Новоселье с опозданием
Когда человек решается на долевое участие в строительстве жилья, он пытается взвесить выгоду и известные риски. С одной стороны, квартира, особенно на уровне котлована, обойдётся значительно дешевле, с другой – застройщик может и кинуть со всеми вытекающими последствиями. Перспектива стоять с плакатами и скандировать требования «в пустоту» страшит любого дольщика. Правда, с 1 июля этого года вводится проектное финансирование долевого строительства: деньги покупателей будут храниться на специальных счетах банковских организаций до момента полной готовности объекта. Застройщик должен будет вести строительство на свои кровные или брать кредиты в банке.
Но, когда Лариса Храмова (фамилия изменена) подписывала с ООО «ВостСибСтрой» свой договор участия в долевом строительстве, она не могла рассчитывать на такие страховочные меры. Всё происходило в марте 2017 года. Застройщик предложил ей купить тогда ещё «виртуальную» квартиру в строящемся доме в рабочем посёлке Маркова, на окраине Иркутска. В соответствии с условиями договора срок ввода объекта в эксплуатацию был установлен не позднее декабря того же года. А передача жилья непосредственно собственникам намечалась в июне 2018 года. Дольщица внесла необходимую сумму на строительство – без малого 2 миллиона рублей – и приготовилась ждать приятное событие.
Сразу надо сказать: хлопоты с новосельем были задержаны на полгода. Подписание акта приёма-передачи квартиры состоялось в январе 2019 года. Как показывает практика, это ещё не самый плохой вариант развития событий. Но даже полгода ожидания дались дольщице нелегко на фоне тревожных статей и передач об обманутых людях, потерявших надежду въехать в своё жильё, за которое уже отданы деньги, зачастую взятые в кредит. Примечательно, что в ответ на претензии взволнованных и возмущённых граждан девелоперы оправдываются одним и тем же набором причин несоблюдения сроков строительства: в частности, на территории области не развито производство стройматериалов, есть проблемы с транспортной инфраструктурой, бюрократы на местах затягивают процесс оформления земельных участков и получения разрешительных документов. Платить в добровольном порядке неустойки за нарушение сроков, хотя это прописано в заключённых договорах, как правило, никто не хочет.
Лариса Храмова добивалась выполнения такого обязательства застройщика через Свердловский районный суд Иркутска. В судебном заседании представитель ответчика постарался объяснить задержку ввода дома теми же «объективными» причинами. И главный довод прозвучал так: «Она же въехала в свою квартиру». Но суд не принял такие оправдания. Проблем, сопровождающих любую стройку, хоть отбавляй. Однако, если коммерсанты берутся за дело, привлекая деньги дольщиков, они должны хорошо знать о рисках и планировать реальные сроки исполнения договора. По решению суда застройщик должен выплатить истцу неустойку в размере 95 тысяч рублей, 47 тысяч 500 рублей штрафа и 5 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.