издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Денег нет, но вы учитесь

Региональное правительство продолжает экономить на детях

Система школьного образования переживает кризис, о котором не говорят в правительстве Иркутской области. Хроническое недофинансирование учебных расходов, нехватка мест в школах крупных городов, лукавая система начисления заработной платы педагогам – вот лишь краткий список проблем. Поскольку решить их в диалоге с правительством области не удаётся, депутаты пытаются хотя бы некоторые из них вынести на федеральный уровень.

Коммунисты всегда против

Во время своего ежегодного послания Законодательному Собранию глава региона немного времени посвятил школам. «В части школьного образования особое внимание будет уделяться развитию сельских школ. В них необходимо создать материально-техническую базу для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профиля в период реализации национального проекта «Образование». Поручаю министерству образования Иркутской области до конца 2019 года создать в школах, расположенных в сельской местности, не менее 60 центров цифрового и гуманитарного профилей», – вот и всё, что Сергей Левченко сказал о детях. Между тем система школьного образования задыхается от недофинансирования.

Судите сами, в марте нынешнего года к главе региона поступило обращение, которое подписали более трёх тысяч человек. Жители Приангарья просят губернатора увеличить нормативы учебных расходов для школ и детских садов. Первым под документом подписался председатель Законодательного Собрания Сергей Сокол, а за ним ещё 23 депутата. Обращение поддержали депутаты дум 106 муниципальных образований первого уровня и 31 муниципалитета второго уровня, родители и педагоги, руководители профсоюзных организаций.

В конце прошлого года депутаты предложили повысить норматив расходов на одного школьника до 2000 рублей и на одного детсадовца до 1000 рублей. Однако инициатива не прошла. Против выступили депутаты фракции КПРФ. Буквально двух голосов не хватило, чтобы принять изменения в закон на сессии Законодательного Собрания.

Вместо этого была утверждена поправка губернатора Сергея Левченко, увеличивающая норматив на 250 рублей на одного ребёнка. В итоге норматив на школьника вырос до 1750 рублей, на детсадовца – до 750 рублей. Даже это небольшое повышение произошло впервые с 2015 года.

Однако принятых нормативов недостаточно. «Повышение не учитывает ни инфляционные процессы, ни реальную стоимость учебников и учебных пособий, включённых в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию. Кроме того, законом области о нормативах на общее образование не учитываются потребности образовательных организаций с углублённым изучением отдельных предметов в необходимом учебном оборудовании в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и потребности образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в специальных средствах обучения и воспитания детей», – отмечают авторы обращения.

По оценке специалистов, учитывая современные стандарты, расходы на одного школьника или воспитанника детского сада должны составлять в среднем около 10 тысяч рублей. Норматив для начальной школы меньше – 7,5 тысячи рублей. Максимальный объём затрат – около 13 тысяч в год – требуется на одного ученика старших классов. Если государство не может обеспечить ребёнка всем необходимым в школе или детском саду, возрастает риск сборов с родителей. Собственно, так и происходит в нашем регионе.

Власть должна не только увеличить учебные расходы в нынешнем году, но и обеспечить их поэтапный рост в дальнейшем. Например, депутаты предлагают норматив в 2020 году довести до трёх тысяч рублей, в 2021 году – до четырёх тысяч рублей. Депутат Ирина Синцова говорит о необходимости перехода на иной механизм финансирования малокомплектных школ.

Жители пытаются донести до своего губернатора простую мысль: дети – наше будущее,и экономить на нём нельзя. Тем более что сейчас нет никакой нужды экономить на детях. В прошлом году профицит бюджета составил почти 14 млрд рублей. Неужели нельзя малую часть из них выделить на покупку учебников, химических реактивов, столов, стульев и развивающих игрушек? Любой здравомыслящий родитель вкладывает свободные деньги в образование своего чада. Почему же при распределении областного бюджета должно быть иначе? Предложения депутатов, отклонённые на сессии, «стоили» всего-то 131 миллион рублей. Из них 93 миллиона планировалось добавить в нынешнем году на нормативы для школьников, более 37 миллионов – на дошкольное образование. Ответа на обращение жителей, как мы видим, так и не последовало.

Школьная недостаточность

Глава региона отдельно сказал о строительстве новых социальных объектов. Среди них, как водится, есть и школы. Где-то в недрах невидимого Госплана записано, что в 2018 году на соцобъекты было направлено 8 млрд рублей, а в 2019-м планируется направить почти 10 млрд рублей. Из них на строительство и реконструкцию школ – всего 3,6 млрд.

Много это или мало? Например, Ледовый дворец, которым так гордится губернатор, оценивается в 6 млрд рублей. Это немногим меньше, чем стоимость всех соцобъектов нынешнего года. При этом в Иркутске уже есть один Ледовый дворец, и он заполняется народом крайне редко.

Зато перед регионом стоит задача перевести все школы на односменный режим работы к 2025 году. Сумеем ли мы это сделать при нынешних объёмах финансирования – большой вопрос. Сейчас в области дети учатся в две смены, третья с большим трудом была ликвидирована лишь в прошлом году. С 2015-го по 2019 год всего на 4,1% сократилось число школьников, которые ходят в школу во вторую смену. Только 69 школ области работают в односменном режиме.

Нетрудно понять, что односменных школ больше там, где мало учеников: на севере Иркутской области, в Мамско-Чуйском, Катангском, Усть-Илимском районах, городе Усть-Илимске. Основной прирост школьников приходится на Иркутск и Иркутский район, где школы перегружены. Очевидно, что на 3,6 млрд рублей не создашь новые места для всех 50 тысяч школяров-«второсменщиков». Тем не менее выполнять поручение президента нужно. Но как это делать – Госплан не сообщает.

Депутат ЗС Ольга Безродных справедливо отметила на прошлой сессии, что переход на одну смену обострит ситуацию с кадрами. Сейчас практически все учителя берут по две ставки и даже больше. При работе в односменном режиме они этого делать уже не смогут. Кто будет вести уроки тогда – вопрос, на который у правительства тоже нет ответа.

Зарплата не того размера

В своём послании Сергей Левченко с гордостью заявил, что Иркутская область вышла на второе место в СФО по росту зарплат бюджетников, которые увеличились на 19,8% относительно показателей 2017 года. Губернатор пообещал, что мы выйдем и на первое место благодаря его указу о дифференциации зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений от 8 ноября 2018 года. Однако указ уже вступил в действие и далеко не всем принёс обещанное повышение.

Педагоги школ буквально забросали депутатов вопросами по начислению зарплаты. Так сложилось, что уровень зарплаты молодого педагога и вахтёра примерно одинаков. При этом приказ министерства труда Иркутской области, основанный на указе губернатора о дифференциации заработной платы, не коснулся педагогических работников.

Проблема осталась, и связана она с тем, что зарплата педагога ограничивается верхним пределом – целевым показателем среднемесячной заработной платы, так называемой «линейкой». Это такой потолок, выше которого зарплата педагога вряд ли поднимется, но и ниже её опускать нельзя. Это грозит неисполнением майских указов президента, которые требуют от региона повышения зарплат. Величина «линейки» ежегодно устанавливается министерством образования Иркутской области.

«Линейка» в области свято соблюдается и как раз гарантирует рост зарплат именно в указанных губернатором темпах. Но есть тут одна маленькая хитрость. При подсчёте величины средней зарплаты в конкретной школе берётся не количество ставок, а фактическая численность сотрудников без внешних совместителей. При этом педагог, получающий в одной организации хоть две, хоть полторы ставки, учитывается как один человек. Примерно так же происходит и в детских садах. Но там вместо четырёх воспитателей на две группы теперь работают три человека, а зарплату четвёртого раскидали на всех, чтобы обеспечить необходимый рост.

– Если средняя заработная плата будет рассчитываться на одну ставку при условии, что «линейка» не будет снижена, – это будет более справедливая схема для учителей с большой нагрузкой, – считает Ольга Безродных. О несправедливом начислении зарплат в школах области сообщили депутатам Госдумы и представителю Совета Федерации от региона, чтобы решить проблему на федеральном уровне.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры