Приоритеты вместо запретов
Пассажиропоток автобусов, трамваев и троллейбусов кратно вырастет, их маршруты оптимизируют, а нагрузку на проблемные дорожные узлы снизят за счёт новых светофоров и дополнительных полос движения. Это следует из проекта актуализированной программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Иркутска на 2016–2025 годы. Документ, действие которого в новой редакции продлено до 2030 года, представили на депутатских слушаниях в Думе города.
Троллейбусы пустят по Академическому мосту в октябре. Такова одна из главных новостей, прозвучавших на депутатских слушаниях в Думе города 24 апреля при обсуждении актуализированного варианта программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Иркутска на 2016–2025 годы. В частности, новый троллейбусный маршрут будет проложен от Университетского до сквера имени Кирова. «На приёмах граждан часто получаю просьбы организовать ещё одну линию муниципального транспорта из микрорайона в центр города, – прокомментировал председатель Думы Иркутска Евгений Стекачёв.– Сейчас Университетский обслуживают коммерческие перевозчики на автобусных маршрутах. Пенсионерам, у которых есть льготный проездной документ, пользоваться ими неудобно. Благодаря троллейбусу эта проблема решится». Ещё один маршрут, проложенный через Академический мост, соединит центр города и улицу Маршала Конева. Прокладывать контактную сеть планируют в этом году, а в 2020 году начнутся проектные работы по запуску троллейбуса в Ленинский район Иркутска.
Оптимизации маршрутов электрического транспорта уделена значительная часть нового варианта программы развития транспортной инфраструктуры города, действие которого продлено до 2030 года. При этом существенную часть пассажиропотока (по расчётам разработчиков, он увеличится с 74 млн до 236 млн человек в год) планируют «посадить» на троллейбусы. «Они обладают большей пропускной способностью, чем автобусы, есть и другие положительные моменты, – отметила Виктория Калинина, начальник управления транспортного планирования петербургского АО «Институт «Стройпроект», которое разрабатывало и актуализировало программу. – Сегодня их маршруты распределены с одной стороны и замкнуты на переход через Ангару – плотину Иркутской ГЭС. Мы предлагаем перераспределить их на два моста и понимаем, что часть троллейбусов будет двигаться по кратчайшему пути. При этом что по троллейбусному, что по трамвайному движению мы старались максимально использовать существующие сети». Что касается трамваев, то проектировщики предлагают организовать три маршрута: кольцевой по правобережной части Иркутска и два «диагональных» – из Солнечного до Студгородка и от железнодорожного вокзала до улицы Братской в предместье Рабочее. Количество автобусных маршрутов, которые дублируют друг друга, предложено сократить. А количество машин, равно как и число трамваев и троллейбусов, – увеличить.
Также разработчики предлагают установить 25 новых светофоров, в том числе на Байкальском кольце, и реконструировать 68 уже существующих. Ещё одно нововведение – дополнительные полосы движения на самых проблемных перекрёстках и выделенные полосы для общественного транспорта на улицах 3-го Июля, Карла Маркса, Байкальской и Трактовой. Помимо этого предложено сделать развязку на Джамбула двусторонней от Иркутного моста до улицы Маяковского, а на «Ромашке» на Лермонтова добавить две полосы под эстакадой и установить светофоры ближе к выезду на Академический мост.
«Идеалистический вариант»
Программа охватывает весь Иркутск, в том числе дороги на левом берегу, но депутатов прежде всего заинтересовали планы относительно его центра. «Будет ли ограничено движение в нём? – спросил Виталий Матвийчук. – Не рассматривается ли запрет на въезд в центр города?» Хорошая новость для автомобилистов: такой меры в программе нет. Однако разработчики настаивают на том, что для снижения нагрузки придётся рассмотреть вопрос о платных парковках. «Запрет на въезд в центр города – это идеалистический вариант, но с политической точки зрения это очень ответственное решение, – констатировала Калинина. – Нужно всё очень тщательно взвесить: эффект от такого мероприятия будет велик, но есть недовольство горожан. И, безусловно, в центре города приоритет должен быть отдан общественному транспорту».
Упоминание платных парковок вызвало дальнейшие вопросы. «У нас есть улицы, где люди приезжают с утра и на весь день ставят машины вдоль тротуара, – заметил депутат Василий Донских. – Что говорит опыт других городов насчёт перспективы наполнения бюджета? И, раз уж машина всё равно весь рабочий день стоит, может, стоит добираться на доступном общественном транспорте?» Последняя задача решается сравнительно просто. Но финансовая сторона вопроса оборачивается дополнительными сложностями. Власти Москвы, к примеру, не только взимают плату за парковку в центре города, но и штрафуют водителей, которые нарушают её правила. Однако администрации Санкт-Петербурга та же Госавтоинспекция МВД России так и не передала полномочия по обработке данных автовладельцев. Получилась парадоксальная ситуация: деньги за парковку собирать можно, но штрафовать тех, кто за неё не заплатил, – нет. Такая же коллизия может возникнуть и в других городах. «Вопрос администрирования решён только в Москве, – заключила Калинина. – Но они – сами себе закон».
Кайское «горлышко»
Депутатов между тем интересовали перспективы развития инфраструктуры и за пределами центра города. Например, председателя комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Юрия Коренева смутило отсутствие Маратовской развязки в перечне реконструируемых объектов, который содержится в программе. «Могу сказать не только как представитель Куйбышевского района – весь Ленинский район попадает в центр через неё, – сказал он. – Посёлки по Хомутовскому тракту в Иркутском районе тоже связаны с центром через Маратовскую развязку». Аргумент разработчиков: в программе учтены первоочередные мероприятия, на которые гарантированно есть финансирование до 2030 года. Поскольку реконструкция Маратовской развязки позволила в значительной мере «расшить» проблемный дорожный узел, продолжение работ предусмотрено позже. «Деньги – это то, чего всегда можно добиваться, – ответил на это Коренев. – Поэтому вы запишите Маратовскую развязку».
Депутата Донских, в свою очередь, заинтересовали перспективы расширения путепровода на улице Сергеева, проходящего над железнодорожными путями в районе станции Кая. Две его полосы – по одной в каждом направлении – сдерживают мощный транспортный поток, который колеблется в пределах 2–6 тыс. автомобилей в час что в будни, что в выходные дни. «Честно говоря, вопрос очень сложный, – отметил научный руководитель научно-исследовательской транспортной лаборатории ИрНИТУ Александр Михайлов, также участвовавший в актуализации программы. – Но если говорить о приоритетах, то без этого нельзя». Администрация Иркутска предусмотрела в городском бюджете на 2019 год финансирование работ по проектированию путепровода – в январе на депутатских слушаниях уже звучало предложение о строительстве нового виадука. Но первым шагом станет диагностика существующих конструкций.