Невесёлая демография
Приангарье ожидает естественная убыль населения
За минувший год живущих в Приангарье стало меньше на 6,4 тысячи человек (0,3%). И виной тому не только миграция, но и впервые за многие годы (с 2008-го) сложившийся отрицательный баланс рождений и смертей: в 2018 году с небольшим перевесом победили скорбные события.
Недостаточная рождаемость во многом обусловлена житейскими соображениями: жилищной стеснённостью, низкой материальной обеспеченностью. Кроме того, в детородный возраст вступило относительно немногочисленное поколение рождённых в трудные 90-е годы прошлого века. В демографическом развитии «ямы» случаются периодически, до сих пор ощущается негативное воздействие Великой Отечественной войны. А теперь наметился очередной провал. По прогнозу, и нынче, и всё следующее десятилетие нас ожидает естественная убыль при медленном сокращении рождаемости.
В большинстве городских округов и муниципальных районов в 2018 году население сокращалось чаще всего под влиянием двух демографических факторов – недостаточной рождаемости, не способной численно компенсировать уходящих в мир иной, и отрицательного итога миграционных процессов.
Только в 5 из 42 муниципалитетов региона жителей стало больше. В Боханском и Осинском районах естественный прирост (превышение числа новорождённых над количеством умерших) компенсировал миграционные потери. А в Иркутском, Шелеховском и Эхирит-Булагатском районах прибавку обеспечили оба фактора.
Максимальный прирост зафиксирован в Иркутском районе: за год прибавилось 6240 человек (4,9%). Конечно, и здесь есть населённые пункты, теряющие жителей, однако положительные перемены случаются чаще. Активно прирастают деревни, посёлки и сёла разного калибра, большие и не очень: Новогрудинина, Дзержинск, Мамоны, Мельничная падь, Молодёжный, Новая Разводная, Грановщина, Еловка, Лебединка, Новолисиха, Патроны и другие. Но 45% районного прироста (2812 человек) приходится на рабочий посёлок Маркова, где число жителей перевалило за 29 тысяч. Это самый крупный посёлок Приангарья, по численности сопоставимый с городом Зимой (30,8 тысячи человек), а суммарно равный Киренску (11,0) и Слюдянке (18,2 тысячи человек).
При общем сокращении населения на 0,3% за год численность сельских жителей снизилась лишь на 0,1%. Однако над многими деревнями нависла угроза вымирания. В целом по региону 141 населённый пункт имеет не больше десятка жителей. А 76 деревушек уже опустели, но пока официально не ликвидированы. Деревень, уже обезлюдевших или близких к запустению, особенно много в Качугском и Тайшетском районах (по 19), а также в Киренском (15), Ольхонском (14), Куйтунском (12), Братском и Усть-Удинском (по 11 деревень).
Кроме того, в регионе немало населённых пунктов, где коротают свой век 2-3 десятка стариков. И темпы сокращения численности порой несоизмеримы с областным показателем. Так, в посёлке Екунчет и деревне Пойма Тайшетского района число жителей за год снизилось в 2-3 раза (с 26 до 12 человек и с 63 до 21 соответственно).
Можно привести и обратный пример. Небывалый рост случился в деревне Анчирикова Братского района, там число жителей за год выросло почти вдвое (с 9 до 17 человек). Но это не отменяет общую тревожную тенденцию.
Есть крайне малочисленные населённые пункты, относящиеся к городской местности: рабочий посёлок Кунерма Казачинско-Ленского района, где живут 28 человек, и Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района (45 человек). Ни одной живой души не осталось в посёлке Согдиондон (Мамско-Чуйский район).
Миграционная убыль на севере началась раньше и была более масштабной, чем в целом по региону. Кроме того, из северных территорий, утративших былую привлекательность и перспективы развития, происходит плановое переселение жителей.
Только за год в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях жителей стало меньше на 1,3%. Из 11 северных муниципальных образований меньше всего потерял Братск (0,8% жителей), наиболее ощутимы потери в Бодайбинском районе (3,7%). С начала XXI века (в сравнении с концом 2000 года) число живущих на севере сократилось на 21,4% (всех жителей Иркутской области – на 8,6%).
А за 30 лет (в сравнении с данными переписи населения 1989 года) число наших земляков сократилось на 427 тысяч (15%). Эти потери сопоставимы с суммарной численностью ныне живущих в Братске (227,5 тысячи человек), Усть-Илимске (81,1), Усолье-Сибирском (76,8) и Тулуне (41,3). Напомним, в былые времена Усть-Илимск и Усолье-Сибирское входили в число городов-стотысячников.
По данным статистики, на начало 2019 года численность населения в Приангарье составила 2,397 млн человек.