издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По «шёлковому» бездорожью

На старт международного ралли-рейда под Иркутском вышли 96 пилотов из 36 стран

Легенды «Дакара», победители мировых чемпионатов по ралли, кроссу и триалу, а также просто талантливые гонщики – Иркутск пережил самое настоящее нашествие грандов мирового авто- и мотоспорта. В общей сложности на старт международного ралли-рейда «Шёлковый путь», который торжественно был дан в городе 6 июля, вышли 96 пилотов из 36 стран. На следующий день они продемонстрировали мастерство на трассе, проложенной по лесовозной дороге от Новоодинска в Ангарском районе до Баушево в Шелеховском. Оказалось, что даже те, кто привык ездить по песку, уверенно чувствуют себя на таёжном бездорожье.

«Уже побывали на Байкале, вместе с сыном постояли в воде секунд тридцать – было очень холодно», – усмехается лидер команды Mammoet Rally Sport Мартин ванн ден Бринк, высокий голландец весьма брутального вида. Он один из многих гонщиков, впервые приехавших со своими командами в Восточную Сибирь. Некоторые к тому же добирались до Иркутска по автодорогам. «Спортивные машины мы везём на специальных прицепах к грузовикам технической поддержки, – рассказывает руководитель «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович. – Из Минска мы выехали 21 июня, в Иркутск прибыли 3 июля. Впечатление от масштаба страны – приятно ужасающее. Белоруссия – это 600 километров от границы с Польшей или Литвой до границы с Россией, четыре-пять часов на легковой машине. А тут мы едем десять дней – и никуда не упёрлись. Очень большая площадь, очень».

Непредсказуемая погода и вовсе могла задержать белорусов в пути. И не только их, но и всех, кто добирался к месту старта гонки по автодорогам: катастрофический паводок затопил федеральную трассу в районе Тулуна. «Вода начала уходить, но, согласно информации, которую мы получили от местных властей, дорога будет открыта не ранее чем через три дня, – такое сообщение появилось вечером 1 июля на официальной странице «МАЗ-СПОРТавто» во «ВКонтакте». – В зависимости от текущей обстановки 2 июля в Красноярске будет принято решение по маршруту конвоя, а именно: отправиться в Иркутск по первоначальному маршруту с дополнительной ночёвкой в Красноярске или Нижнеудинске либо отправиться по северной объездной дороге через Братск. Одно можно сказать наверняка: конвой не сможет оказаться в Иркутске 4 июля во второй половине дня».

Несмотря на переживания болельщиков, всё обошлось – вода спала столь же быстро, как и пришла с верховьев Восточного Саяна. Хотя снимок из затопленного Тулуна, который команда выложила в «Инстаграме», какой-то англоязычный пользователь прокомментировал гневно: «Никого не волнует ваша гонка, если люди потеряли всё, что у них есть. Вы бы лучше написали, как вы можете помочь местным жителям».

Между тем ещё 1 июля появились сообщение о том, что дирекция ралли перечислит деньги для пострадавших, и призыв к болельщикам передавать гуманитарную помощью в пункты её приёма в Братске, Иркутске, Тайшете и Тулуне. Их адреса перечислены тут же. Дирекция также предоставила грузовики, находящиеся в её распоряжении, для доставки помощи. Первая машина ушла в Тулун 4 июля. Пострадавшим от наводнения также передали дневные рационы, заготовленные для первого дня гонки. «Это небольшая, но всё же частичка нашего отношения к пострадавшим», – констатирует руководитель проекта «Шёлковый путь» Владимир Чагин, выступая перед журналистами. Кажется, редкая его речь, как и выступления высоких гостей, обходится без слов соболезнования и сочувствия. А в день торжественного старта, 6 июля, рядом с площадкой для зрителей была открыта палатка Красного Креста, где принимали помощь для жителей затопленных районов.

«Улыбаюсь так широко, как только могу»

Если отбросить реакцию на недавно произошедшее стихийное бедствие и раздражение водителей из-за пробок – неизбежного зла, сопровождающего любое масштабное мероприятие, то в центре Иркутска чувствуется определённая атмосфера праздника. На площади графа Сперанского она усиливается, а достигает своего пика на входе в здание Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ИГУ, бывшего иняза. На первом этаже аккредитацию проходят пилоты, на втором – журналисты. В холле группа китайцев дружно снимает фольклорный ансамбль в национальных костюмах, встречающий гостей.

– Можете меня сфотографировать? – на английском обращается к проходящим мимо растяжки с логотипом ралли жилистый мужчина среднего роста, который держит в одной руке смартфон, а в другой – мотоциклетный шлем.

– Конечно, – беру аппарат, переключаю с фронтальной камеры на тыловую, навожу на своего собеседника. – Теперь просто улыбайтесь.

– Я улыбаюсь так широко, как только могу, – произносит он

– Вы откуда? – спрашиваю, демонстрируя результат съёмки.

– Из Голландии. А вы из России?

– Ага.

Только прочитав имя пилота на бензобаке бело-зелёного мотоцикла, припаркованного у входа, узнаю, что это Гийом Мартенс. Гонщик трижды выступал на «Дакаре» в самой сложной категории Original by Motul, участники которой обязаны обслуживать свою технику самостоятельно. В 2019 году он занял 68-е место среди мотоциклистов, до того дважды сошёл. «Яндекс» услужливо показывает довольно жуткую фотографию, сделанную в январе прошлого года: пилот в чёрной куртке неподвижно лежит на земле лицом вниз. Правда, тут же находится ещё один снимок – он же перекатился на бок, закрыл глаза и улыбается.

«Дорога, которая нужна»

Сходом в 2018 году «Дакар» закончился для Адриена ван Беверена из Yamaha Rally Team и Хуана Барреды, выступающего за Monster Energy Honda Team. Оба вместе ещё с 22 мотогонщиками впервые участвуют в «Шёлковом пути». Услышав фразу о том, что эндуристы из Иркутска предпочитают «японцев» технике KTM, ван Беверен отвечает: «Конечно, большинство грандов мотоциклетного спорта – японские. Как вы знаете, «Ямаха» не единожды успешно выступала в «Дакаре», её представлял Стефан Петерансель. Но помимо японских брендов в ралли-рейдах участвует немало других производителей с сильными пилотами. Гонка – это самый хороший и единственный способ выяснить, кто лучше, проверить свои мотоциклы на прочность и надёжность».

Услышать мнение Барреды не удаётся – организаторы пресс-конференции передают слово Сэму Сандерленду из Red Bull KTM Factory Racing, выигравшему «Дакар» в 2017 году. «Я бы не согласился с тем, что японские мотоциклы лучше подходят для Сибири, – замечает британец. – Думаю, сегодня техника любого производителя находится на высоком уровне. На мой взгляд, нельзя утверждать, что один мотоцикл подходит для маршрута ралли лучше, чем другой. Многое зависит от технической поддержки, мастерства пилота и команды – всё должно работать слаженно, чтобы пришла победа».

Но всё же и мотогонщики, и пилоты внедорожников и грузовиков сходятся в том, что на первых спецучастках, проложенных по сибирской тайге в Иркутской области и Республике Бурятия, их ждут непривычные условия. Причина в том, что ралли-рейды обычно проводятся в пустынях, реже – в степи. «Конечно, пески предпочтительнее, – делится гонщик «МАЗ-СПОРТавто» Александр Василевский. – Я первый белорус, приехавший на «Дакар», до того дюны ни разу в жизни не встречал. Когда мы приехали в Перу, в пески Атакамы, на первом спуске, метров триста, всем экипажем вышли из машины и начали совещаться. Смотрим – вниз идёт практически вертикальная стена, но следы на ней есть. За нами подъехали иностранные экипажи, тоже вышли. Совещаемся, они на своём языке, мы на своём, как нам дальше быть. Спустились, попробовали двинуться в одну сторону, в другую – выбрались. В следующем году уже полегче было. Так со временем, можно сказать, сдружился с песками».

В то же время на счету пилота из Саудовской Аравии Язида Аль-Раджи, занявшего первое место по итогам прошлого «Шёлкового пути», есть победа в «Северном лесу» – бахе, то есть коротком ралли-рейде, по снегу. А триумфатором этой гонки в 2018 году стал катарец Нассер Аль-Аттия – трёхкратный победитель «Дакара», который как-то заявил пресс-центру легендарного марафона: «Дайте мне немного песка, и я буду счастлив».

«Оба отличаются уникальным пилотированием, – комментирует Чагин. – Но всех удивляет, почему Нассер на быстрых участках едет быстрее остальных. Я задался этим вопросом и ответ получил: он участник шести летних Олимпийских игр по стендовой стрельбе, бронзовый призёр Лондона. Думаю, это ему помогает, и поэтому он держит скорость выше, чем остальные». Аль-Аттия в ответ лишь смеётся: «На самом деле секрет в том, что я близок к людям. Это делает меня счастливым». И, очевидно, быстрым.

Среди легенд «Дакара» наибольшее внимание всё же сосредоточено на Чагине – обладателе семи побед, завоёванных за рулём грузовика «КамАЗ-мастер». Если он появляется в окрестностях пресс-центра, его окружают сразу несколько съёмочных групп. А в перерыве между съёмками обязательно находятся желающие сфотографироваться с бывшим гонщиком, а ныне руководителем проекта «Шёлковый путь».

– Здравствуйте, меня зовут Томас, я журналист из Польши. – обращается к нему колоритный бородач с длинными кудрявыми волосами, забранными в конский хвост. – Можно с вами зробить интервью?

– Давайте, – с лёгкой усталостью в голосе отвечает Владимир Геннадьевич.

– А вы можете говорить по-английски?

– Но вы же только что обращались ко мне на чистом русском.

– Да, но я плохо понимаю, когда говорят… – поляк на секунду задумывается. – Какое же это слово? Slow? Бывает «быстро», а бывает…

– Медленно, – прихожу на помощь коллеге.

– Точно! – радостно восклицает тот.

Спустя несколько часов начинается церемония торжественного старта. Пилоты друг за другом появляются в арке с символикой ралли, приветствуют собравшихся и проезжают по участку дороги перед «Серым домом». Первым выезжает мотогонщик из Hero Motorsports Team Rally Пауло да Силва Гонсалес. За ним следуют ещё четыре мотоциклиста, следом – по пять пилотов внедорожников и грузовиков. Даже о тех, кто в представлении не нуждается, рассказывает комментатор Сергей Белов. Немало интересного он сообщает о тех, кто не слишком широко известен за пределами мира ралли-рейдов. Например, об испанских гонщиках Хосе Пенье и Рафаеле Торнабелле – экипаже, суммарный возраст которого составляет 117 лет. Когда в арке останавливается светло-синяя машина с оранжевой полосой, Белов замечает: «Сейчас вы увидите пилота из Канады Дэвида Бенсадуна – это человек, который в случае поломки запросто унесёт багги на себе!» Действительно, внешне широкоплечий гонщик впечатляет.

Нельзя не обратить внимание и на других пилотов. Американский мотоциклист Эндрю Шорт, к примеру, останавливается, чтобы сделать селфи на фоне болельщиков. А екатеринбуржец Сергей Карякин, который вместе с напарником Андреем Власюком пытается запустить заглохший мотовездеход «с толкача», использует неожиданно образовавшийся перерыв для того, чтобы подбежать к болельщикам и хлопнуть по ладони каждого, до кого дотянется. Штурман китайского экипажа под номером 217, широко размахнувшись, сквозь открытую дверцу багги бросает в толпу кепку. Но многие ограничиваются вскинутой в знак приветствия ладонью. Или, как известная мотогонщица Анастасия Нифонтова, добавляют к ней широкую улыбку.

Семейное дело

Утро 7 июля, когда гонщики выходят на спецучасток, встречает дождём. К 8 часам, когда уже следует выезжать из Иркутска в Новоодинск, дождь прекращается. Но гонщикам предстоит стартовать по вымокшей за ночь земле. «Я здесь раньше лес возил, – рассказывает мой сосед в компании болельщиков, выстроившихся у ограждения. – Тогда дорога совсем разбитая была. Может быть, сейчас стало получше, но всё равно через несколько километров камни идут. Даже не представляю, как там моноприводные багги проедут».

Впрочем, первыми на штурм маршрута по бездорожью длиной 50,87 км отправляются мотоциклисты. К линии старта выезжает испанка Лайя Санс, у которой за плечами четыре первых места в «Дакаре» среди женщин и 13 побед на чемпионате мира по триалу. Мощный мотоцикл – KTM с двигателем на 450 кубических сантиметров – пытается поехать по грязи боком, но спортсменка спокойно возвращает его на траекторию. Кто-то из гонщиков, которые выезжают следом, пытается поразить зрителей, поставив байк на заднее колесо. Но большинство титулованных спортсменов стараются ехать без лишних спецэффектов – как тут не вспомнить аксиому из мира шоссейно-кольцевых гонок о том, что самые быстрые круги всегда выглядят самыми скучными.

Тем временем солнце постепенно поднимается, подсушивая трассу. Стартующие после мотоциклов четырёхколёсные машины, особенно багги с задним приводом, ещё разбрасывают комья грязи при разгоне. Грузовики поднимают разве что пыль. Но этот недостаток они с лихвой компенсируют громким рычанием двигателей и мощным выхлопом – любой, кому довелось постоять даже за ограждением вдоль трассы, подтвердит, что земля под ними в буквальном смысле сотрясается. Первым на маршрут выходит экипаж Андрея Каргинова, Андрея Мокеева и Ивана Малкова – машина «КамАЗ-мастер» под номером 300. Следом стартуют Мартин ван ден Бринк и Ваутер де Грааф. Механик их экипажа – 17-летний Митчелл ван ден Бринк, сын Мартина. Тройку замыкает машина Айрата Мардеева, ещё одного представителя «КамАЗ-мастера», имеющего в активе победу в «Дакаре».

Капотный «МАЗ» под управлением Сергея Вязовича, один из немногих спортивных грузовиков такой компоновки, стартует только пятым. Но именно белорусский гонщик выигрывает первый этап «Шёлкового пути». «Очень скользко – вся езда, в принципе, на технику управления автомобилем, – приводит его слова официальный сайт ралли. – Опасно достаточно, мы встретили много багги и внедорожников, стоящих с оторванными колёсами и подвесками. А глинистые участки, особенно на спусках, были нереально скользкими!» Нассер Аль-Аттия за рулём Toyota Hilux занял первое место среди пилотов внедорожников. «Было непросто – много грязи, камней, но всё закончилось хорошо, – рассказывает он. – Нашей основной целью была победа на этапе. Завтра мы можем позволить себе потерять время и пропустить соперников вперёд, так как третий этап довольно протяжённый, и на нём лучше стартовать позади». Мотоциклисты, в свою очередь, преподносят сюрприз. Первым приходит Кевин Бенавидес из Monster Energy Honda Team, вторым – его младший брат Люсиано, который выступает за Red Bull KTM Factory Racing. Третьим становится Ксавье де Султре – гонщик Yamaha Rally Team. Сандерленд финиширует пятым – его опередил Барреда. В то время, когда верстается номер, гонщики проходят второй специальный участок, после которого расклад сил может сильно измениться.

«Ростелеком» выступил техническим партнером старта IX Международного ралли «Шелковый путь». Спортсмены проследовали к Байкалу, где была расположена первая стоянка участников состязания. Здесь оператор обеспечил для них интернет-канал со скоростью до 1 Гбит/с.

«От Байкальска до бивуака, расположенного на горе Соболиной, мы построили радиорелейную линию на оборудовании iPasolink EX производства компании NEC, которое позволяет передавать сигнал со скоростью до 1 Гбит/с, — отметил директор Иркутского филиала ПАО «Ростелеком» Юрий Тиман. — Благодаря этому участники и зрители смогли без помех вести трансляцию и прямые эфиры на своих YouTube-каналах, а также обмениваться фотографиями и сообщениями».

За гонкой следили телезрители 190 стран. «Марафон «Шёлковый путь» — одно из крупнейших соревнований в мире ралли-рейдов, — подчеркнул заместитель руководителя группы связи дирекции ралли Александр Дурманаев. — Онлайн-зрителями старта стали тысячи любителей этого зрелищного вида спорта. Поэтому для нас было принципиально важно, чтобы связь была организована на высоких скоростях. «Ростелеком» предоставил мощный канал передачи данных, благодаря чему блогеры вели трансляцию события в социальных сетях, а журналисты передавали большие объемы отснятых материалов высокого разрешения в свои редакции в разные города и страны».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры