«Людей спросите сначала»
Депутаты встали на защиту небольших посёлков, которым грозит «объединение»
Проблема объединения сельских поселений стала главной во время муниципального часа, который состоялся 16 апреля на сессии Законодательного Собрания Иркутской области. «Серый дом» настаивает на массовом объединении сельских поселений, которые не обладают достаточным финансированием и количеством жителей, тогда как депутаты считают, что к каждому из таких случаев надо подходить индивидуально. Сами же муниципалитеты говорят, что причина их бедственного положения – в отсутствии в регионе продуманной Стратегии социально-экономического развития и недостаточном внимании исполнительной власти к проблемам территорий. «Я точно не дам объединять населённые пункты в тех территориях, где люди хотят жить и развиваться», – заявила депутат ЗС Наталья Дикусарова.
На муниципальный час «Проблемы и перспективы развития сельских поселений в Иркутской области. Целесообразность преобразования сельских поселений путём их объединения» «Серый дом» делегировал единственного человека – полномочного представителя губернатора в ЗС Романа Буянова. Ни представители финансового блока, ни экономического не выступали. Опору сделали на доклад о положительном опыте объединения в Усольском районе. Как рассказала председатель Думы Усольского района Надежда Глызина, в 2017 году было начато объединение Белореченского и Мальтинского поселений, с инициативой вышла Дума Белореченского. В данном случае объединение было обусловлено тем, что поселения граничат – мальтинцы покупают дома в Белореченском, а жители Белореченского строят дачи на землях Мальты. Мальтинцы работают на предприятиях Белореченского. Собственный доход самодостаточного Белореченского поселения в 2016 году превысил 65 млн рублей. У Мальты – чуть более 14 млн рублей, только 5 млн рублей собственных доходов.
В январе и феврале 2017 года были проведены публичные слушания по вопросу объединения. Население большинством голосов проголосовало «за». В марте решения Дум Белореченского и Мальты были поддержаны Думой Усольского района. Законом Иркутской области от 25 мая 2017 года № 131-ОЗ с 10 июня 2017 года был создан новый муниципалитет – городское поселение Белореченское с население 11,2 тыс. человек, в октябре 2017 года состоялись выборы мэра и Думы. «Спустя два года могу сказать, что мы не ошиблись с объединением. Планы, которые мы строили на 2018–2029 годы, выполняются. Мальта почувствовала, что деньги вкладываются, работа проводится», – сказала Надежда Глызина. Представитель прокуратуры Иркутской области заявил, что часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда местные Думы собираются с трудом или не собираются вообще, а решения их существуют на бумаге. И в этом случае объединение сказывается положительно, так как избавляет людей от лишних расходов на управление. Экономия по Ангарскому городскому округу при объединении составила около 300 млн рублей.
«Объединение Ангарска и поселений в Усольском районе – это одна ситуация. Эти территории рядом с областным центром, объединённые муниципалитеты находятся рядом друг с другом. Но когда такой же процесс начинается в Тайшетском районе, например, где расстояния между поселениями сотни километров, а добраться зимой можно только по зимнику, вот в этом вопросе надо быть очень и очень аккуратными, – заявила депутат Наталья Дикусарова. – Оставить территорию, которая находится за сотни и сотни километров от районного центра и тем более от Иркутска, без главы, без Думы – это легкомысленно. Когда я слышу темы о том, что нужно везде повально объединяться, – так нельзя, следует в каждом случае думать, чтобы не оставить территорию без помощи, управления и контроля». Депутат Антон Романов поддержал Дикусарову, заявив, что проблемы большей части территорий должны решаться за счёт их экономического развития, а не объединения. «В противном случае под видом объединения мы будем проводить политику ликвидации», – сказал он.
– Я начал работу в 2017 году, основная наша проблема – отсутствие плана развития Иркутской области, – заявил глава и председатель Думы Гороховского муниципалитета Иркутского района Максим Пахалуев. – Это означает, что отсутствует развитие Иркутского района и нашего поселения. Как мы развиваемся? Хаотично. Нужно развивать сельхозпроизводство на селе, если нет рабочих мест, деревня просто умирает. 15 лет назад у нас на территории проживало 2,4 тысячи человек. Сейчас в Горохово 780 человек. Территория, можно сказать, просто вымерла. Молодёжь уезжает, основное население – пенсионеры и люди перед пенсией. Не в полном объёме финансируются возложенные на поселения полномочия, нет рабочих мест, не финансируется реформа ТКО. Сколько совещаний у нас проходит – и ничего. Честно скажу: на данный момент у меня с территории не вывозится мусор. Полномочия по наполнению пожарных машин по программе «Чистая вода» достались мне, но никаких проектов софинансирования не существует. Требования надзорных органов есть, решения суда есть, а как мне это исполнять, я не знаю. У нас в Иркутской области и профицит бюджета имеется, и минэконом развития может просчитать, что лучше развивать в конкретном муниципалитете. Вы вложите эти средства в поселение точечным путём.
Как пояснил глава Гороховского муниципалитета, раньше все социальные объекты на селе строило основное сельхозпредприятие при софинансировании из области. Сейчас же все эти полномочия спущены муниципалитетам без денег. Если муниципалитет найдёт деньги на проект, пройдёт все экспертизы, то объект попадает в рейтинги правительства Иркутской области, где будет стоять очень долго. Глава Новоилимского МО Николай Печанский напомнил о проблеме вывоза мусора, помощи от областных властей муниципалитетам нет никакой, а прокуратура «глав поселений уже в суды привела». «Мы каждый год готовим доклад о состоянии муниципальных образований региона, и с каждым годом готовить его становится всё страшнее и страшнее, – сказала исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований региона Зоя Масловская. – Объём полномочий, который вменяется федеральным законодательством местным поселениям, в частности сельским, растёт, доходная база же не увеличивается, а где-то и уменьшается». Масловская считает, что этой проблеме надо бы посвятить отдельную сессию ЗС.
А вот «Серый дом» ратует за то, чтобы сельские поселения как можно быстрее массово объединялись, потому что тогда на них можно будет хорошо сэкономить. Полномочный представитель губернатора Иркутской области в ЗС Роман Буянов уверен, что из областного бюджета муниципалитетам ежегодно идёт «значительный объём финансовой помощи». А если поселения сами не развивают сельхозпредприятия, значит, просто «инициативных людей нет», хотя региональный минсельхоз все возможности для этого даёт. «Вы уж простите, я всю жизнь на селе и там и живу. И с вами не соглашусь, что люди не хотят и нет этих людей, – сказал Степан Франтенко. – Нет адекватных условий и механизмов для развития. Минсельхоз делает в рамках того, что ему дано, всё. Но количество финансов в сельскую деятельность ограничено, если сравнивать с другими странами».
Команда губернатора решила, раз никто не хочет или не может развиваться, проще всего сокращать. В области 455 МО, 414 – первого уровня, 74 с численностью населения менее 500 человек, из них 5 – с населением менее 100 человек. В таких поселениях расходы на содержание администрации достигают 90%, привёл цифры Роман Буянов. При этом доходная база таких поселений на 90% состоит из поступлений из областного бюджета. Объединение, по мнению губернатора и его команды, позволит сэкономить расходы консолидированного бюджета Иркутской области. Губернатор ссылается на Минфин России, который якобы рекомендовал ему сокращать сельские поселения, оптимизируя расходы. А взамен объединившимся дадут некую «субсидию за эффективность».
– Если бы в Стратегии социально-экономического развития, которая лежит в ЗС, для каждого муниципального образования было определено будущее, то, наверное, можно было бы под другим ракурсом говорить обо всех этих вещах, – сказала Наталья Дикусарова. – Констатирую факт: будущее Чунского района определено исключительно моими депутатскими поправками, которые мы вместе отработали с районом. Мы президента РФ тоже не слушаем? Строительство ФАПов было определено даже для населённых пунктов, в которых 100 человек. А мы идём по какому-то другому пути. Я предлагаю задуматься над соответствующим разделом Стратегии социально-экономического развития. Давайте поедем туда, в эти поселения, где 100–300 человек. Людей спросите сначала. Люди не собираются оттуда уезжать, они хотят жить там. И президент нам говорит, что мы земли должны обрабатывать, а не закрывать населённые пункты. Я точно не дам объединять населённые пункты в тех территориях, где люди хотят жить и развиваться.
Зоя Масловская напомнила, что в Госдуму внесён законопроект об изменениях в 131-ФЗ, вводящий понятие «муниципальный округ». Эта новая структура позволит объединять отдалённые друг от друга территории, сохраняя сельские преференции и структуры управления. Законодательное Собрание приняло решение обобщить все предложения, прозвучавшие на муниципальном часе, и обсудить проблему в расширенном режиме, чтобы выйти на конкретные выводы и рекомендации.