издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Стальконструкцию» погубили непрофессионализм и алчность семьи Левченко

  • Автор: «Вся неделя»

Старожилы знают: ангарский флагман стройиндустрии своим появлением обязан строительству нефтехимического комбината. В сентябре 1945 года ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве в Восточной Сибири завода искусственного жидкого топлива на основе использования углей Черемховского месторождения. В октябре этого же года в Иркутске была организована дирекция будущего комбината, и сразу же на площадке между реками Китоем и Ангарой стали готовить место для будущего гиганта отечественной нефтехимии. Но если одни коммунисты способствовали рождению «Стальконструкции», то их современные наследники привели предприятие к банкротству.

Ни для кого не секрет, что ЗАО «Стальконструкция», известное строительное предприятие Ангарска, в последние годы погрязло в скандалах. Проблемы здесь, как утверждают знающие люди, начались ещё в 1990-х, когда прежний руководитель – коммунист Сергей Левченко – фактически «за три копейки» приватизировал предприятие. То есть был «красным» директором, а затем без особых затрат из собственного кошелька сразу стал капиталистом, хозяином сначала товарищества с ограниченной ответственностью «Ангарское СМУ «Стальконструкция», а затем – после реорганизации – и ЗАО «Стальконструкция». Ему достались хорошая производственная база и  высокопрофессиональные кадры.

Когда Сергей Левченко начал сильно погружаться в политику, а на хозяйство времени стало не хватать,  на руководство предприятием пришлось поставить доверенного человека  Валерия Метёлкина. Он и рулил производственным процессом с 2000 года, пока подрастал настоящий наследник – Андрей Левченко. Пришло время, и барчук Левченко, окончивший к тому времени Московский строительный институт, с подачи папы в марте 2011 года стал генеральным директором. Видимо, в награду за верную службу Валерию Метёлкину доверили возглавлять несколько дочерних компаний «Стальконструкции» – ООО «Иркутскстальконструкция», ООО «Ангарскстальконструкция», ООО «Северстальконструкция»  и ООО «Усольестальконструкция».

Как известно, такое количество дочерних фирм, особенно зарегистрированных по одному адресу, нужно прежде всего для того, чтобы эффективнее уходить от налогов. Молодой Левченко, хотя не особо и смыслил в строительных делах, прекрасно понимал это обстоятельство. Он изначально был настроен не развивать предприятие, а выкачивать «бабки», сомнительным способом или законным – для Андрея Левченко никакого значения не имело. Уже через несколько лет он довёл «Стальконструкцию», если судить по документам, до плачевного состояния. За нерадивого генерального директора взялись правоохранительные органы. Ему было предъявлено обвинение по двум статьям – уклонение от уплаты налогов в крупном размере (ч. 1 ст. 199 УК РФ) и полная невыплата заработной платы свыше двух месяцев (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ).

Кроме того, по версии следствия,  обвиняемый «грешил» отношениями с фирмой-однодневкой, чтобы иметь возможность занизить налоговую базу.

«В 2011 и 2014 годах по указанию гендиректора в бухгалтерском учёте ЗАО «Стальконструкция» отражены хозяйственные отношения с фирмой-однодневкой при выполнении подрядных работ. Создание видимости отношений с данной фирмой повлекло за собой завышение расходов предприятия и заявление необоснованных налоговых вычетов по НДС», – говорилось в сообщении регионального Следственного комитета.

Помимо махинаций с налогами Андрей Левченко задолжал своим сотрудникам  приличную сумму денег: с августа 2014-го по май 2015 года он, зная о задолженности по зарплате, не выплачивал работникам заработную плату. От его действий пострадали десятки человек. Для того, чтобы не угодить за решётку и закрыть дело, пришлось выплатить людям долги по «белой» зарплате, а хвост по «серой» тянется, как уже говорилось, до сих пор. Более 30 миллионов рублей было выплачено и в бюджет. Как позднее выяснилось, тут подсуетился Левченко-старший, чтобы выручить своего отпрыска.

Итог руководства Андрея Левченко для некогда процветающего предприятия печален: оно находится в тяжёлом, предбанкротном состоянии, опутано многочисленными долгами, кредиторы никак не могут дождаться момента, когда «Стальконструкцию» можно будет рвать на части. И это неминуемо произойдёт, как только ослабнет административный ресурс Сергея Левченко. А это время, как представляется, уже подходит. Колокол-то звучит не только над «Стальконструкцией»…

Истории очевидцев

Регулярно перестали платить

Александр Сарафанов, бывший специалист по охране труда:

– Пришёл на «Стальконструкцию»  в 2012 году на должность специалиста по охране труда. Сразу сказали, что пятьдесят на пятьдесят «серая» и «белая» зарплаты. Первые полгода платили регулярно, а потом регулярно перестали платить. Руководителем был младший Левченко, не раз к нему обращался по этому поводу. Причина увольнения: мне понадобились заработанные деньги за несколько месяцев, а это было 90 с лишним тысяч рублей. Я подошел к Андрею, он сказал, что денег нет. Потом появился старший Левченко. Обратился к нему, поскольку знал, что он тоже является  руководителем предприятия. Потом последовала реакция. Бурная, негативная, оскорбительная: почему я обратился напрямую к Левченко, почему задал такие вопросы?

А это ведь мои деньги, мне они нужны, чтобы отправить сына в армию. А у меня денег ни копейки. На просьбу последовал оскорбительный, унизительный, хорошо, что не матом, ответ. Он знает, что я военный, ветеран ВС. В общем, ничего не получил. Прошло четыре года, а мне из этой суммы отдали порядка 30 тысяч. Остальные деньги «простили», потом дело закрыли за давностью. Почему закрыли? Ко мне следователи приходили неоднократно, всё опрашивали.

С Татьяной Мордуевой, дочерью Сергея Левченко, иногда встречался, спрашивал, когда вернут долги. В ответ получал обещания, что не забудут. А денег до сих пор нет, хотя уже середина 2019 года. Раньше Татьяна была экономистом в «Стальконструкции», потому к ней и обращался.

Деньги, которые «простили», – это большая часть «серой» зарплаты. Такие зарплаты «серые» – это стандартная практика «Стальконструкции». Сами понимаете: электросварщик и монтажник за 20 тысяч работать не будут, монтажник в Ангарске меньше чем за 50–60 тысяч и пальцем не шевельнёт. А всем «белая» зарплата шла одинаково, в районе 12–15 тысяч. Остальное в конвертиках. У главбуха была тетрадочка, в которой за «серую» зарплату расписывались. Её никогда не переводили на карту.

Сейчас не представляю,  как  вернуть деньги в рамках закона. Обворовывают не только людей, но и государство. Нечестные люди. Не платят налоги, которые идут на медицину, оборону. Да,  а с трибун говорят про справедливость, про честность. Они Карла Маркса давно не читали. Там написано: «деньги – товар – деньги». Они эту формулу переделали: «деньги – власть – деньги». Украли красное знамя у коммунистов – и больше ничего. Уверен, с пролетарским учением они даже не знакомы, по крайней мере, младший – Андрей Левченко. У них в партии нет рабочих, основы. Только ситуативные союзники.

Я был членом КПСС до последнего дня её существования. У меня лежат все партийные документы. Партийная карточка с одним взысканием. Партийный билет, комсомольский билет. Всё в семейном архиве. Считаю, что рядовых коммунистов продала партийная верхушка. Нынешняя КПРФ – это просто ширма, за которой удобно следовать по формуле  «деньги – власть – деньги».

Обманули, как и многих

Павел Сулицкий, бывший инженер-конструктор:

– На предприятие я пришёл устраиваться в октябре 2005 года. С декабря 2006 года перевёлся на должность начальника цеха металлоконструкций. С января 2009 года по январь 2013-го был начальником отдела по подготовке производства. Трудоустройство было официальным, но зарплата выплачивалась по схеме «белая» плюс «серая», то есть в конвертах. Уровень зарплаты меня в то время устраивал, да и особых вариантов не было.  Принимал меня на работу Валерий Метёлкин, при нём предприятие ещё работало более или мене стабильно, а как пришёл в роли генерального директора Андрей Левченко,  стало очень плохо. Не сразу, но постепенно становилось всё хуже и хуже. Работники стали увольняться, морально-психологический климат оставлял желать лучшего, оставались самые стойкие.

Предприятие, считаю, развалил именно Андрей Левченко из-за непрофессионализма и халатности. До него дела ещё шли, профессионалы держались за работу. К тому же с приходом младшего Левченко стали куда-то уходить заработанные деньги, возникли задержки по зарплате. По этой причине я и решил уволиться, зарплату не получал 5 месяцев, а семью нужно было кормить. После увольнения мне только через 6 месяцев выплатили заработную плату, хотя были обязаны это сделать в течение 5 дней. Да и то выдали только так называемую «белую». В общем, обманули, как и других. Такое вот «народное» предприятие и руководители-коммунисты. Я принял решение выйти из рядов КПРФ. Когда вступал, верил, что люди, состоящие в партии, должны служить народу, а оказалось, что КПРФ превратилась в семейный бизнес. Я не увидел реальной борьбы за интересы избирателей.

Левченко-младший продолжил дело отца – довёл предприятие до фактического банкротства. Заложниками ситуации оказались десятки работников бывшего советского флагмана местной стройиндустрии, их семьи.

«Жить стало Левче?..»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры