Михаил Хардиков: «Мы сделаем тепловые сети лучше» Интервью с генеральным директором «ЕвроСибЭнерго»
Прошедший год был очень продуктивным для компании En+ Group, несмотря на санкционное давление, которое оказывалось на группу со стороны финансовых властей США. В 2019 году компания намерена реализовать все заявленные планы и выполнить все взятые на себя обязательства. О том, как это будет происходить, рассказывает генеральный директор «ЕвроСибЭнерго» (управляет энергетическими активами En+) Михаил Хардиков.
– Михаил Юрьевич, 8 февраля исполнилось 100 дней с того момента, как вас назначили на пост генерального директора «ЕвроСибЭнерго». Какие ключевые события для вас и компании, которую вы возглавляете, произошли за это время?
– За это время произошло очень многое. Самое главное – то, что En+ и «ЕвроСибЭнерго» вышли из списка санкционных компаний Министерства финансов США. До этого мы долгое время жили в условиях неопределённости. Да, мы получали необходимые лицензии на ведение нашей деятельности, но при этом многие контрагенты, несмотря на их наличие, опасались работать с компанией из-за вторичных санкций, которые могли затронуть их собственный бизнес. Вести работу за рубежом было практически невозможно. Поэтому вывод из-под санкций, объявленный 28 января, – это уже одно из ключевых событий 2019 года.
– Оно носило глобальный характер, а что можно выделить из происходившего на региональном уровне?
– Мы столкнулись с рядом событий, связанных с тепловыми сетями Иркутска. Прежде всего это известный порыв трубопровода на улице Карла Либкнехта 13 ноября. После него мы детально проанализировали, как у нас идёт сбор данных о повреждениях на тепловых сетях. Разложили весь процесс «по полочкам» и выяснили, что постоянный мониторинг гидравлического режима не всегда позволяет определить место и сам факт какой-то утечки, потому что незначительные повреждения просто незаметны в таком большом объёме данных. Поэтому мы запустили проект в социальных сетях.
Мы просим активных жителей Иркутска нам помогать, сообщать о фактах парения, незаконного проникновения в тепловые камеры, повреждения люков. В конце декабря создали эту площадку и с января её активно продвигаем. За месяц зарегистрировалось более 1000 пользователей крупнейших соцсетей, мы получили около 30 сообщений от активных иркутян, за что им благодарны. По каждому случаю провели проверку, где-то устранили причину, где-то организовали мониторинг – не всегда есть возможность сразу провести ремонт, но, если на участке тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ знают о повреждении и следят за тем, чтобы оно не прогрессировало, аварию уже не допустят. А летом, во время ремонтной кампании, будем его устранять. Мы также размещаем информацию о земляных работах, которые планируем вести в черте города и которые будут связаны с возможными ограничениями в движении автотранспорта. Будем не просто информировать людей о том, что они ведутся и когда закончатся, но и публиковать фотоотчёты.
– Это лишь небольшая видимая часть той работы, которая ведётся по тепловым сетям?
– В целом ведётся работа по улучшению теплосетевого хозяйства в Иркутске. Есть диагностика, которая подразумевает минимум раз в 14 дней обход всего участка оперативной бригадой. Но за две недели всякое может произойти: небольшое повреждение может перерасти в порыв, который приведёт к отключению или ограничению теплоснабжения. Поэтому важна помощь жителей. Руководитель УТС Ново-Иркутской ТЭЦ Владимир Янышевский с группой специалистов был в Москве и изучил опыт столичных энергетиков по диагностике и ремонту сетей. Сейчас мы формируем выделенное полноценное подразделение по диагностике в составе участка тепловых сетей, задача – сделать тепловые сети города Иркутска более надёжными, внедрить новые технологии и далее тиражировать их на всю область. Полноценная перекладка тепловых сетей требует многомиллиардных затрат, мы работаем над формированием источника для данных инвестиций без существенного влияния на конечный тариф, при этом оптимальное использование имеющихся ресурсов позволит значительно улучшить текущую ситуацию.
– Вернёмся к итогам прошлого года. Какими они были для производства?
– Выработка электроэнергии выросла на 7% по сравнению с 2017 годом. Если говорить про гидроэлектростанции, наши основные генерирующие активы, то произошло восстановление притока в Байкал. Он превысил 100% нормы, тогда как в 2017 году был на уровне 60%. Это позволило нашим станциям на Ангаре выработать примерно на 6% больше электроэнергии, чем в 2017 году, то есть 36,8 миллиарда кВт-ч. Красноярская ГЭС произвела на 7% больше – 21,5 миллиарда кВт-ч. Для понимания масштаба дополнительной выработки: рекорд составляет 23,5 миллиарда кВт-ч в год, средняя многолетняя выработка за последние 25 лет – 18,5 миллиарда кВт-ч ежегодно. Так что обстановка на гидроэлектростанциях стабильная. Тепловые станции работали в плюс в первом полугодии, потому что водность в бассейнах Байкала и Ангары восстановилась только летом, основной приток был в июле, августе и сентябре. По итогам года ТЭЦ нарастили выработку электроэнергии на 9,6% – до 14,9 миллиарда кВт-ч. Производство тепла увеличилось на 4,5% по сравнению с 2017 годов и составило около 28 миллионов Гкал. Что касается угольного бизнеса, то для горняков год был успешным: плюс 11% к объёму добычи 2017 года, рекордная выработка на человека – 250 тонн – и рекордный объём переработки на Касьяновской обогатительной фабрике: 3,8 миллиона тонн против 3,67 миллиона в 1989 году.
– Изменившаяся гидрологическая обстановка привела к тому, что возникла угроза подтопления некоторых районов Иркутска и его пригородов. Есть ли план действий на этот случай?
– В первую очередь это активная работа с Енисейским бассейновым водным управлением (ЕБВУ) – подразделением Росводресурсов, в чьём ведении находится регулирование попусков через плотины ГЭС. По его предписанию сбросные расходы Иркутской ГЭС в начале года составляли 2200 кубометров в секунду, сейчас они снижены до 1400 кубометров. Это связано с ледоставом, с небольшими подтоплениями в водоохранной зоне Ангары. После того как ситуация нормализуется, рассчитываем, что регулятор ещё раз посмотрит на то, какие расходы должны быть установлены на Иркутской ГЭС, чтобы выйти на целевую отметку её водохранилища к 1 мая 2019 года. Это слаженная работа, все вопросы рассматриваются и на комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве Иркутской области, и на межведомственных рабочих группах ЕБВУ. Я думаю, все стороны прекрасно понимают стоящую перед ними общую задачу, и уверен, что вместе мы не допустим каких-либо подтоплений в период половодья.
– Какие крупные инвестиционные проекты компания планирует реализовать в 2019 году?
– На ГЭС мы продолжим проект «Новая энергия». Задача состоит в том, чтобы к 2022 году выйти практически на 2 миллиарда кВт-ч дополнительной выработки ежегодно при том же объёме воды. В 2019 году планируем приступить к обновлению Иркутской ГЭС. Мы законтрактовали три гидроагрегата на полную реконструкцию с заменой электрической и проточной частей. Проект рассчитан до 2022 года, в 2019 году возьмёмся за первый из них. В начале марта также рассчитываем ввести в работу второй агрегат с новым рабочим колесом на Красноярской ГЭС – оно уже установлено и проходит испытания. По тепловым станциям есть у нас знаковый проект в Ангарске – перевод нагрузки с ТЭЦ-1 на ТЭЦ-9. Первую его фазу мы завершили, вторую, которая активно реализуется, завершим в 2021 году. После этого ТЭЦ-1 будет полностью выведена в резерв, а вся нагрузка переведена на ТЭЦ-9. Это даст загрузку более эффективной станции, снижение выбросов, а после истечения срока окупаемости проекта – снижение давления на тарифные источники. Если говорить про угольные активы, то в 2018 году мы выиграли две лицензии на освоение Южного блока Мугунского месторождения и Западной площади Мотовского участка Вознесенского месторождения. Соответственно, будем активно заниматься проектированием разрезов на них.
– Говоря о планах на нынешний год, нельзя обойти стороной социальные вопросы. Компании, входящие в состав En+ Group, реализуют в Иркутской области немало проектов в этой сфере.
– Социальные инвестиции составляют более 800 миллионов рублей в год, из них 300 миллионов приходится на Иркутскую область. Средства идут на три больших направления. Первое – это спорт. Мы являемся генеральным спонсором хоккейного клуба «Байкал-Энергия», наполняя его бюджет на 95-97%. Мы активно работаем с ним, есть множество идей по развитию клуба. Ещё одна составляющая спортивного направления – это проект «На лыжи!». В декабре прошлого года мы открыли современный лыжно-биатлонный комплекс «Ангарский», который остаётся бесплатным и доступным для всех желающих. Второе направление нашей работы – это экология. То есть инициативы, связанные с защитой Байкала и других экологических объектов (включая проект «360»), и Школа экологического предпринимательства, в рамках которой запущено более 25 проектов. Третий пласт – благотворительная работа совместно с Иркутским отделением Российского детского фонда. Это серия «Библиотека «Добрый свет» (на прошлой неделе представили новую книгу – «Сибирское царство-государство») и наши общие проекты, связанные со здоровьем детей. Сейчас, к примеру, мы выделяем средства Иркутскому отделению фонда для улучшения условий в детских туберкулёзных отделениях в больницах. Это очень важный проект.