издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутский «спрут»

  • Автор: Андрей Селихов, «ВСП»

Сергей Левченко – уникальный губернатор Иркутской области. И не только потому, что он – единственный коммунист. В принципе, большинство его предшественников также не были членами «партии власти». Отличие Сергея Левченко от предшественников в другом, и это интересный региональный парадокс: он, губернатор-коммунист, единственный из всего перечня руководителей области, кто сумел поучаствовать в той самой первичной приватизации, когда народное стало частным. Он из тех самых «красных директоров», которые после объявления обвальной приватизации стали крупнейшими собственниками возглавляемых ими предприятий. И это нужно помнить: Сергей Левченко никогда не отказывается от открывшихся ему возможностей. Рассуждения о социальной справедливости – это «разговоры для бедных».

Сейчас семье Левченко принадлежит ЗАО «Стальконструкция» – некогда одно из крупнейших строительных предприятий, построенных, как любят говорить коммунисты, «нашими отцами» ещё в 1949 году. В периоды с 1982-го по 1987-й и с 1991-го по 2000 год Сергей Левченко был директором предприятия, он же провёл его приватизацию: в 1994 году зарегистрировал товарищество с ограниченной ответственностью «Стальконструкция», в 1998 году перерегистрировал его в ЗАО «Стальконструкция».

Сейчас основными собственниками предприятия являются Сергей Левченко и его дети – Андрей Левченко и Татьяна Мордуева (до замужества Левченко).

Супруга Сергея Левченко Наталья Левченко (по первому мужу Соловьёва) – также владелица нескольких предприятий, включая ООО «Диана-Плюс». До недавних пор ей принадлежала также страховая компания «Диана», однако уже в бытность Сергея Левченко губернатором она продала этот бизнес.

Перечень компаний, которыми владеют ближайшие родственники губернатора.

Наталья Яковлевна Левченко, супруга

1. ООО «Диана-Плюс», генеральный директор.

2. ООО «Технологии Процессов», директор (с недавних пор компания значится как ликвидированная).

3. Благотворительный фонд «Фонд Сергея Левченко», президент.

Также Наталья Яковлевна является учредителем в этих ООО и ещё в одном – негосударственном образовательном учреждении дополнительного образования «Современный деловой центр управленческих инноваций «Сократ» (предприятие сейчас значится как ликвидированное).

Но это всё – мелочи, так как главный её бизнес-проект сейчас ушёл из поля зрения антикоррупционного законодательства. Речь о ЗАО «Страховая компания «Диана». Волею судеб после того, как супруг Натальи Левченко возглавил Иркутскую область, бизнес у её страховой компании пошёл в рост как на дрожжах. В 2016 году благодаря СК доходы жены губернатора-коммуниста по сравнению с 2015 годом (догубернаторским) возросли в 40 раз: она за год заработала 79,8 млн рублей.

В 2017 году Наталья Левченко задекларировала доход в десять раз ниже – 7,6 миллиона рублей. А от СК «Диана» – дойной коровы, в которую с приходом Сергея Левченко на должность губернатора потекли миллионы от множества крупных и средних компаний Иркутской области, – она почему-то спешно избавилась.

Новым собственником СК «Диана» стало АО «Зарубежэнергопроект», генеральным директором которого является однопартиец Сергея Левченко, член ЦК КПРФ Вячеслав Арбузов. В его активах также имеется коммерческий банк АО КБ «Солидарность».

Кстати, согласно Единому государственному реестру юридических лиц, страховая компания «Диана» 4 октября 2018 года переименована в АО «Страховая компания «Солидарность».

Андрей Сергеевич Левченко, сын

Его предпринимательская биография обширна и запутанна. Молодого человека носит от полного личного банкротства до вершин предпринимательского успеха.

Чем он руководит?

1. ЗАО «Стальконструкция», генеральный директор (должность получил в 2011 году, когда ему было 29 лет).

2. ОФСО «Иркутская городская Федерация дзюдо», президент.

3. ООО «Купол», директор.

Кроме того, Андрей Левченко – учредитель в пяти компаниях:

1. ООО «Сибстальмонтаж».

2. ООО «УЗМ» (Усольский завод тяжёлого машиностроения).

3. ООО «Купол».

4. ООО «АСК».

5. ООО «УМ Стальконструкция».

Из громких событий, сформировавших деловую репутацию Андрея Левченко, самыми запомнившимися являются уголовные дела по невыплате зарплаты рабочим и налогов в бюджет, а также иски о признании его как физического лица банкротом.

Уголовное дело по невыплате зарплаты было прекращено по ходатайству представителя Левченко в суде в 2018 году в связи с истечением срока исковой давности. А вопрос с уклонением от уплаты налогов губернаторский сын решил нетривиально: выплатил долг «из собственного кармана» – со счёта в том самом коммерческом банке «Солидарность», аффилированном с СК «Диана» – СК «Солидарность».

В имущественной декларации Левченко-младший задекларировал годовой доход в 359,9 тысячи рублей (около 30 тыс. рублей в месяц). Это, конечно, не вязалось с его уровнем жизни, поскольку люди с такими невысокими доходами не могут себе позволить ездить на автомобилях премиум класса. А у Андрея Левченко их пять, включая Infiniti FX50,Volkswagen Touareg, Lexus и др. Но счёт в КБ «Солидарность», с которого снимались огромные суммы для погашения долга по уголовному делу о невыплате налогов, никак не отразился ни в ходе гражданского процесса о банкротстве физлица, ни в декларации о доходах Андрея Левченко как депутата Заксобрания Иркутской области.

Татьяна Сергеевна Мордуева (Левченко), дочь

Директор ООО «ИЦ «Салют».

Кроме того, дочь губернатора является учредительницей шести коммерческих структур:

1. ООО «АН «Арбат».

2. ООО «Сибстальмонтаж».

3. ООО «ИЦ «Салют».

4. ООО «УЗМ».

5. ООО «АСК».

6. ООО «УМ «Стальконструкция».

Татьяна Мордуева также стала активной участницей семейных финансовых операций: она выступила поручителем в договоре «Стальконструкции» с «КапиталИнвестСтроем»: брат получил деньги, не выполнил работы, а сестра «гарантировала» строительной компании возврат денег, что позволяло сменить ответчика на суде – вместо «Стальконструкции» под банкротство пошли физические лица.

Губернаторский лимб

Семья – это ближний круг губернатора. Это те, ради кого он старается. Как мы видим, сами они не слишком преуспели, основные достижения их бизнесов пришлись на время губернаторства Сергея Левченко, что говорит о многом.

А вот круг тех, с кем губернатор непосредственно занимается «великими делами», – совершенно другое дело. Там есть интересные экземпляры.

Весь политико-экономический клан Левченко можно условно разделить на три «щупальца», каждое из которых обшаривает Иркутскую область в поисках «новых возможностей». Между собой они то тесно переплетаются, то конкурируют, но исправно вносят свой вклад в общее обогащение.

У Левченко есть свои «левые», «правые» и «центристы».

«Левые» – это старый капээрэфовский костяк: клан Сумароковых, ближайший партийный соратник Левченко Андрей Куперт и давно использующий коммунистический электорат – политик-реципиент Виктор Кондрашов, бывший мэр города Иркутска, ныне один из богатейших людей региона. Хотя по большому счёту эти «товарищи» больше выносят, чем вносят в общую бизнес-модель. Сумароковы владеют «Усольским свинокомплексом» – крупнейшим получателем сельскохозяйственных дотаций в Иркутской области. Кондрашов занят продажей ремонтно-строительных материалов (владеет компанией «Дока» – это супермаркет стройматериалов).

«Правые» – люди откровенно либерального толка, которые совершили стремительный «левый поворот». Именно так можно объяснить, откуда в КПРФ взялся Михаил Щапов – либерал по экономическим практикам, коммунист по партийной принадлежности, бывший сотрудник госбезопасности, крупный девелопер – владелец земель в Иркутске и Иркутском районе, а ныне депутат Госдумы от КПРФ. Именно Левченко сначала определил Щапова на должность председателя совета директоров АО «Международный аэропорт Иркутск», а затем содействовал его избранию в Госдуму. И, поговаривают, планирует именно ему передать в дальнейшем губернаторский пост.

В зоне влияния Щапова – контакты с Вадимом Куминым (коммерческий банк «Солидарность»), Александром Рябикиным (АО «Международный аэропорт Иркутск») и другими.

«Центристы» – это разветвлённый клан Дмитрия Чернышова, «серого кардинала» в правительстве Сергея Левченко, руководителя аппарата губернатора. Он курирует самые финансово ёмкие направления: министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко – его креатура, министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Максим Авдеев – тоже. Через министра лесного комплекса Сергея Шеверду Чернышов контролирует крупнейших лесоэкспортёров. Дело прибыльное, но опасное – в отношении Шеверды уже возбуждены уголовные дела.

Но связи Чернышова раньше позволяли решать задачи любой степени сложности. В частности, его старинным другом и однокурсником является заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов.

Под «опекой» Дмитрия Чернышова – Фонд капитального ремонта МКД Иркутской области, который возглавляет «варяг» из Москвы Константин Рассолов, министерство строительства – Светлана Свиркина, Дорожная служба Иркутской области во главе с ангарчанином Максимом Черниговским.

Гипертрофированное влияние Дмитрия Чернышова зиждется на нескольких «китах»: на Наталье Левченко, в чьей страховой компании «Диана» он когда-то был замом по правовым вопросам, на связях и знакомствах в правоохранительных органах (Некрасов и другие), на ангарском землячестве.

Чернышова «спрут» хотел бы видеть в качестве главы правительства, если Сергей Левченко останется в должности. Либо в качестве мэра Ангарска – если «Серый дом» будет потерян. Поскольку Ангарск – это «родовое имение» политиков Левченко: здесь их бизнес, отсюда они избираются в представительные органы власти, здесь подращивают кадры.

 

Этот «спрут» красный не от идеологии – от «крови». «Крови», которая могла бы питать экономику региона, бежать по жилам социальной сферы. Но она даёт жизнетворную силу механизму, обеспечивающему сверхпотребности клана губернатора Левченко.

Это очевидно при тщательном рассмотрении изображения «спрута». Ни одна сфера, приносящая любым способом хоть копейку, не упущена из поля зрения «красного хищника».

«Жить стало Левче..?»

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры