюхать дым Отечества мы будем ещё долго.