Будущее Иркутска создаём сегодня
Мэр областного центра представил отчёт о своей работе
С благодарности иркутянам – за помощь, поддержку, внимание к острым вопросам, конструктивную критику и инициативу – начал традиционный отчёт в нынешнем году мэр Иркутска Дмитрий Бердников. Ведь именно активность горожан даёт руководству города понимание, каким люди хотят видеть Иркутск, его улицы и дворы. Горожане контролируют, как их идеи воплощаются в жизнь. «В этой работе нет мелочей. Благоустройство даже небольшого двора по значимости и ответственности подхода ничем не отличается от строительства самой современной школы», – отметил глава областного центра.
Властям Иркутска вместе с активными горожанами удалось сделать многое. За четыре года благоустроено 69 парков и скверов, отремонтировано 735 дворов. Выполнен беспрецедентный объём ремонта дорожного полотна – около 2,5 миллиона квадратных метров. Построены четыре большие школы, 21 детский сад. Возведено и отремонтировано пять крупных спортивных комплексов.
Доходы
Столь масштабные изменения стали возможны благодаря целенаправленной работе по увеличению доходов муниципальной казны. За последние три года доходная часть городского бюджета выросла на семь миллиардов рублей. Если в 2015 году она составляла 13 миллиардов, то в 2018-м доходы достигли 20 миллиардов. Администрации удалось добиться существенного роста поступления субсидий в бюджет города. Их объём в 2018 году в пять раз превысил уровень 2015-го.
В 2018 году Иркутск вошёл в 6 федеральных и 12 областных государственных программ. Благодаря этому город получил из государственного бюджета почти четыре миллиарда рублей.
В 2019 году Иркутск участвует в национальных проектах Российской Федерации «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жильё и городская среда», «Демография». В рамках федеральной программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 гг.» в 2018 году завершён третий этап реконструкции канализационно-очистных сооружений правого берега Иркутска. В 2019 году эта работа продолжена. Общая сумма финансирования по проекту составит более восьми миллиардов рублей.
«Этот объект значим не только для города, но и для всего региона. Могу с уверенностью сказать, что мы взяли на себя обязательства по улучшению экологической ситуации на уровне области», – подчеркнул Дмитрий Бердников.
Кроме того, в 2016 году по инициативе мэра Иркутска был принят областной закон, согласно которому 30% налога, взимаемого с применением упрощённой системы налогообложения, остаётся в городском бюджете. В результате казна в 2017 году пополнилась почти на 800 миллионов рублей. В 2018-м эта сумма составила уже свыше 900 миллионов. Это позволило существенно увеличить объёмы строительства школ и больниц.
Кроме тех объектов, о которых уже было сказано, в 2018 году началось строительство школы в микрорайоне Лесной на 616 мест. В сентябре школа уже примет учеников. Идёт возведение дополнительного учебного блока гимназии № 25 в микрорайоне Солнечный. Готовы проекты на строительство дополнительных учебных блоков к школам № 14, № 53 и № 57. Сейчас они проходят необходимые экспертизы.
В сентябре 2018 года на улице Байкальской и станции Батарейная открылись новые детские сады. В декабре 2018 завершено строительство ещё трёх детских садов: на улицах Бурденко и Касаткина, в 20-м Советском переулке в Ново-Ленино. В нынешнем году в них пойдут больше 600 дошколят. Во всех новых детских садах работают группы для детей от одного года. Продолжается строительство дошкольных учреждений на улицах Зимней и Сосновой на 350 мест каждое. Строительство этих объектов будет завершено в 2019 году.
Ремонт дорог
Масштабные преобразования происходят на иркутских дорогах. Это видят жители города. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в областном центре за два года отремонтировано более 60 километров дорог. Темпы дорожного строительства увеличиваются с каждым годом. В 2017 году было отремонтировано 27 участков автомобильных дорог, в 2018 году – уже 34 участка. Кроме того, ремонт улиц и магистралей Иркутска ведётся комплексно: ремонтируют проезжую часть, обустраивают тротуары, ограждения, бордюры, стоки, устанавливают дорожные знаки, высаживают деревья. В прошлом году в Иркутске обустроено 105 тысяч квадратных метров новых тротуаров. По сравнению с 2015 годом этот показатель вырос в 4,5 раза.
«Особое внимание было уделено реконструкции ключевых транспортных развязок. Были отремонтированы Покровская, Старокузьмихинская, Байкальское кольцо. В прошлом году реконструировали Маратовскую развязку. Пропускная способность там увеличилась вдвое. Убеждён, автомобилисты оценили положительные изменения, – отметил Дмитрий Бердников. – Ещё один важный принцип, которым руководствуемся: на городских улицах, площадях и бульварах ремонт идёт большими участками. Это сразу меняет вид целых кварталов, даже районов».
В 2018 году выполнен комплексный ремонт на улицах Чкалова, Седова, Декабрьских Событий. Отремонтированы объездные дороги в Юбилейном и между микрорайонами Университетский и Первомайский. Для регулирования транспортных потоков привели в порядок дороги на улицах Безбокова и Костычева, обновили Маршала Конева, Аргунова, Звездинскую. Кроме того, значительная часть работ на улично-дорожной сети была направлена на устранение аварийных участков. Работы шли по заявкам жителей, ликвидировано более 60 очагов аварийности.
Все работы находились на контроле мэра города. Дмитрий Бердников вместе со специалистами, общественниками и активными горожанами регулярно проверяли темп и качество работ.
«В нынешнем году программа «Безопасные и качественные дороги» стала национальным проектом. Это означает, с одной стороны, увеличение финансирования. А с другой – повышенное внимание федерального центра и, конечно, жителей города, общественности к качеству и срокам выполнения работ. По итогам двух предыдущих лет мы выполняем программу в полном объёме по всем показателям. В 2019 году дорожные работы будем вести так же интенсивно!» – пообещал мэр.
В частности, запланирован ремонт 31 участка общей протяжённостью около 30 километров. Начнётся первый этап реконструкции улицы Баумана. От 18-го Советского переулка до объездной дороги Ново-Ленино планируется обустроить четырёхполосное движение, оборудовать велодорожки, остановки, выполнить озеленение. На улице Култукской отремонтируют участок от Красноказачьей до Космического переулка. Здесь проложат новую ливневую канализацию, сделают тротуары, установят дорожные ограждения, оборудуют съезды к домам. Работы будут синхронизированы с деятельностью сетевых организаций, они приведут в порядок трубопроводы вдоль этой улицы. Объекты капиталоёмкие, их реализация рассчитана до 2020 года.
Транспорт
В Иркутске создаются новые маршруты. Так, через Академический мост планируется запустить троллейбус. Транспорт будет курсировать из центра города до микрорайона Университетский, в перспективе планируется продлить маршрут до улицы Маршала Конева. Средства для строительства контактной сети запланированы в муниципальном бюджете на нынешний год. Кроме того, для организации новой линии планируется закупить девять троллейбусов.
В 2018 году разработана комплексная схема организации дорожного движения и транспортного обслуживания населения – Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Иркутска. Она включает в себя территорию не только областного центра, но и соседних городов – Ангарска и Шелехова, а также Иркутского района.
«Речь идёт об естественной агломерации. Иркутск как областной центр выступает здесь в роли своеобразного локомотива – задаёт необходимые стандарты в проработке и реализации мероприятий.
Все рекомендации будут использованы при строительстве и реконструкции дорог, при организации маршрутной сети общественного транспорта, – сказал Дмитрий Бердников. – Иркутск – лицо области. В нашем городе проживает четверть населения региона. По качеству дорог, по уровню комфорта городской среды в Иркутске судят о регионе в целом. Именно поэтому мы вернули городу необходимые компетенции для перспективного развития – распоряжение неразграниченными землями и формирование градостроительной политики».
Глава областного центра также отметил, что развитие транспорта в Иркутске имеет социальную направленность. Стоимость проезда в муниципальном транспорте сохраняется на прежнем уровне. Продолжается обновление автопарка. В 2018 году было закуплено шесть новых автобусов и пять троллейбусов. Кроме того, на линии вышло ещё 10 трамваев. Городские автобусы, трамваи и троллейбусы оборудованы системой ГЛОНАСС, что позволяет следить за их передвижением в онлайн-режиме. В 2018 году благоустроено 49 остановок общественного транспорта, в планах на нынешний – обновление 40 остановочных пунктов.
Социальная поддержка горожан
«Мы считаем необходимым поддерживать молодых специалистов – учителей, медиков, работников культуры. Начиная с 2016 года выплачиваем им «подъёмные»: по 100 тысяч рублей – врачам и фельдшерам, по 50 тысяч – медсёстрам, учителям, работникам культуры. В 2018 году мы увеличили размер выплат для учителей, а в нынешнем году – и для работников культуры: с пятидесяти до ста тысяч рублей», – отметил глава города.
Всего «подъёмные» получили 629 педагогов, 269 врачей, 192 медсестры, 18 работников культуры. Благодаря этому удалось снизить кадровый дефицит в городских поликлиниках на 27%, на станции скорой медицинской помощи на 42%, в школах и детских садах на 10%.
«Решение вопросов социальной помощи населению крайне важно. Мы обязаны помогать тем, кто нуждается в такой поддержке больше всего. Это и молодые люди, которые, образно говоря, только встают на ноги. И семьи, оказавшиеся в непростой жизненной ситуации. И, конечно же, наши уважаемые ветераны и пенсионеры», – добавил Дмитрий Бердников.
В 2018 году на социальную поддержку населения было выделено 693 миллиона рублей. Эти средства направлены на льготный проезд, покупку лекарств, бесплатное питание школьников, выплаты молодым специалистам, оказание материальной помощи, социальные выплаты на строительство и приобретение жилья и ряд других мер.
Дмитрий Бердников говорил о работе с общественными организациями, активистами. Рассказывал о том, насколько упростилось общение с мэрией и сократилась бумажная волокита после запуска портала «ЯИркутянин». Около 70% обращений жители города подают в электронном виде.
«У Иркутска не просто есть будущее. Оно создаётся уже сегодня. Мы делаем всё, чтобы молодёжь оставалась здесь. Чтобы люди жили, работали, заводили семьи, растили детей», – завершил свой отчёт глава города.
«Сделано то, о чём мы мечтали»
Общественный деятель, биолог Виктор Кузеванов:
– Это редкое явление, когда власть сама спрашивает горожан, как бы они хотели, чтобы обустроили их двор. Цифры, которые звучали в отчёте, впечатляют. Появились сотни дворов, скверов, которые делают жизнь горожан лучше. В последние годы, мне кажется, Иркутск приближается к тому идеалу, о котором мы говорим «экологичный город». Понятно, что сразу всё успеть невозможно. Но при градоначальнике Дмитрии Бердникове сделано то, что было неразрешимой проблемой многие десятилетия.
Такого количества общественных пространств за столь короткий срок в Иркутске не создавалось никогда. Озеленение, которое было в городе, мы в основном унаследовали с 1950-х годов прошлого века. Тогда, после войны, массово создавались скверы. Сегодня мы опять видим подъём обновления. Большие команды молодёжи обустраивают дворы и улицы. Происходит такая движуха, такое количество событий в Иркутске, что я хотел бы участвовать во всех, но невозможно везде успеть.
Доцент кафедры государственного и муниципального управления Иркутского госуниверситета Виктор Чебунин:
– По масштабу преобразований, которые происходят в городе, я сравниваю Дмитрия Бердникова с легендарным Николаем Салацким. Это моя личная оценка. Я её могу подкрепить фактами. Есть методика оценки эффективности государственных и муниципальных органов власти. Анализ эффективности работы администрации Иркутска по этой методике выполнили студенты, которые работали под моим руководством. По результатам исследования Иркутск в пять раз опережает своего ближайшего конкурента – город Братск. Оценка велась по 260 показателям. При этом мы учитывали только социальную активность. Критерий «Бюджетная обеспеченность» был нивелирован.
Есть исследование, которым занимался я лично. В нём я сравнил процессы, которые происходят в городах Сибири. По масштабам изменений Иркутск уступает только Красноярску. Здесь нужно учитывать структуру производства. В Красноярске находятся крупнейшие производства. В Иркутске один крупнейший налогоплательщик – авиазавод.
Положительной оценки заслуживают усилия властей по наполнению бюджета. Доходы муниципалитета за последние годы выросли на 50%. Это и результат поддержки малого бизнеса, и тщательное администрирование налогов. Мэру удалось добиться того, чтобы 30% УСН (налога, взимаемого по так называемой упрощённой системе) шло в бюджет города. Одно из главных достижений власти – участие Иркутска в федеральных программах. 20% средств от общего объёма бюджета привлечено из федеральных источников – это очень высокий показатель даже в масштабах России.
Председатель Общественной палаты Иркутска Юрий Коренев:
– Власть в Иркутске делает много для того, чтобы в городе было комфортно жить и работать. Не секрет, что от этого зависит, будет оставаться молодёжь в своём городе или уедет. Мы все видим, как меняется Иркутск. Это самое главное.
В нынешнем году Общественной палате Иркутска исполнилось 10 лет. Все эти годы мы занимаемся вопросами создания комфортной городской среды. Это наш приоритет.
Директор школы № 14, руководитель городской организации «Женсовет» Людмила Тучкова:
– Я восхищена тем, какие условия создаются, чтобы дети хотели учиться, получать образование в Иркутске. Какие условия создаются, чтобы они хотели остаться здесь. Я восхищаюсь новыми делами, которые работают на укрепление семьи. В нашем городе создан Дом семьи и ребёнка. В последние годы обустроены замечательные места, где хочется проводить время. Самое главное – всё, что происходит в городе, делается с согласия иркутян и при их активном участии.
Председатель ТОС «Возрождение» (Копай) Людмила Дубровина:
– Раньше Копай ассоциировался у горожан с грязными трущобами. За четыре года, которые городом руководит Дмитрий Бердников, наш посёлок сильно изменился. С 2015 года всё сдвинулось с мёртвой точки. Сделано то, о чём мы мечтали. И даже то, на что не надеялись.
На дорогах уложен асфальт, на опасных участках установлены светофоры, обустроены остановки. Появились детские и спортивные площадки. По просьбам жителей продлён маршрут транспорта, теперь из Рабочего можно напрямую доехать до аэропорта. Люди стали больше общаться. Ведь в своём посёлке мы вместе проводим праздники.