Взлётно-«посадочная» полоса
Депутаты ЗС заинтересовались невыполненной реконструкцией аэропорта Иркутска
Невыполненная реконструкция аэропорта Иркутска стала поводом для депутатской проверки со стороны областного Законодательного Собрания. Решение об этом было принято на очередной сессии регионального парламента. Мотивация проста: без малого за четыре года исполнительные власти Иркутской области во главе с губернатором Сергеем Левченко не сделали практически ничего для реализации указа президента России о повышении авиатранспортного обеспечения Приангарья. Разве что добились того, что деньги, заложенные на это в федеральный бюджет, были из него исключены, а Федеральная антимонопольная служба возбудила административное дело из-за назначения инвестора для реконструкции аэропорта без конкурса.
Новый вокзал и аэродромная инфраструктура к 2022 году, пассажиропоток в 3 миллиона человек уже в 2020 году. Таким должен был стать Международный аэропорт Иркутск – согласно указу президента России, который был подписан 31 декабря 2014 года. «У указа есть два критерия: выполнен/не выполнен, – отметил председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Иркутской области Виктор Побойкин, выступая на парламентской сессии. – Указ не выполнен». Если придираться к словам, то депутата можно было бы поправить: выполнен в малой части. То есть акции ОАО «Международный аэропорт Иркутск» и аэродромный комплекс, за исключением объектов организации воздушного движения, были переданы из федеральной собственности в областную, как и предписывал первый пункт документа. Произошло это ещё в 2015 году, когда регионом руководил Сергей Ерощенко.
Что было сделано при новом губернаторе Сергее Левченко? В конце 2016 года обещан готовый проект нового терминала. Весной 2017 года Корпорация развития Иркутской области на паях с АО «Новапорт-Иркутск», структурой ООО ИК «АЕОН», учредили АО «Иркутскаэроинвест», которое и должно было взяться за модернизацию воздушных ворот города. Соглашение об этом было заключено позапрошлым летом безо всяких конкурсных процедур. Как следствие, в октябре 2018 года Федеральная антимонопольная служба возбудила дело о нарушении закона «О защите конкуренции». Его фигурантами стали правительство Иркутской области, АО «Рампорт Аэро», ООО ИК «Аеон», ООО «Новапорт», ООО «Система Управления», ООО «Рампорт Безопасность» и АО «Международный аэропорт Иркутск». В совет директоров последнего, кстати, входит Андрей Левченко – депутат ЗС и, что не менее важно, сын губернатора. «Мы все знаем, что эта проверка Федеральной антимонопольной службы была инициирована британской компанией, – сыграв на струнах патриотизма, Андрей Левченко попытался вступиться за себя и за отца. – Все об этом знают. Вам не кажется это странным?» На то же во время сессии упирал и председатель правительства Иркутской области Руслан Болотов.
Однако ФАС изначально сообщала, что дело было возбуждено после обращения нескольких потенциальных инвесторов, которые были готовы вложить деньги в реконструкцию аэропорта, но оказались этой возможности лишены, поскольку никакого конкурса не было в принципе. При этом ведомство направляло предостережения губернатору и председателю регионального правительства о том, что действия, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, недопустимы. Но те их попросту проигнорировали. А Левченко-младший, выступая после Болотова, ещё и возложил на службу вину за то, что в настоящее время работы по модернизации аэропорта не ведутся: та выбрала максимально возможный срок для проведения проверки и блокировала все действия инвесторов. О том, что «Новапорт» и «АЕОН» отключали серверы с документами, а заместителя губернатора Дмитрия Чернышова по случайному стечению обстоятельств не оказалось на рабочем месте в тот момент, когда к нему пришли антимонопольщики, не было сказано ни слова. Как и о том, что 23 млрд рублей из федерального бюджета, которые были предусмотрены на реконструкцию иркутского аэропорта в государственной программе «Развитие транспортной системы», были из неё исключены.
Напомнил об этом председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Николай Труфанов, выступавший на сессии от имени группы депутатов, которые инициировали проверку. Согласился он и с предложением Андрея Левченко направить парламентский запрос в Федеральную антимонопольную службу. С одним условием: сделать это вместе с проверкой, а не вместо неё. «Депутаты вправе разобраться, почему указ президента не был выполнен, – подчеркнул, в свою очередь, Побойкин. – Проведение проверки – это совершенно обычная процедура. В группу, которая будет её проводить, войдут представители всех фракций. И, уважаемые коллеги, если такое большое количество людей против проверки, это означает только одно: проверку надо проводить». Такую позицию поддержали 24 депутата из 44 присутствовавших на сессии, двое не голосовали. В рабочую группу, которой поручено провести проверку, вошли 10 парламентариев. Результаты они должны представить через три месяца. Возможно, депутаты найдут достаточно материала для посадки тех, кто несёт ответственность за невыполнение указа президента.