издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Миссия невыполнима

Вместо социально-экономического прорыва Иркутская область проедает свалившиеся на неё доходы бюджета

  • Автор: Анастасия Кузьмина

С приходом новой власти в Иркутской области не случилось социально-экономического прорыва. Хотя для этого были все возможности – рост доходов бюджета, удачная конъюнктура цен на мировых рынках, поддержка власти со стороны населения. Подвёл человеческий фактор. У руля региона не оказалось человека, способного взять и повести область к светлому будущему. Вместо этого команда нынешнего губернатора всё больше обрастает уголовными делами и делишками.

Последние пару лет региональная власть позиционирует Иркутскую область не иначе как территорию локального экономического чуда. В подтверждение этого тезиса обычно говорят о росте доходов бюджета, которые за три года увеличились с 97 до 142 млрд. Дефицит составил 16,8% от доходов, это оценивается как экономически безопасный уровень. До 18,6 млрд рублей снизился госдолг.

Глава региона Сергей Левченко утверждает, что этого удалось достичь исключительно благодаря наращиванию собственного доходного потенциала и реализации антикризисного плана, который составила его команда. Однако при внимательном рассмотрении становится понятно, что рост связан исключительно с нефтяными проектами на севере региона. Заслуги нынешнего правительства здесь нет никакой. Более того, тенденция роста бюджета обозначилась ещё задолго до прихода «красного губернатора».

Просто в 2012-2013 годах предыдущим правительством и депутатами Законодательного Собрания были приняты законы, благодаря которым несколько крупных, в том числе нефтяных, предприятий получили налоговые льготы. Сейчас регион пожинает плоды этого решения. Рывок произошёл после начала скачкообразного роста добычи и экспорта углеводородов, ввода в эксплуатацию магистрального трубопровода ВСТО. Кроме того, удачно сложилась мировая конъюнктура цен на сырьё, которое регион экспортирует.

Эффект был запланированным и, кстати говоря, уже заканчивается. В частности, скачок роста «нефтянки» прекратился ещё в прошлом году, теперь начнётся более спокойный период. Вместе с нефтяным бумом заканчиваются бурный рост доходов бюджета и хорошие новости.

Начало падения

О том, что ситуация не такая уж радужная, говорит и статистика. В прошлом году нефтегазовый сектор вырос на 5,4%. Но промышленное производство упало на 0,6%, обрабатывающее – на 8,1%. При этом внешнеторговый оборот вырос до 9,7 миллиарда долларов против 7,5 миллиарда годом ранее. Основной прирост обеспечил экспорт углеводородов, целлюлозы и продукции лесопереработки. Интересно, что экспорт (7,9 млрд долларов) в регионе намного превосходит импорт (1,8 млрд долларов).

Губернатор на своей итоговой пресс-конференции очень радовался этому показателю. Он уверен: «Если растёт экспорт, растут и объёмы производства». Но это вовсе не обязательно. Просто мы продаём всё больше сырья – нефти, газа, леса – и при этом деградируем как промышленный регион. Это модель развития сырьевой колонии в чистом виде. Может быть, Левченко не знает, но уже сейчас основной вид заработка для жителей моногородов, да и прочих территорий, – это вахта.

По данным Сибирского таможенного управления, на Иркутскую область приходится половина всего сибирского экспорта древесины. Это 10,9 миллиона кубометров леса. Идёт он в основном в Китай. Кстати, из Красноярского края, который превосходит нас по территории, леса вывозят вдвое меньше – 5,6 миллиона кубометров. При этом на протяжении последних лет снижается число занятых в экономике. В Государственной службе занятости на учёте стоят 17,5 тысячи незанятых трудоспособных жителей – на 2% больше, чем годом раньше. Так чем же гордится губернатор Иркутской области?

Строительный рынок тоже не внушает оптимизма. По объёмам введённого жилья показатель удалось удержать на уровне 2017 года – 987 тысяч квадратов. Из них более 588 тысяч квадратов построили частники. И, скорее всего, не построили даже, а поставили на учёт ввиду ужесточения контроля со стороны ФНС и прокуратуры. А вот по объёму выполненных работ обвал просто беспрецедентный – на 29% , то есть на треть. Если в 2017 году государство и строительные фирмы вывели на рынок 650 тысяч «квадратов», то в 2018 году – всего 400 тысяч.

Очевидно, главе региона не удалось выполнить одно из своих основных предвыборных обещаний и вывести строительную индустрию в лидеры. Ну или хотя бы не угробить окончательно. На последней, декабрьской, пресс-конференции он честно сказал: «Я не вижу развития стройиндустрии, мы всё ещё строим из привозных материалов».

Нереализованные проекты

Это значит, что с приходом нового руководства в Иркутской области не случилось социально-экономического прорыва. Хотя все ресурсы для этого были. Когда региону выпадет новый шанс – ещё неизвестно. После прихода к власти Левченко не выполнил ни одно предвыборное обещание, не реализовал ни один сколько-нибудь серьёзный проект. Гораздо хуже, что за это время были загублены все проекты, начатые до него.

Например, «экономическое чудо», которое три года демонстрировал нам областной бюджет, по задумке авторов, должно было питать очень важный инфраструктурный проект – реконструкцию аэропорта и создание транспортно-логистического хаба в Иркутске. Когда «красный губернатор» пришёл к власти, всё уже было подготовлено. Проект реконструкции проходил общественные слушания, аэропортовый комплекс был передан в собственность Иркутской области. Оставалось только взять и сделать.

Но мы знаем, что из этого получилось. Во-первых, губернатор сказал: «Разворота полосы не будет, как это планировалось сначала. Будет перенос аэропорта за черту города». Но с этим что-то не сложилось, и решили реконструировать старый аэропорт (как и предлагалось изначально). Ладно, пусть так, решила общественность. И губернатор принялся за дело. Нарушая все принципы нормальной конкуренции, он постоянно вёл какие-то кулуарные переговоры с потенциальными инвесторами. Ими всегда оказывались структуры одного человека. Никогда эта тема не обсуждалась в регионе публично и честно, несмотря на все протесты заинтересованных сторон.

Не удивительно, что в прошлом году ФАС возбудила дело, усмотрев в действиях губернатора и его инвесторов признаки сговора. Губернатор ответил, что всё это – происки политических конкурентов, фактически обвинив ФАС в ангажированности. Но итог очевиден – как минимум до августа проект заморожен. От всего громадья планов остался только первый камень, заложенный на месте будущего терминала.

Строительство Байкальского тракта, начатое ещё до Левченко, также благополучно провалено. Очень смешно было, когда, придя к власти, новый губернатор заявил, что возводить вторую очередь самой лучшей в регионе дороги он не будет. «На 4 километра тратить полтора миллиарда рублей… Такого дорогого строительства точно не будет», – сказал в 2015 году Сергей Левченко. И было полное ощущение, что это говорит не экс-депутат Госдумы, а кухарка, которая – прямо по классику – пришла управлять государством. Федеральные деньги уже были заложены в бюджет, проект создан, отказаться от его выполнения в этом случае невозможно. Не говоря уже о том, что никто в здравом уме и твёрдой памяти от федеральных денег не отказывается. Но Левченко попытался.

Несмотря на его усилия, вторую очередь трассы всё-таки построили. Третью уже не смогли – и, конечно, по уважительной причине. «Это Центральная экологическая зона, проекта на следующий участок пока нет, будем заниматься в следующем году и проходить экспертизы», – заявил Левченко. Выделенные федеральные деньги – около 1 млрд рублей – он решил направить… на берегоукрепление. Но ещё неизвестно, захочет ли Федерация и в следующем году выделять нам миллиард.

Настоящая экологическая катастрофа прямо сейчас происходит в Усолье-Сибирском. Ртутное загрязнение на территории бывшего «Химпрома» давно уже не новость. Но глава региона предпочитает говорить о фармацевтическом кластере и новых резидентах ТОСЭР в Усолье, опять же не им организованным.

Депутаты по настоянию прокуратуры почти вдвое увеличили в бюджете сумму, выделенную в 2019 году на решение проблемы в Усолье. Однако правительство перенаправило эти средства на строительство мусороперерабатывающего комплекса. Конечно, у губернатора есть ответ на вопрос, почему не подготовлен проект демеркуризации территории бывшего «Химпрома». Вот только жителям это уже не интересно. Им интересно знать, когда будет обезврежена мина замедленного действия, на которой они все сидят.

Проект строительства нового теплоисточника для Байкальска и проект рекультивации отходов БЦБК остаются ровно в том состоянии, в котором были на момент прихода губернатора-коммуниста. И снова никакого публичного обсуждения проблем и проектов. На все вопросы глава региона всегда отвечал примерно следующее: «Предложенные до нас проекты были совсем плохими, мы их отвергли. Но сейчас есть хорошая идея, и мы её думаем». И так до сих пор.

Проект Левченко

Между тем с момента избрания Сергея Левченко прошло 3,5 года. Это значит, что большая часть срока истекла и на реализацию масштабных проектов с нуля уже не хватит времени. Но ведь у каждого уважающего себя губернатора была своя сверхидея. Большинство из них, впрочем, не реализовывалось. Как же губернатор-коммунист, чем он будет матери-истории ценен?

Тут всё в порядке, у Сергея Георгиевича проект есть. Это его «Госплан» (такая специальная структура) с «пятилеткой». Никто никогда эту «пятилетку» в глаза не видел, потому что документа такого не существует. Но, говорят, мы по ней уже живём с 1 января. И ведь попробуй докажи обратное.

Губернатора вообще не смущает, что у него нет юридического права принимать подобные документы. В Уставе области чётко прописано: документ стратегического планирования – это Стратегия социально-экономического развития региона, которая готовится совместно правительством и парламентом. А вот о мифических «пятилетках» там не сказано ни слова. Но так даже лучше. Во-первых, не придётся ничего обсуждать со строптивыми депутатами. Во-вторых, никакой «пятилетки» в реальности всё равно не будет. Тем более что «пятилетки» за полтора года никто ещё не выполнял. Это просто удобный способ за бюджетные деньги провести предвыборную кампанию КПРФ, наобещав «золотые горы».

Например, в рамках своей «пятилетки» губернатор решил давать стакан молока в день каждому младшему школьнику. Но умолчал о том, что это национальная программа. Так что всё социальное наполнение «пятилетки» сильно напоминает предвыборную программу. А сама структура плана – просто переписанная наспех Стратегия социально-экономического развития Иркутской области.

Кстати, настоящая, легитимная стратегия третий год не проходит парламентский фильтр. Депутатов не устраивает, что в документе мало конкретики и целевых показателей. Дело доходило до того, что некоторые из них не могли найти в стратегии свои собственные районы, а убыль населения была зафиксирована просто как целевой показатель. Всё это просят исправить. Но правительство всё равно придерживается мнения, что стратегию блокируют коварные политические конкуренты.

В это время у соседей

Губернатор не устаёт повторять, что во всей стране кризис – и только Иркутская область демонстрирует рост по всем показателям. На самом деле, пока мы благополучно пустили в трубу доходы своего бюджета, соседние регионы занимались реализацией мощных инфраструктурных проектов.

Новой Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области определены конкретные цели, которые должны быть достигнуты до 2030 года. Это рост численности населения региона до трёх миллионов человек при ожидаемой средней продолжительности жизни минимум 80 лет. ВРП вырастет в 1,7 раза к уровню 2018 года, объём экспорта и оптовой торговли – вдвое. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличится в 2,8 раза, а совокупный объём инвестиций дойдёт до 630 миллиардов рублей в год.

Самое главное при этом – реализация транспортной стратегии. Её задачей называют формирование полноценного транспортного каркаса. В него входят конкретные дороги, мосты, путепроводы, объезды. Их строительство измеряется в конкретных цифрах и датах. Уже построен и введён в эксплуатацию Северный обход, ведутся реконструкция дороги Р-254, строительство I этапа Восточного обхода Новосибирска, утверждена проектная документация II и III этапов, планируется разработка IV.

Полномочный представитель президента в СФО Сергей Меняйло заявил, что это проект инфраструктурного развития не только Новосибирской области, но и всей Сибири. Стратегия учитывается при пространственном планировании в масштабах всей страны. Если ли у нас хоть один подобный документ?

Что касается Красноярского края, большие инвестиции он получил во время подготовки к Всемирной зимней универсиаде, которая проходит как раз сейчас. Иркутской области такие деньги во сне не снились. Но это не главное. Главный инвестиционный суперпроект Красноярского края – «Енисейская Сибирь». Он охватывает три региона: Красноярский край, Хакасию и Тыву.

На Красноярском экономическом форуме «Енисейская Сибирь» названа самым перспективным инвестиционным проектом России ближайших лет. Проект может стать двигателем развития всей Сибири как полюса роста отечественной экономики, считают эксперты, и определит качественные изменения в жизни населения. В течение 10 лет общая сумма инвестиций в новые производства, мощности, объекты инфраструктуры превысит 500 млрд рублей.

Конец эпохи

На фоне этих проектов становится понятно, чего стоят местечковый «Госплан» Сергея Левченко вместе с «пятилеткой». Недаром по итогам последнего Национального рейтинга губернаторов Сергей Георгиевич занял почётное 71 место. Кстати, третий пункт собственной предвыборной программы губернатор-коммунист тоже с треском провалил. Речь идёт о борьбе с коррупцией.

На сегодняшний день команда Сергея Левченко нацепляла рекордное количество уголовных дел. Уголовные дела возбуждены в отношении чиновников министерства лесного комплекса, Сергея Шеверды и его заместителя Алексея Туги. Под следствием ходит экс-заместитель председателя правительства Виктор Кондрашов. Дело о мошенничестве возбуждено в отношении чиновников Дорожной службы Иркутской области. Уголовное дело о предоставлении подложных документов расследуется в отношении аффилированного с семьёй губернатора ООО «Звезда», которое занималась ремонтом лифтов в Ангарске.

Собственно, и в отношении сына губернатора Андрея Левченко возбуждалось дело о неуплате налогов и невыплате зарплаты сотрудникам его предприятия. Да и сам губернатор оказался владельцем незадекларированного участка земли и «недостроя» на нём, который выглядит уже вполне жилым дворцом. Под Новый год настоящим подарком для главы региона стало видео, запечатлевшее, как он участвовал в браконьерской охоте. По этому эпизоду тоже ведётся проверка.

Уже сейчас почти определённо можно сказать, чем закончится эпоха Левченко в Иркутской области. Социально-экономического прорыва в регионе не случилось. Хотя для этого были все ресурсы – и деньги и время. Подвёл человеческий фактор. У руля оказался не тот человек, который смог бы взять и повести регион в светлое будущее.

Вместо этого мы проели свалившиеся на нас доходы бюджета. А теперь наблюдаем, как руководство области всё больше и больше тонет в уголовных делах и мелких делишках, захлёбывается в невыполнимых прожектах, которые нельзя ни измерить, ни объективно оценить. Поэтому, когда губернатор трясёт доходами бюджета и говорит, что светлое будущее уже наступило, согласно новому «пятилетнему плану», с этим даже спорить трудно. Одна только беда – сколько ни говори «халва», во рту слаще не становится.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры