издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Младшие научные сотрудники

Главными действующими лицами научно-практической конференции стали дети

В программе регионального фестиваля краеведческих проектных и исследовательских работ «Я исследователь», который провёл в Листвянке ГАУ «Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области», это мероприятие было обозначено скромно: «Работа секций». Но в реальности, как я убедился, в рамках фестиваля состоялась полноценная краеведческая научно-практическая конференция.

Восьмилетние докладчики

Если упустить некоторые внешние детали, то можно сказать, что конференция по форме выглядела вполне обычно и стандартно – как большинство научно-практических конференций в мире. К экрану, на который выводились фотографии, всевозможные таблицы и инфографика, по списку приглашались докладчики. У каждого – свой стиль, своя манера, соответствующая характеру. Кто-то просто зачитывал результаты проведённых изысканий и экспериментов. Кто-то, не считая нужным сдерживать эмоции, продолжал удивляться новым знаниям, добытым им лично. Кто-то держался подчёркнуто спокойно, солидно, расставляя интонацией самые жирные восклицательные знаки после каждого собственного вывода, чтобы подчеркнуть его особую важность для науки, для региона, а может быть, и для всего мира. Всё, как всегда, за исключением очень важной детали: исследователям, которых довелось послушать мне, было…от восьми до десяти лет! О собственных исследованиях и экспериментах докладывали ученики 2-3 классов из разных школ и разных населённых пунктов Иркутской области. В соседних аудиториях, где работали другие секции, были ребятишки и постарше. Но ненамного. До пятого класса.

– Я раньше со старшими работал, с 7–11-классниками, – удивляется во время короткого перерыва Владислав Белоненко, методист отдела краеведения и музейной работы центра. – Хорошие ребятишки, умные. Но младших-то слушать, оказывается, даже интереснее. Они мыслят свободно, потому что ещё не загрузили своё сознание стереотипами.

– Похожие мероприятия для школьников старшего и среднего звена в регионе проводятся давно, – рассказывает Любовь Хилханова, методист центра, координатор фестиваля. – Мы регулярно для всей области проводим краеведческие школы, слёты, конференции. Но именно для старших школьников. А вот с младшими такой работы не было. Но несколько лет назад обратили внимание на всероссийский конкурс «Я исследователь». Посмотрели положение о конкурсе, в котором даже второклассники участвуют. Изучили накопленный опыт, наработки своих коллег. Вот и решили в прошлом году тоже организовать подобное мероприятие у нас. Но уже не просто конкурс, а фестиваль. Это более широкая программа, дающая гораздо больше возможностей.

Любовь Хилханова рассказывает, что двухдневная фестивальная форма мероприятия, в отличие от конкурса, позволяет проводить образовательные программы не только для школьников, но параллельно и для сопровождающих их педагогов. Для них, приехавших вместе с детьми из многих сёл, деревень, и в прошлом году, и нынче были проведены специальные обучающие семинары с выдачей соответствующих сертификатов. А главное, что фестиваль даёт младшим школьникам возможность получения дополнительных знаний от специалистов высшей квалификации. Так, в первый день фестиваля для них кроме познавательных экскурсий провели два мастер-класса, один из которых назывался «Байкальский пейзаж» и был посвящён художественному творчеству.

Почему важно сомневаться?

Методист центра Вера Мазулева учила детей видеть красивое в привычном. И, похоже, сама природа пришла на помощь ей и детям. Собрались они вечером в аудитории, а за окном на Байкале закат фантастической красоты! И старые-старые реликтовые лиственницы! А на противоположном берегу под размытым дымкой солнцем – снежные горы. Их из Листвянки видно не каждый день, только в самую хорошую погоду. В тот вечер они были как на ладони.

– Буквально за час у детей родились картинки, которые они увезут с собой на память, – говорит Любовь Хилханова. – На том мастер-классе ребятишкам были важнее не новые, только что приобретённые приёмы и навыки рисования, а возникшее желание смотреть на мир глазами художников. Смотреть осознанно, понимая, как красив существующий мир.

Ещё один мастер-класс, который провёл методист Сергей Снопков, председатель Иркутского отделения Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь», кому-то, особенно в первый момент, и вовсе может показаться крамольным по отношению к младшим школьникам. Он предлагает ребятишкам… сомневаться во всём, что они узнали из любых источников информации и уж тем более из Интернета. Тема его мастер-класса – «Почему исследователю важно сомневаться?».

– В переполненном информацией мире Сергей Викторович пытается подтолкнуть детей к желанию и к умению сомневаться, – объясняет координатор фестиваля смысл состоявшегося мастер-класса. И я с ней вполне соглашаюсь. В настоящее время, когда в ноосфере реальные знания соседствуют с лжезнаниями, умело закамуфлированными под правду, с откровенной – в том числе и умышленной – ложью, недопустимо принимать на веру всё подряд. – Не только детям, всем людям необходимо сомневаться, задавать себе вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

Как раз в самостоятельном поиске ответов, собственно, и заключается смысл исследовательской работы. Малый возраст тому вовсе даже не помеха, а скорее преимущество. Младшие школьники мыслят быстрее своих старших товарищей. Легче запоминают новую информацию – и уж тем более добытую целенаправленно и лично. Другое дело, что из-за недостаточности общих знаний им труднее сориентироваться в глобальном информационном пространстве, чтобы определить направление поиска и отсортировать научные данные от распространённых, устоявшихся мифов. Как раз в этом им требуется поддержка мудрых взрослых наставников, а не в готовых «правильных» выводах и уж тем более не в навязывании расхожих стереотипов, будто бы Катерина из «Грозы» Островского, к примеру, это «луч света», а пушкинский Евгений Онегин – «лишний человек».

Серьёзных ребятишек, докладывающих о результатах своих исследований, слушать было очень интересно. Конечно, моментов, когда в голосе юных экспериментаторов слишком явно слышались учительские (или родительские) нотки, тоже избежать не удалось.

Случались и конфузы, когда начинающий исследователь не смог не только произнести, но даже прочитать слишком «умное» слово, которым его взрослый наставник, возможно, планировал наповал сразить приглашённых экспертов. Всё это было, но совершенно очевидно, что в целом в массе своей сегодняшние ребятишки мыслят гораздо свободнее, более раскованно, чем моё поколение школьников 50–60-х годов прошлого века.

«Гипотеза не подтвердилась»

– У ребят после выполнения нескольких исследовательских проектов немножечко меняется мышление, – делится многолетними наблюдениями методист центра Владислав Белоненков. Причём слово «немножечко» он произнёс с такой интонацией, что я его воспринял в значении «существенно». – У них изменяется система взглядов, потому что дети начинают понимать, что каждая проблема имеет более одного решения, из которых надо выбрать самое оптимальное.

– Исследовательская и проектная работа – это один из основных трендов современного образования, – развивает эту мысль Сергей Снопков. – Образ жизни людей, а с ним и само общество стремительно изменяются. И уже не для отдалённого будущего, а для современного поколения критически важным становится умение самостоятельно творчески решать возникающие проблемы. Теперь мало просто обладать теми знаниями, которые были получены в школе, в институте. Надо уметь сопоставлять, систематизировать базовые знания и новую информацию, чтобы принять верное решение. Поэтому даже в наших государственных нормативных требованиях, таких как Федеральные государственные стандарты, к примеру, теперь ставится задача учить школьников исследовательской и проектной деятельности.

Сергей Снопков считает, что фестиваль «Я исследователь», организованный Центром развития дополнительного образования детей Иркутской области, «это очень хорошая площадка», на которой дети могут опробовать приобретённые навыки и пока ещё небогатый личный опыт поиска, сбора и анализа нужной информации.

– Но одно дело провести исследование для получения личных знаний, а другое – поделиться добытыми знаниями с другими, – говорит он. – Необходимо ещё суметь доказать, убедить людей, что полученные результаты – это не случайное совпадение, а искомая истина. Подобрать, сформулировать убедительные аргументы, чтобы отстоять свою точку зрения в полемике. Или, наоборот, понять и принять возражения оппонентов, чтобы подкорректировать собственную точку зрения и благодаря этому приблизиться к истине.

«Отрицательный результат – тоже результат». Эта аксиома датского физика Нильса Бора, лауреата Нобелевской премии, у детей не в почёте. Им в тысячу раз приятнее, если проведённый эксперимент подтвердит первоначальное предположение. Отсюда естественное желание «подогнать ответ». Возможно, ещё и поэтому десятки юных исследователей на прошедшем фестивале заканчивали свои выступления фразой хоть и с немного разными словами, но с одним смыслом: «Таким образом, моя гипотеза подтвердилась». Она звучала даже в биографических исследованиях, где изначально не было никакой гипотезы. Но среди юных исследователей в секции «Природа родного края» нашёлся мужественный Вадим Черных из села Катарбей Нижнеудинского района. К сожалению, я не слышал его выступление. Мне рассказали о нём «чужие» родители-иркутяне на следующий день.

Для повышения урожайности и оздоровления картофеля Вадим решил вырастить его не из целых или резаных клубней, как принято, а из отдельных вырезанных из клубня «глазков». Заложил на собственном огороде опытную «плантацию» в надежде осенью удивить родителей небывалым урожаем. Посадил. Всё лето ухаживал. А осенью – увы! «Гипотеза не подтвердилась!» – сообщил он слушателям. Урожая не получилось, зато Вадим получил реальные знания, экспериментально подтверждённые. На вопрос слушателей, намерен ли он продолжать исследование, а если намерен, то в каком направлении, Вадим ответил, что планирует начать выращивание семенных клубней картофеля из… семян, которые соберёт осенью из тех несъедобных зелёных ягод, которые образуются на ботве после цветения. Не знаю, что в этот раз получится у Вадима с картошкой, но вот в том, что из самого Вадима может получиться знатный картофелевод, если он продолжит целенаправленное изучение привычного для всех, но удивительного и до сих пор во многом загадочного растения, не сомневаюсь.

Начинать с дошкольного возраста

Для формирования в человеке целенаправленности, целеустремлённости, без которых он не может стать настоящим исследователем, по убеждению Сергея Снопкова, самое главное – не припоздниться с возрастом.

– И опыт подобных мероприятий, которые организовывает наш центр, и мой личный опыт работы со школьниками это показывают. На крупных педагогических конференциях я несколько раз слушал, что эффективность обучения детей в этом направлении приносит максимальный эффект именно в младшем школьном возрасте. А психологи говорят, что такую работу надо начинать вообще с дошкольного возраста, – говорит Снопков.

Сославшись на мнение выдающихся российских педагогов, Сергей Викторович рассказал, что рубль, вложенный в дошкольника, по эффективности равен десяти рублям, вложенным в студента. Даже 10 и 11 классы – по его мнению, это уже поздновато для формирования мышления исследователя. Другое дело, что такой тип мышления иногда формируется у детей как бы сам по себе, без участия взрослых. Наверное, это можно сравнить с талантом художника или музыканта.

Читая списки участников фестиваля, обратил внимание, что в их числе, кроме иркутян, много ребятишек из районов, расположенных относительно близко к областному центру. Хотя из Нижнеудинского, Тайшетского и Усть-Кутского районов тоже приехало по нескольку человек, но это, как мне подумалось, скорее исключение, чем правило. Потому и поинтересовался, как финансируется фестиваль. Масштабное, важное, нужное, интересное мероприятие, по моим прикидкам, должно обойтись недёшево. Координатор ответила довольно подробно. Заметила, что этот конкретный фестиваль пока ещё (слово «пока» произнесла с надеждой) не финансируется региональным бюджетом, поскольку считается экспериментальным. Другие мероприятия региональный бюджет хоть и частично, но всё-таки поддерживает через министерство образования. Но моё внимание резанула фраза о том, что главными спонсорами являются родители. А главной финансовой проблемой остаётся доставка ребятишек к месту событий из отдалённых уголков области.

Почему платят родители, если школьное образование в России бесплатное, а детская исследовательская и проектная работа воспринимается творческими педагогами как один из основных трендов современного образования? Если даже в государственных нормативных требованиях ставится задача учить школьников исследовательской и проектной деятельности? Зная о профиците федерального и нашего регионального бюджетов, я не смог найти ответы на эти вопросы. Но понял, почему в списке участников фестиваля совсем нет малышей-исследователей из Братска, Усть-Илимска, Бодайбо, Ербогачёна и других удалённых населённых пунктов. Здесь всё просто: потому что билет туда-обратно для ребёнка и сопровождающего лица зачастую стоит больше родительской зарплаты, а у сегодняшних чиновников, управляющих государством и регионами, в детстве никто не догадался сформировать мышление исследователя. Они до сих пор не научились видеть разницу между причиной и следствием.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры