«Избежать ошибочных решений»
Депутаты Думы Иркутска предложили доработать областное антикоррупционное законодательство
Губернатор Иркутской области, подавая заявление о досрочном прекращении полномочий муниципального депутата или должностного лица за предоставление недостоверных сведений о доходах, должен подкрепить его документами, доказывающими факт нарушений. Такую поправку предложено внести в областное законодательство. Инициатором выступила Дума Иркутска, на апрельском заседании которой был утверждён соответствующий законопроект. «Речь идёт о том, чтобы избежать повального сложения полномочий депутатов, поскольку на сегодняшний день каждая ошибка в сведениях о доходах – даже опечатка – карается только одним», – прокомментировал его принятие председатель городского парламента Евгений Стекачёв.
Поводом для разработки поправки послужили заявления губернатора Иркутской области Сергея Левченко, которые он подал с декабря 2018 года по март 2019 года в отношении нескольких депутатов Думы. Глава региона ссылался на результаты проверки достоверности и полноты сведений о доходах парламентариев за 2017 год. По областному закону «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», который был принят по инициативе губернатора в октябре 2017 года, в том случае, если информация оказывается недостоверной, глава региона имеет право принять решение о досрочном прекращении полномочий мэра, муниципального чиновника или депутата местной Думы. При этом закон не требует прикладывать к заявлению копии документов, подтверждающих их неправомерные действия.
«Решение о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, – отметил руководитель аппарата Думы Иркутска Максим Абрамов, представляя поправку в областной закон на заседании 25 апреля. – Данные выводы не только напрямую вытекают из положений федерального законодательства, но и подтверждены судебной практикой, сложившейся на данный момент. Как правило, заявления от губернатора Иркутской области о досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, не содержат в себе каких-либо основанных на результатах проверки выводов относительно того, заведомый ли характер носили действия этих лиц. Как и не содержат выводов относительно наступивших вследствие допущенных нарушений закона последствиях». Получается, что местные Думы должны не только поверить главе региона на слово, но и выяснить обстоятельства, в силу которых было принято его решение. Именно это и предусматривает порядок рассмотрения заявления, поступившего от губернатора.
Поправка, которую подготовила городская Дума, заключается в следующем: к решению должны прилагаться копии документов, подтверждающих факт нарушения со стороны депутата или чиновника, а также проект соответствующего решения Думы. «Нужна доказательная база, – пояснил председатель Думы Иркутска Евгений Стекачёв. – То есть документы, на основании которых были сделаны выводы о коррупционных нарушениях. Мы столкнулись с тем, что их не было в заявлениях на наших коллег, а правовая служба губернатора отвечала, что в них нет необходимости. Мы смотрим на это через призму того, что областной закон вышел совсем недавно, и сегодня по нему нарабатывается практика. По нашему мнению, документы должны быть по той простой причине, что решается судьба нашего коллеги, которого, в свою очередь, иркутяне выбрали своим представителем во власти. Считаем, что в ситуации, когда мы должны принимать решение на основании обычной бумаги, не видя при этом доказательную базу, нарушаются его права».
Случай с Александром Панько доказывает, что при этом областные власти не застрахованы от ошибок. Так, в первом заявлении губернатора о досрочном прекращении полномочий депутата вместо Думы Иркутска была указана Дума Иркутского района. А во втором, где эта ошибка была исправлена, содержались сведения, не предоставлявшиеся ранее. «Речь идёт о том, чтобы избежать повального сложения полномочий депутатов, потому что на сегодняшний день закон гласит, что любая ошибка, любая опечатка карается только одним, – подчеркнули депутаты. – На наш взгляд, это не совсем верно. Потому что есть опечатки, есть просто сведения, которые не несут за собой никаких негативных последствий».
Той же логикой руководствовалась и группа из шести членов Совета Федерации и 43 депутатов Государственной Думы, подготовившая поправку к 40-й статье Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно ей, в качестве мер ответственности парламентариев муниципального уровня помимо досрочного прекращения полномочий предложены предупреждение и освобождение от должности. «Введение альтернативных мер позволит дифференцировать подход к нарушителям законодательства о противодействии коррупции, – сказано в пояснительной записке к законопроекту. – И при отсутствии умысла предоставить недостоверные сведения либо с учётом иных объективных обстоятельств позволить гражданам, имеющим значительный опыт, высокую квалификацию, продолжить осуществлять депутатские полномочия в муниципальном образовании. Императивно установленная необходимость обнародования информации о лицах, допустивших нарушения, и о принятых к таким лицам мерах позволит избежать злоупотреблений при применении альтернативных мер ответственности».