Что ждёт Дорожную службу Иркутской области
Следователи разматывают коррупционные схемы
Масштабные хищения вскрыты в ОАО «Дорожная служба Иркутской области», учредителем и владельцем которой является правительство региона, а точнее – министерство имущественных отношений. Уже произведены первые аресты – и это только начало. В зоне внимания правоохранительных органов оказались высокопоставленные ангарчане, земляки губернатора Левченко, которых в народе называют не иначе как «ангарской группировкой «красного» правительства». Это замгубернатора, руководитель аппарата губернатора Дмитрий Чернышов, министр имущественных отношений Владислав Сухорученко, генеральный директор ДСИО Максим Черниговский.
Начало конца дружной семейки
Первым на нары «присел» заместитель Максима Черниговского по снабжению и коммерческой деятельности Павел Тренченков, да ещё со своим отцом – Вячеславом Юрьевичем Тренченковым. Как сообщает Следственное управление СК РФ по Иркутской области, в отношении двух ближайших родственников завершено расследование уголовного дела по факту мошенничества в особо крупном размере, совершённого по предварительному сговору (часть 4 статьи 159 УК РФ). В домах обвиняемых, а также в кабинетах Дорожной службы следователи СКР и сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области для раскрытия преступления произвели обыски, изъяты документация, компьютерная техника, электронные носители, иные предметы, имеющие значение для уголовного дела, возбуждённого в апреле 2018 года. Павел Тренченков и его отец заключены под стражу, уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
Как выяснило следствие, в 2016 году «боевой» зам Максима Черниговского, сговорившись с отцом Вячеславом Тренченковым и пользуясь служебным положением, инициировал закупку строительной техники и оборудования у своего родителя на сумму более 40 млн рублей. В итоге служба решила купить нужные товары именно у предложенных организаций-поставщиков. По мнению следствия, стоимость контракта была существенно завышена. Таким образом, одним росчерком пера бюджету Иркутской области был нанесён ущерб в размере свыше 12 млн рублей. Нетрудно догадаться, в чьи карманы пошла эта достаточно симпатичная сумма. Какую-то часть «заработка», конечно, пришлось отстегнуть покровителям, чтобы закрыли глаза на откровенное злоупотребление. Впрочем, это мягкое слово давно уже не пугает Дорожную службу Иркутской области, крепко завязшую в коррупционных скандалах и других нехороших историях. Поневоле перестанешь сомневаться в том, что подобные мошеннические схемы в этом государственном учреждении не редкость. Здесь крутятся миллиарды рублей, а потому дорожные ловкачи считают, что, если от них немного отщипнуть, это будет не грабёж, а честная делёжка.
Передел под Чернышова
Борьба за финансовые потоки ДСИО, нужно признать, всегда была нешуточной. Если большевики считали, что для завоевания власти достаточно захватить почту, телеграф, телефон, то их современные последователи непременно бы добавили сюда дорожные службы. Не случайно, когда к власти пришёл «красный» губернатор Сергей Левченко, эта структура сразу же оказалась под пристальным вниманием новой команды. Ещё бы: 500 зданий и сооружений, тысячи единиц строительной техники и оборудования, масса земельных участков и объектов недропользования, а ещё «вкусные» миллиардные контракты на строительство и реконструкцию дорог. Для справки: в далёком 2015 году в портфеле Дорожной службы Иркутской области значилось, например, контрактов на 3,5 млрд рублей.
Юрист Дмитрий Чернышов, руководитель аппарата губернатора (за назначением которого, как говорят, стояла Наталья Левченко, супруга нового главы региона), сразу же энергично взялся за кадровую политику в ДСИО. Но с налёту поменять там власть не получалось, поскольку на многих ведущих постах оказались иркутяне, за которыми, как считалось, стоял председатель областного правительства Александр Битаров. Поэтому операцию по смене власти нужно было начинать знакомым для юриста-крючкотвора способом – при помощи изменения штатного расписания.
Осуществить такую кардинальную перетряску кадров спокойно могло министерство имущественных отношений Иркутской области – как учредитель. Оно выдвигает кандидатуры гендиректора, членов совета директоров, утверждает штатное расписание предприятия. Проблемка была в том, что возглавлял министерство Александр Курбатов, бывший руководитель департамента по работе с недвижимостью и земельным отношениям ОАО ФСК «Новый город», то есть человек Битарова. Но эту преграду удалось обойти: вскоре Сергей Левченко назначил на должность министра ставленника «ангарчан» – юриста Владислава Сухорученко. Теперь предстояло с его помощью убрать генерального директора Дорожной службы Юрия Бойко, а затем изменить штатное расписание и полностью взять эту структуру под своё управление.
Что и было сделано достаточно споро. Так на хлебной должности оказался мало кому известный в области и в Иркутске Максим Черниговский, бывший гендиректор ангарского предприятия «Дорожная строительная компания 156». Были также созданы новые должности, в том числе и заместителя по снабжению. Этот пост и занял уже знакомый нам Павел Тренченков, отец которого являлся давним деловым партнёром Максима Черниговского. Теперь можно было говорить о том, что денежные потоки предприятия оказались под контролем. Передел ДСИО «под Чернышова», которого стали называть «серым кардиналом» Иркутской области, завершился.
Свои люди
Конечно же, кандидатура Максима Черниговского возникла не сама по себе. Ангарск – город не из больших. Здесь чиновники и предприниматели большей частью знакомы, поскольку бывают на одних тусовках, где-то пересекаются их деловые интересы. Поэтому были знакомы между собой и Дмитрий Чернышов, и Владислав Сухорученко, и Максим Черниговский, давним деловым партнёром которого являлся старший Тренченков, фигура интересная. Как утверждают, бизнесмен предпенсионного возраста, успевший отсидеть по статье 116 УК РФ («Побои»), оказался хватким и на ниве бизнеса. Он учредитель или руководитель доброго десятка фирм. Но самое любопытное в том, что соучредителем многих из них является Светлана Викторовна Черниговская, супруга нынешнего гендиректора ДСИО. В частности, в этой ипостаси она присутствует в ООО «Каскад», ООО «Аркада», ООО «Южный Урал». Не поэтому ли сын Вячеслава Тренченкова Павел Тренченков оказался пристроен к Максиму Черниговскому – на денежное местечко, хотя и не имел соответствующего образования? Но юристы ведь универсалы – юрист Чернышов в управлении целой областью участвует, а здесь, подумаешь, какая-то дорожно-строительная организация. Наверное, казалось Вячеславу Тренченкову, что он не ошибся в доходности места и устойчивости своего положения. Но что сделаешь, и на старуху бывает проруха…
Что же дальше? Можно предположить, что перед отцом и сыном стоит нелёгкий выбор: раскрывать «по полной» всю схему и называть всех её участников (в том числе, возможно, и своих покровителей) или же молчать, ожидая, когда следствие само распутает клубок сложных взаимосвязей.
Нас же – как общество в целом – пока может утешать лишь то, что после долгой раскачки правоохранительные органы всё-таки стали браться за разматывание коррупционных схем, любовно созданных в окружении Сергея Левченко. Три с лишним года назад, пожалуй, никто не мог и предположить, что в Иркутской области при губернаторе-коммунисте так нагло и цинично расцветут кумовство и коррупция. Естественно, у граждан усиливается запрос на справедливость: любители «распила» бюджетных денег, казнокрады должны сидеть в тюрьме, а не считаться хозяевами жизни.
Мошеннические схемы в государственном учреждении под названием ДСИО не редкость. И отщипнуть кусочек от огромного финансового пирога ни для кого зазорным не считается. Область у нас богатая, она платит за всё. Ей принадлежит это предприятие. И дороги она строит на деньги налогоплательщиков. Поэтому ущерб ДСИО – это в любом случае ущерб регионального бюджета. При этом все понимают: за злоупотреблениями, за распилом бюджетных денег стоят не просто мелкие начальники предприятия, а руководители региона.
«Около Байкала»