Дело пахло бензином
Ангарский суд вынес приговор похитителям нефтепродуктов
Если посмотреть на этих шестерых мужиков со стороны, то вряд ли можно заметить в их облике что-то криминальное. И это понятно: главы своих семейств в зрелом, осмысленном возрасте, почти все с высшим образованием и работой, которая худо-бедно кормила до той поры, пока они не решились на эту авантюру.
На скамье подсудимых раньше не сидели. Как их угораздило пойти на такое дерзкое преступление – похищать бензин из резервуара Ангарской нефтехимической компании? Это ведь не в квартиру забраться или в магазин. Для такого масштабного хищения нужны подготовка и немалые материальные вложения. Но, видимо, отбить затраченное намеревались быстро.
Впрочем, первоначально шальная идея созревала в головах двух участников этой преступной группы – Владимира Галаева и Николая Григорчука. А уж потом к ним подтянулись ещё четверо подельников: Алексей Молев, Павел Солейников, Андрей Челяпин и Евгений Шарагин, тоже опытные специалисты своего дела. Преступный сговор был налицо. Мастер цеха Галаев прекрасно ориентировался на производстве, поскольку проработал в Ангарской нефтехимической компании без малого четверть века. Договорились о бурении и прокладке подземного кабеля с последующей врезкой в дренажную систему цеха. Галаев отвечал за несанкционированный слив нефтепродуктов – бензина. Из товарных резервуаров топливо должно было поступать в технологический колодец и оттуда уже перекачиваться на промышленную базу, «гнездо» для своих.
Злоумышленники удачно договорились об аренде закрытой территории недалеко от бензинового «источника». Чисто физической работы, которую нужно было выполнять, не привлекая внимания, хватало на всех. Челяпин предложил в пользование седельный тягач с полуприцепом-цистерной. В Иркутске взяли на время машину для направленного горизонтального бурения. Отремонтировали, доставили на базу. Отдельной операцией стал пронос на территорию цеха локационного устройства для контроля прокладки. И работа закипела.
Первый ворованный бензин по подземному трубопроводу перетёк в цистерну. Дальнейший путь краденого вёл в Иркутск. Проблем с реализацией горючки не возникало. Бензин расхожей марки охотно брали в областном центре по цене 25 рублей за литр. Кстати, при даче свидетельских показаний отговорка у таких покупателей, как водится, одна: «А мы и не знали, что бензин ворованный». Но это откровенное лукавство – на нынешнем-то рынке топливных цен! И ещё: ни у кого из корыстных дельцов не возникала мысль о том, что такая подпольная кустарная работа, связанная с прокачкой бензина на нефтехимическом предприятии, может грозить огромной бедой с человеческими жертвами. Здесь и так полно объектов повышенного риска, любая несанкционированная врезка в общую систему грозит опасными последствиями.
Возможно, всем им тогда казалось, что они напали на золотую жилу и деньги с бензиновым шлейфом к ним потекут рекой. Свою оговорённую долю – 500 и 400 рублей с кубического метра топлива – в этом подпольном бизнесе получали операторы Солейников и Молев. Первый по команде открывал сифонный кран для наполнения резервуара. Второй – тоже по команде – увеличивал скорость заполнения ёмкости, чтобы сокрыть от приборов учёта факт утечки бензина. И это, пусть недолго, им удавалось.
Но только через три месяца топливных воров ждал крах. Сотрудники УФСБ России по Иркутской области уже наблюдали за дельцами и отслеживали все их контакты. Брали группу с поличным, когда очередная партия бензина была готова для сбыта: в цистерне находилось 14 с лишним тонн бензина марки АИ-92. Нетрудно подсчитать, сколько стоит такое количество топлива, если цена одной тонны составляет свыше 40 тысяч рублей. Всего, как выяснило следствие, криминальным дельцам удалось похитить с территории предприятия более 33 тонн бензина стоимостью свыше 1 млн 300 тысяч рублей.
Судьбу шестерых так и не состоявшихся богачей решал Ангарский городской суд. Все фигуранты этого дела признали свою вину и раскаялись. Даже успели, правда, в мизерном объёме, начать погашать причинённый компании ущерб (что ещё долго им придётся делать). Перед вынесением приговора суд имел возможность лицезреть почётные грамоты подсудимых и читать положительные характеристики на них. Это тот случай, когда люди своими руками испортили себе нормальную и по многим параметрам весьма неплохую жизнь. Но в итоге горе-отцы всё-таки не уехали от детей в «дальние» командировки. По приговору Галаев и Григорчук получили каждый по 3 года и 2 месяца лишения свободы условно с таким же испытательным сроком. Чуть меньше наказание для их четырёх подельников: 3 года лишения свободы условно каждому с таким же испытательным сроком. Теперь все регулярно должны являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации и отчёта о своём поведении.
В последнее время в обществе всё чаще высказываются мнения об ужесточении ответственности за хищение нефти и нефтепродуктов. Людей, которые решаются на подобные преступления, уж точно нельзя снисходительно назвать воришками.