«Это как поставить ведро с дырками»
Минприроды России предлагает кратно увеличить допустимые сбросы в Байкал
Нормативы предельно допустимых воздействий на экосистему Байкала могут существенно вырасти. По крайней мере, это предполагает проект нового приказа Министерства природных ресурсов и экологии России, которым они регламентированы. Согласно ему, разрешённые объёмы сброса практически всех загрязняющих веществ, равно как и их концентрация в сточных водах, увеличиваются в разы, а в некоторых случаях – в десятки раз. Учёные бьют тревогу: это не только означает рост и без того высокой нагрузки на озеро, но и противоречит законодательству по его охране.
Новый вариант приказа Минприроды России, регламентирующего нормативы предельно допустимых воздействий на экосистему Байкала, был обнародован для общественного обсуждения 21 марта. Из паспорта документа на федеральном портале проектов нормативных правовых актов следует, что он был подготовлен 31 января. В пояснительной записке сказано, что это было сделано во исполнение поручения заместителя председателя правительства России – полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева (бывшего министра природных ресурсов и экологии страны). При этом отмечается, что «нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера совершенствуются на основании данных научных исследований». Проект нового приказа, в частности, основывается на исследовании негативного влияния выбросов и сбросов вредных веществ на Байкальскую природную территорию в 2018 году, которое выполнил Байкальский институт природопользования СО РАН.
Умножение воздействия
«Действующие нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера были утверждены в 2010 году, – отмечают в Минприроды. – Долгое время не удавалось найти оптимального решения по определению подхода к установлению новых НДВ на Байкальской природной территории (далее – БПТ), которые бы в полном объёме отражали позицию по данному вопросу как научного сообщества, так и специалистов в области промышленной технологии водоподготовки и очистки». По мнению ведомства, к компромиссу наконец-то удалось прийти. Правда, при этом увеличились допустимая масса загрязняющих веществ, которые можно сбрасывать в Байкал, и их концентрация в стоках. Конечно, в проекте нового приказа можно найти редкие исключения, но в целом речь идёт о существенном росте – от нескольких раз до порядков.
В Южную котловину Байкала, к примеру, предлагают сбрасывать до 224 тонн нитрат-аниона в год – в 12 раз больше, чем составляет действующий норматив. Допустимая масса для Средней котловины, согласно документу, может вырасти в 16,9 раза (до 50,8 тонны в год), для Северной – в 23,5 раза (до 155,2 тонны в год). В меньшей степени увеличиваются нормативы по сульфат-аниону, нитрит-аниону и аммоний-иону. Однако в Среднюю котловину Байкала могут разрешить сбрасывать в 32,3 раза больше хлорид-анионов, чем сейчас, а в Северную – в семь с половиной раз. Для Южной норматив увеличивается почти в два раза, до 269,16 тонны ежегодно. Существенный рост заложен и по анионным синтетическим поверхностным веществам, которые в проекте приказа скрываются за аббревиатурой АСПАВ. «Это стиральные порошки и тому подобное – чистая синтетика, которая природе несвойственна», – поясняет директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов. Предложенный норматив для Южной котловины Байкала в девять раз больше действующего, для Средней – в 13,8 раза, для Северной – в 17,6 раза.
Увеличиваются и допустимые концентрации загрязнителей, причём в этом случае озеро уже не делится на три части. Допустимое содержание синтетики в стоках, согласно проекту приказа Минприроды, увеличивается на порядок – с 0,015 до 0,15 миллиграмма на литр. К этому добавляется фон, хотя подобные вещества в природе не встречаются и потому никакой «естественной» их концентрации быть не может по определению. Содержание сульфат-аниона и нитрит-аниона остаётся прежним – 30 и 0,05 миллиграмма на литр, однако и в этом случае к действующим нормативам присовокупляют некие фоновые значения. То же правило применимо и к фосфатам, допустимая концентрация которых незначительно снижена. Зато норматив для нитрат-аниона даже без учёта фона увеличен в 15,2 раза и составляет 38 миллиграммов на литр. В случае со взвешенными веществами заложен рост в 1,6 раза, с хлорид-анионом – в 1,4 раза.
К этому следует добавить нормативы сброса сточных вод в Селенгу и впадающие в неё реки. В тексте приказа они появились впервые, в действующей редакции упоминаются только «поверхностные водные объекты, имеющие постоянную или временную гидравлическую связь с озером Байкал». Допустимые концентрации загрязняющих веществ точно так же предлагают увеличить, вдобавок регламентирована разрешённая масса стоков. В частности, в Селенгу могут разрешить ежегодно сбрасывать более 7,7 тыс. тонн сульфат-аниона и такое же количество хлорид-аниона (плюс почти 2,4 тыс. тонн и 2,2 тыс. тонн в год соответственно в её притоки).
Фактически это санкционирует увеличение антропогенной нагрузки на Байкал, которая и без того очень высока. Ещё в 2015 году, подводя итоги тринадцатилетних наблюдений за состоянием прибрежной зоны, лимнологи сделали вывод о крупномасштабной эвтрофикации мелководья озера. То есть о его насыщении биогенными элементами, в первую очередь фосфором и азотом, которое особенно ярко проявляется вблизи турбаз и населённых пунктов. Бурное развитие мелкоклеточных водорослей и планктона на этих участках однозначно свидетельствует об органическом загрязнении воды.
«Иначе меняйте закон»
Однако в Министерстве природных ресурсов и экологии страны подчёркивают, что предложенные нормативы «основаны на научных исследованиях, отвечающих современным требованиям в области очистки сточных вод, а также учитывают социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на Байкальской природной территории». «Исследования» (именно так, во множественном числе) – это работа, которую провели учёные из Улан-Удэ. Её результаты обсуждали на заседании профильной секции научно-технического совета Минприроды 19 марта, за два дня до того, как был обнародован проект приказа об установлении новых нормативов. При этом руководство Лимнологического института СО РАН уведомили об этом накануне вечером, когда не было возможности даже приобрести билеты на самолёт до Москвы. Более того, единственным представителем научного совета по Байкалу СО РАН на этом заседании была его учёный секретарь Ирина Максимова. Зато, по информации ведомства, там присутствовали представители органов власти регионов, расположенных на Байкальской природной территории, и ведущих компаний в области промышленной водоподготовки и очистки стоков.
Нормативы предельно допустимых воздействий на экосистему озера было решено изменить по инициативе последних. Именно промышленники настаивали: цифры необходимо пересмотреть, чтобы можно было построить очистные сооружения на побережье Байкала, как то диктует требование национального проекта «Экология» о поэтапном сокращении сбросов сточных вод в озеро. Уже сама эта фраза звучит противоречиво, но столь же противоречивы и цифры, заложенные в проект приказа Минприроды. «По предполагаемому нормативу в Селенгу можно сбрасывать 54 тонны фосфатов в год, а их концентрация составляет 0,7 миллиграмма на литр, – отмечает Федотов. – В 2016-2017 годах Улан-Удэ ежегодно сбрасывал в реку около 21 миллиона кубометров сточных вод. Умножаем это на предельно допустимую концентрацию и получаем 14 тонн фосфатов в год. Я не знаю, какие возможности заложены в программу развития бассейна Селенги, чтобы сток вырос в четыре раза».
Более того, если и дальше сопоставлять цифры, то получается парадоксальная вещь: вода, прошедшая через очистные сооружения, по предлагаемым нормативам получается грязнее, чем та, которая на них поступила. К примеру, предельно допустимая концентрация хлоридов при сбросе в водные объекты в пределах буферной и Центральной экологических зон Байкальской природной территории составляет 50 мг на литр, а при сбросе в Селенгу – уже 100 мг на литр. «О чём это говорит? – продолжает директор Лимнологического института СО РАН. – О том, что никакие передовые технологии очистки использоваться не будут, будет хлорирование. По-другому эти цифры не объяснить. Это как поставить ведро с дырками, чтобы оно сортировало луковую шелуху и морковные очистки, а всё остальное выплёвывало».
Современные технологии, само собой, ушли далеко вперёд. Куда более строгие стандарты сегодня соблюдаются в Китае, который принято обвинять в наплевательском отношении к природе, не говоря уже о Японии. Даже в российском информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям, изданном в 2015 году, говорится об отечественных решениях, которые обеспечивают высокую степень очистки стоков. Но предложенные мягкие нормативы идут вразрез не только с ними, но и с действующим законодательством. В пояснительной записке к проекту приказа Минприроды сказано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «Об охране озера Байкал» они совершенствуются на основании данных научных исследований. Однако первый же пункт следующей – четырнадцатой – статьи гласит, что предельно допустимый объём сбросов и выбросов вредных веществ ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения. А по второму пункту количество особо опасных и высокоопасных для экосистемы озера веществ в стоках в Центральной экологической и буферной экологической зонах «не должно превышать такое количество при заборе ресурсов из водных объектов». «Нормативы можно пересмотреть: технология поменялась в лучшую сторону, поэтому мы их уменьшаем, – объясняет Федотов. – Мы их не можем увеличивать. Иначе меняйте закон».
Дошли до ЮНЕСКО
Общественное обсуждение проекта приказа Минприроды между тем завершается 4 апреля. Научный совет по Байкалу СО РАН уже подготовил на него отрицательный отзыв, то же сделали иркутские лимнологи. А российское представительство Международной экологической коалиции «Реки без границ» вместе с Бурятским региональным объединением по Байкалу ещё 11 марта направили письмо в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО, в котором среди прочего выразили беспокойство касательно планов по изменению нормативов предельно допустимых воздействий на озеро. Дело в том, что по решению 42-й сессии комитета, которая прошла летом прошлого года, до 1 декабря Россия должна отчитаться о состоянии озера, являющегося участком всемирного природного наследия.