издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Его поглотить и зажать будет элементарно просто»

Два жилых массива в Иркутском районе так и не стали отдельным посёлком

Группа жителей коттеджного посёлка Солнечный-2, расположенного на выезде из Иркутска, предложила создать новый населённый пункт. Для этого нужно было объединиться с более крупным посёлком Солнечный-1. Несмотря на то что большинство участников общественных слушаний по данному вопросу высказались против, для региона ситуация стала прецедентной. Но сами публичные обсуждения оказались частным случаем общего для многих россиян недоверия к соседям, властям и официальным документам. Корреспондент «ВСП» стал свидетелем того, как здравый смысл всё же возобладал.

Участников общественных слушаний регистрируют спокойно и деловито, но всё равно за полчаса до начала обсуждения чувствуется, что атмосфера в вестибюле культурно-оздоровительного комплекса Пивоварихи начинает накаляться. Стороннему наблюдателю может показаться, что даже чрезмерно для того вопроса, который вынесен на повестку дня, – о создании нового населённого пункта на территории Ушаковского муниципального образования. Его гипотетическая площадь – всего 4,8 га. Столько занимает треугольник, который образуют Межевая улица, полуторакилометровый участок Байкальского тракта и 1,8 км объездной дороги аэропорта Иркутска. Здесь расположены жилые массивы Солнечный (чтобы не путать с одноимённым городским микрорайоном, будем использовать неофициальное название – Солнечный-1) и Солнечный-2, которые возникли в самом начале девяностых. В генеральном плане Ушаковского муниципального образования с центром в Пивоварихе, который был утверждён в 2015 году, написано, в свою очередь, о посёлке Солнечном – вновь образуемом населённом пункте. А в его положении о территориальном планировании упомянут, если цитировать дословно, «посёлок Светлый (мкр-н Солнечный-1, мкр-н Солнечный 2)». После того, как 19 февраля 2019 года прошли общественные слушания по внесению очередных изменений в генплан, возникла инициативная группа, предложившая создать на основе обоих жилых массивов отдельный населённый пункт.

В основном она состоит из жителей Солнечного-2. В этом и кроется причина конфликта, проявившегося на слушаниях по вопросу образования нового населённого пункта, которые прошли 25 июня. Дело в том, что в Солнечном-1 насчитывается 171 дом, а в Солнечном-2 – 56. И жители первого, составляющие большинство, восприняли инициативу если не враждебно, то как минимум настороженно. Недоверие усугубил тот факт, что уведомление о проведении слушаний на официальном сайте Ушаковского муниципального образования появилось только 21 июня. В нескольких номерах «Областной» были опубликованы только губернаторские указы о проведении областного народного обсуждения «в срок до 1 июля» и создании комиссии для этого, а также регламент мероприятия. Но, как выяснилось в кулуарах, о самом факте существования газеты знают единицы.

Достаточно юридически, но не арифметически

«В настоящий момент проводится процедура включения обоих жилых массивов в границы села Пивовариха, – объяснил глава Ушаковского муниципального образования Виктор Галицков, предваряя обсуждение. – Хочу сказать, что процесс образования населённого пункта не подразумевает абсолютно никаких финансовых затрат со стороны жителей вышеуказанных массивов. В связи с тем, что Солнечный-1 и Солнечный-2 юридически не существуют и являются самоназванными, у нас есть два пути развития событий. Первый – включение жилых массивов в границы села Пивовариха. Второй – образование нового населённого пункта. Это достаточно небыстрая процедура, которая будет проводиться на уровне правительства Российской Федерации». Поскольку сама инициатива её проведения является прецедентом (по крайней мере, в Иркутской области), это вызывает немало вопросов. На какие-то из них Галицков постарался ответить ещё до того, как они прозвучали. «В процессе наших обсуждений до начала слушаний, когда проводились собрания, слышал ошибочное мнение, что после преобразования [жилых массивов] есть вариант присоединения к городу с соответствующими тарифами, – рассказал он. – Это в корне неверно. Я вас уверяю, что вы останетесь в границах Ушаковского муниципального образования. Это в любом случае будет Иркутский район».

Подобное заявление, кажется, не слишком успокоило собравшихся. Послышалось требование назвать все «подводные камни» преобразования посёлков. То ли его не услышали, то ли таковых нет. Но, как только прозвучала фраза о том, что преобразование жилых массивов позволит перенести затраты на их обустройство в ведение Ушаковской администрации, кто-то в зале вынес пессимистичный вердикт: «Ни освещения, ни дороги никогда не будет». Прозвучало это не настолько громко, чтобы всколыхнуть народное возмущение, так что слушания пошли по регламенту – желающим дали возможность задать вопросы официально.

– Вы сказали, что была инициативная группа, которая вышла на областную администрацию с предложением о статусе наших посёлков, – первым к микрофону подошёл житель Солнечного-1 Ансар Даулятшин. – А список был какой-то по опросу людей? Или это просто шесть или семь человек собрались, заявление написали, и вы на основании этого принимаете решение?

– Хочу разъяснить вопрос об инициативной группе, чтобы он больше не возникал, – начал заместитель председателя Думы Дзержинского муниципального образования Андрей Бабак. – Администрацией Ушаковского муниципального образования был предложен генеральный план…

– Пятьдесят пять человек подписали данное заявление! – раздался выкрик из зала.

– А сколько всего жителей в наших посёлках? – спокойным тоном продолжил Ансар Даулятшин.

– Они не знают! – послышался ответ из толпы.

– Стоп, не надо, – попытался разрядить обстановку Даулятшин.

Последовало объяснение: по региональному областному закону «Об областном народном обсуждении» достаточно, чтобы организовалась инициативная группа как минимум из 10 человек. Чтобы добиться проведения слушаний, ей необходимо собрать не менее 10 подписей. «Всё, я удовлетворён, спасибо», – сказал Даулятшин. Реплику он сопроводил примиряющим жестом.

«Жить так, как мы жили, – в Солнечном»

Кажется, это было последнее выступление в столь спокойном тоне. Следом слово взял ещё один житель Солнечного-1 – Владимир Лучкин, сразу попросивший ведущего не перебивать его, если выступление затянется дольше, чем положено по регламенту. «Для вашего сведения, почему идёт «бодание» между Солнечным-2 и Солнечным-1, – объяснил он комиссии, руководившей слушаниями. – Потому что меньшинство – Солнечный-2 я имею в виду – заявило от нашего имени, что мы якобы согласны на те процедуры, которые они инициируют. Проводили с нами соответствующие собеседования и, несмотря на то что у нас было явное отторжение, продолжают это делать. Получается, у нас есть раздражитель, поэтому и такая реакция. Раздражение копится, и никому – ни вам, ни нам – не нужно, чтобы это вылилось потом в обращение в прокуратуру и соответствующие расследования. Сегодня это модно». При этом он рассказал, что в Солнечном-1 собрали 131 подпись под обращением в поддержку того, чтобы жилой массив был частью Пивоварихи. В администрацию Ушаковского муниципального образования оно поступило в понедельник, 24 июня. Нашлось в его выступлении, занявшем немногим более восьми минут, место и претензиям к местным и областным властям, организовавшим слушания: их назначили на 17 часов рабочего дня, а участвовать в них могли только те, кто прописан в Солнечном-1 и Солнечном-2. После того, как это прозвучало, к разговору подключилась представитель инициативной группы Екатерина Бредихина, включённая в состав комиссии народного обсуждения:

– Владимир Петрович сказал ключевую фразу, вы подумайте над этим: «Мы хотим жить так, как мы жили, – в Солнечном».

– Уже на цитаты разобрали мою речь, – ехидно заметил Лучкин.

– Мы хотим жить так, как жили 20 лет, – в Сол-неч-ном, – продолжила Бредихина. – Но, послушайте меня, голосуя против, вы, наоборот, будете жить не в Солнечном.

– А где? – послышался удивлённый возглас из зала.

– В селе Пивовариха.

– Ну и нормально! – прозвучал тот же голос в ответ.

– Это разные вещи, – сказала Бредихина. – Он правильно сказал: мы хотим свой посёлок.

– Вы-то здесь при чём, Солнечный-2?! – вставил реплику кто-то из собравшихся.

– Потому что как вы, так и мы не имеем статуса населённого пункта.

– Можно попросить, чтобы у нас каждый услышал друг друга, – вмешался Бабак.

– Этого, может быть, и хотят – чтобы мы склоку затеяли, – подхватил Лучкин. – Нам не надо склоки, мы пришли серьёзно решить вопрос.

– Правильно, я вас в этом и поддерживаю, – согласилась Бредихина.

– Не надо меня поддерживать, я без ходулей стою, – отрезал Лучкин. – У того, что я зачитал, никаких толкований быть не может. Не надо на меня ссылаться. Мы своё мнение выразили и передали в комиссию. Когда решается вопрос с посёлком, не надо лукавить – все объединяются и укрупняются, потому что в таком случае большее финансирование всегда даётся. А что нам этот маленький посёлок даст? Его поглотить, куда-то передать, зажать и замять будет элементарно просто. Попробуйте с Ушаковским, более крупным, это сделать.

На этом дискуссию можно было бы и прекратить. Что и попытался сделать Галицков, встав с места в «президиуме» и выйдя на край сцены. «Вот мне без разницы, как вы будете называться, – объявил он. – Будете вы Солнечным или Светлым – как хотите. Я вас никому не отдам, ни в Иркутск, никуда. Вы будете входить в состав Ушаковского муниципального образования либо как часть Пивоварихи, либо как отдельный населённый пункт. Я подчёркиваю ещё раз, что такое отдельный населённый пункт: посёлок Еловый 25 лет пытался присвоить себе этот статус. Ну давайте тоже попробуем. Но я предлагаю поступить следующим образом: у всех есть бюллетени, высказывайте свои претензии письменно, а мы произведём подсчёт голосов».

«Мы все понимаем, какими должны быть результаты»

Поток желающих выступить, впрочем, не иссяк, так что полемика затянулась ещё на 40 минут. В ходе спора стало ясно, почему слушания проходили в напряжённой обстановке. «Мы узнали о них в прошлую пятницу лишь потому, что члены инициативной группы стали приходить в наш посёлок на отдельные улицы и агитировать конкретных людей, – рассказала Наталья Викторовская из Солнечного-1. – Тогда наши жильцы, конкретно Ольга Чумаковская, поехали в Ушаковскую администрацию и встретились с её главой. Он сказал, что процедура уже идёт и мы должны быть об этом уведомлены. Но никто в посёлке на 171 дом об этом не знал – мы только в пятницу вечером пришли с работы и начали людей оповещать». Косвенно это подтвердили и другие выступающие. Само собой, все они были представителями первого жилого массива.

Голосование в этот момент уже шло полным ходом. Однако начать его было не так просто: опасения в корректном подсчёте бюллетеней если и не звучали прямо, то были очевидны. Лучкин обратил внимание на то, что подошедшие к семи вечера уже не могли получить бланки: регистрация участников слушаний продолжалась с 16:30 до 17 часов, поэтому они попросту закончились. «Мне по реакции людей уже всё понятно, – вмешался депутат Думы Иркутского района Ян Парфёнов. – Мы все примерно понимаем, какими должны быть результаты голосования. Если получится как-то наоборот – будем разбираться». Действительно, предугадать итог слушаний было довольно просто ещё до того, как закончился подсчёт бюллетеней. Против образования нового населённого пункта проголосовали 73 человека, за – 14.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры