«Красный бенефис»
Депутаты от КПРФ заблокировали возврат прямых выборов мэра Иркутска
В Иркутске не будет прямых выборов мэра. Вместо этого будет введён вариант с сити-менеджером. 25 апреля на сессии ЗС коммунисты заблокировали конструктивное обсуждение вопроса о возврате прямых выборов мэра областного центра. Их неспособность к компромиссу привела к тому, что сначала была отменена будущая возможность обсуждения третьего – альтернативного – варианта закона, а потом парламент, в котором большинство у КПРФ, проголосовал против законопроекта «красного» губернатора Сергея Левченко о возврате городу прямых выборов мэра. Вместо этого коммунисты провели проект закона о сити-менеджере, который сами называли «ущербным и неполноценным».
Третий проект
Второе заседание внеочередной сессии ЗС состоялось 25 апреля. Перед рассмотрением основной повестки депутат Виталий Перетолчин внёс ещё один проект закона, альтернативный для одного из двух законопроектов, уже внесённых в повестку заседания. «Предмет моего законопроекта совпадает с двумя законопроектами, внесёнными губернатором Иркутской области и группой депутатов Законодательного Собрания, – сказал Перетолчин. – Однако положение, касающееся способа наделения полномочиями глав муниципальных образований, я предлагаю решить совсем иным способом – альтернативным, опираясь на мнение населения, то есть через проведение публичных слушаний». Это означало, что все три законопроекта должны были быть рассмотрены на сессии одновременно, по ним должно было пройти рейтинговое голосование. Виталий Перетолчин заявил, что внесённые ранее законопроекты, в соответствии с законодательством, должны быть сняты с сессии, поскольку его проект закона ещё не получил все необходимые заключения и не прошёл через профильные комитеты. По мнению Виталия Перетолчина, серьёзное, вдумчивое рассмотрение всех трёх законопроектов одновременно позволило бы исключить практику ежегодного внесения и обсуждения подобных инициатив на сессиях и надолго поставило бы точку в этом вопросе.
Депутат от КПРФ Сергей Бренюк заметил, что повестка сессии была утверждена ранее, на прошлом заседании, и, по его мнению, корректировать её невозможно. Его поддержал полномочный представитель губернатора в ЗС Роман Буянов, обвинив депутатов в «злоупотреблении своими полномочиями» и указав, что глава региона свой законопроект внёс год назад, до настоящего момента не было альтернативных инициатив. По мнению юриста, инициаторы внеочередной сессии направляют заявление о созыве, прилагая список рассматриваемых вопросов. «И в этой связи изменения невозможны», – заявил Буянов. Аналогичное мнение высказал депутат Антон Романов. «Как вы помните, я председательствовал на первой части внеочередной сессии, никакого утверждения повестки не происходило, это и не требуется по регламенту», – заметил зампредседателя Заксобрания Александр Ведерников. Он отметил, что все присутствующие не компетентны определять, злоупотребил ли своим правом депутат Перетолчин. Если же у Романа Буянова есть подозрения, то можно обратиться в «соответствующие органы», которыми будет дана правовая оценка. «Речь идёт о законном праве депутата выступить с законодательной инициативой», – подчеркнул Александр Ведерников.
«Я не против любых законодательных инициатив, исходящих от любого депутата ЗС, но я категорически против ситуации, которую предлагает господин Перетолчин, – сказал глава фракции КПРФ Андрей Левченко. – Сегодня внесён законопроект, который якобы альтернативен двум другим. Мы о нём ничего не знаем, никто его даже не видел». По мнению Левченко, из-за такого законопроекта нельзя снимать уже отработанные вопросы. Депутат Виктор Побойкин напомнил, что по закону альтернативные законопроекты должны рассматриваться вместе при помощи рейтингового голосования. Эту точку зрения подтвердило правовое управление ЗС, отметив, что право депутата на внесение законопроекта закреплено не просто статьёй 67 Регламента ЗС, а Уставом области и федеральным законодательством, и это право не может быть поставлено в зависимость от того, что другие альтернативные варианты внесены ранее. Однако коммунисты снова и снова продолжали настаивать, что инициатива Перетолчина нелегитимна, а рассматривать надо только два законопроекта, внесённых губернатором и депутатами от КПРФ. «Я не против прямых выборов, я за то, чтобы дать населению право решать самому, об этом мой законопроект», – ещё и ещё раз объяснял Виталий Перетолчин, но фракция КПРФ его не слушала. «Мы, фракция КПРФ, снятие этих вопросов с повестки дня будем рассматривать как попытку срыва сессии Законодательного Собрания, срыва судьбоносного вопроса, который является важнейшим и для Иркутска, и для области в целом. Будем рассматривать это как руководство для того, чтобы оспорить действие ЗС и правового управления в суде. А также как основание, чтобы выразить недоверие руководству ЗС», – сказал депутат Антон Романов.
– У нас с вами, коллеги, здесь не митинг, – заметил спикер ЗС Сергей Сокол. – У нас есть регламент, и Алексей Александрович Петров, руководитель правового блока, дал нам исчерпывающие пояснения, не вдаваясь в политику, что мы можем и не можем рассматривать. У нас три альтернативных законопроекта, на два мы имеем заключения, на третий – нет. Хотим мы этого или нет, но это медицинский факт. Мы должны всё сделать по регламенту, а потом можно идти оппонировать во все инстанции.
Сергей Сокол заявил, что парламенту необходимо двигаться по повестке далее. К этому моменту подошло время перерыва. С 14.45 до 16 часов депутаты принимали участие в акции «Георгиевская ленточка».
«Призываю это сделать сегодня и сейчас!»
После перерыва Роман Буянов рассказал о сути губернаторской инициативы. Сейчас в регионе действует закон от 30 мая 2014 года № 54-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления…». В 2015 году он рассматривался в Конституционном суде РФ. КС признал непротиворечащими Конституции соответствующие положения закона Иркутской области, устанавливающие порядок избрания мэра Иркутска. Однако суд отметил, что региональный законодатель не должен ограничивать возможность предусмотреть в уставах муниципальных образований избрание главы поселения на муниципальных выборах. «То есть право на прямые выборы даже при закреплении иных вариантов должно быть предоставлено органам местного самоуправления», – сказал Роман Буянов.
Губернатор в своём законопроекте предложил определить способы формирования представительных органов и избрания глав муниципалитетов Иркутской области, полномочия глав муниципалитетов, критерии конкурсного отбора кандидатур на должность главы поселения, если это определено уставом. Представительный орган муниципального района избирается на выборах на 5 лет. Глава муниципального района и городского округа избирается на прямых выборах, включая мэра Иркутска. Глава городского поселения избирается на прямых выборах или Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Глава, избранный на прямых выборах, является председателем местной Думы или возглавляет администрацию. Если глава избран по конкурсу, он возглавляет местную администрацию. Главы городских и сельских поселений избираются только на прямых выборах, если на территории поселения расположен административный центр муниципального района, а также в ряде других случаев. Профильный комитет ЗС предложил принять законопроект губернатора в первом чтении и продолжить работу над ним.
Только Буянов закончил доклад, как коммунисты потихоньку начали превращать сессию в митинг. На трибуну вышел депутат Сергей Бренюк, который развернул тут же агитационный плакат, начал с обращения к жителям Иркутской области и Иркутска, а потом и к депутатам с требованием «реализовать право граждан» на прямые выборы и поддержать законопроект губернатора. «Призываю это сделать сегодня и сейчас!» – заявил Бренюк.
Спикер заявил, что голосовать за проект закона губернатора по регламенту ЗС не имеет права, так как в наличии есть проект закона Перетолчина. Но тут коммунисты окончательно решили завести сессию в коллапс. Фракция КПРФ стала требовать голосования по первым двум вопросам сразу после заслушивания второго. Романов, Бренюк, Носенко, Левченко требовали исключить проект закона Перетолчина и голосовать немедленно за два законопроекта из повестки. «Андрей Сергеевич, я действую не по своему усмотрению, а в соответствии с регламентом, – сказал Сергей Сокол. – Правовое управление всё разъяснило. Ставить на голосование первый и второй законы при наличии третьего, на который нет отзывов и который не рассматривался, я, к сожалению, не могу».
«Есть такое заболевание – шизофрения»
Сессия перешла к рассмотрению второго законопроекта, представленного депутатами Андреем Андреевым и Дмитрием Тютриным. Этим законопроектом предлагалось избрание сити-менеджера при помощи конкурсной комиссии, составленной на паритетных началах из представителей городской Думы и власти субъекта. Кандидат вносится комиссией на рассмотрение Думы. «Считаем, что данная система далека от совершенства, поскольку самая совершенная система – это прямые выборы, – сказал Андрей Андреев. – Однако та схема, когда мэр избирается из числа депутатов городской Думы, порочна и не совсем адекватна». По мнению авторов законопроекта, в варианте сити-менеджера город получит более ответственного человека, которого можно будет контролировать. Против этого варианта высказались губернатор и депутаты, члены профильного комитета от «ЕР». Коммунисты были за. И на сессии они признавали, что это не лучший вариант, но требовали голосования немедленно. Если закон о прямых выборах не проходит, так пусть проходит не очень хороший закон о сити-менеджере, заявил депутат Бренюк. «Мы понимаем всю ущербность второго варианта», – признался Антон Романов. Но, по его мнению, этот ущербный вариант «хоть как-то» позволит контролировать работу власти.
Складывалось впечатление, что коммунистам надо провести любой из законов. Лишь бы быстро и именно на этой сессии. Доводы Александра Ведерникова и депутатов от «ЕР» о том, что представленный Перетолчиным законопроект позволяет дать полную свободу местным парламентам при определении способа избрания градоначальника, не действовали. Коммунисты пошли ва-банк: или закон о прямых выборах, или пусть всё катится к заведомо слабому законопроекту о сити-менеджере. Фракция КПРФ медленно, но верно начала скатываться в агитационный угар.
Страсти накалились, и депутаты уже с трудом сдерживались. «Не хотел я выступать, но медицинское образование не даёт промолчать, – заметил депутат Александр Гаськов. – Есть такое заболевание – называется «шизофрения». Она обычно развивается в позднеподростковом возрасте и начале жизни взрослого человека. Тут вроде все взрослые люди… Вот слушаю господина Бренюка, вышел он с плакатиком… Так бы он переживал за тубдиспансер с плакатиком…» «Господин Гаськов, вы о своей шизофрении говорили или о чьей?» – осведомился Сергей Бренюк. А Антон Романов предложил рассмотреть поведение Гаськова на комиссии по депутатской этике. «Я бы попросил депутата Гаськова впредь воздержаться от высказываний, которые можно расценивать как то, что он назвал депутата нашей фракции шизофреником», – сказал Андрей Левченко.
Когда сессия перешла к третьему вопросу, Андрей Левченко даже не дал спикеру зачитать название законопроекта. «Сергей Михайлович, вы сейчас провоцируете начало грандиозного скандала, который я, честно говоря, думаю, в первую очередь не нужен вам как руководителю областного отделения партии «Единая Россия» и председателю ЗС, – заявил он. – Уже звучали комментарии, что вы такой же рядовой депутат, председательствующий на сессии. И обязаны соблюдать регламент». По мнению Левченко, переход к третьему вопросу без голосования – это нарушение регламента. «Предлагаю вам, пока не поздно, не провоцировать Майдан, как говорится, перед зданием ЗС. И поставить первые два вопроса на голосование», – рубил мосты глава фракции КПРФ. «Вы мне угрожаете скандалом, я не знаю, как это воспринимать, – заметил Сергей Сокол. – Можно всё что угодно воспринимать как скандал, но у нас есть регламент». Он предложил спросить мнение «независимого арбитра» – прокуратуры – или после заседания отправиться с иском в суд. Прокуратура подтвердила правомочность действий спикера ЗС. Депутат Лариса Егорова предложила рассмотреть и поведение Андрея Левченко на комиссии по этике «за прямые угрозы и призывы к Майдану».
«Вы на «стрелке» находитесь?»
Тем временем спикер снова вызвал на трибуну докладчика по третьему вопросу. Им оказался… Андрей Левченко. И тут случилась третья часть «красного бенефиса». «Уважаемый Сергей Михайлович, я не буду голосовать по третьему вопросу, пока вы не поставите первые два на голосование», – заявил коммунист прямо на трибуне. И предложил не продолжать работу сессии, пока вопросы не будут проголосованы. Сергей Сокол заявил, что отказывается идти по пути нарушения закона и тем более возглавлять этот процесс. К тому же прокуратура ясно дала понять, что, скорее всего, такой путь будет ею опротестован. «Я, поскольку избран на этот пост, буду вести сессию таким образом, чтобы ко мне не было нареканий у правоохранительных органов, по крайней мере, с точки зрения процедуры ведения», – сказал Сокол. Коммунист заявил, что спикер отказывается работать по повестке сессии, и предложил передать вице-спикеру Носенко обязанность по ведению сессии. «Смена спикера возможна только в случаях установленных нарушений регламента. Пока что они не фиксируются», – заметил Сокол.
Депутат Наталья Дикусарова попросила навести порядок в зале заседания. «Мы на митинге, на демонстрации находимся?» – спросила она, указав на плакаты, которые развернули коммунисты. «Андрей Сергеевич, объясните, пожалуйста, вы где находитесь? Вы на «стрелке» находитесь? – спросила депутат. – Пожалуйста, присядьте на своё место, если вы отказываетесь отвечать по вопросу, приведите в порядок свои чувства и эмоции, и давайте продолжим сессию ЗС. Вы позволили себе оскорбить председателя Заксобрания. Вы позволили себе это сделать абсолютно неадекватно. Я поразилась. Извините меня, пожалуйста, но ваши даже родственные отношения не дают вам возможности вести себя так в стенах представительного органа Иркутской области».
Сергей Сокол в ходе обсуждения несколько раз подчеркнул, что депутаты от «ЕР» готовы обсуждать все законопроекты по сути, однако ситуация, когда будет голосование за два законопроекта при игнорировании третьего, приведёт к тому, что прокуратура опротестует это решение и благие намерения коммунистов вернуть жителям прямые выборы пропадут. Но Андрей Левченко стоял на своём и заявил, что фракция КПРФ не будет участвовать в работе сессии, пока не будут выполнены его требования. И даже предложил коммунистам покинуть зал. Сессия была на грани срыва.
В итоге спикер объявил перерыв, во время которого велись переговоры. На сессию депутаты вышли уже поздно вечером. Депутат Перетолчин согласился отозвать свой законопроект, чтобы дать сессии возможность работать далее, сняв неразрешимое препятствие, которое организовали коммунисты. Настойчивость фракции КПРФ, её требование голосовать за проекты именно на этой сессии привели к тому результату, которого все опасались, включая самих коммунистов. Законопроект о возврате прямых выборов мэра, предложенный «красным» губернатором Иркутской области Сергеем Левченко, не набрал нужное количество голосов. Парламент, в котором большинство – сторонники Левченко, проголосовал против инициативы своего же патрона. Против возвращения Иркутску прямых выборов мэра. Вместо этого прошёл вариант с сити-менеджером, который сами коммунисты открыто назвали «ущербным». Именно этот неполноценный вариант будет определять судьбу Иркутска. «Спасибо коммунистам», – бросил на стол бумаги один из депутатов, покидая зал.