Цена вопроса не так велика
Депутаты ЗС рекомендовали областному правительству взяться за решение проблем здравоохранения
Дефицит кадров, недостаточная обеспеченность сельских больниц современным медицинским оборудованием, нехватка фельдшерско-акушерских пунктов – таков неполный список проблем в системе здравоохранения в территориях Иркутской области. И хотя для их ликвидации уже сделано немало, говорить о решении всех имеющихся вопросов нельзя. Свидетельством тому стало выездное заседание комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания региона, которое состоялось в Бохане 14 февраля. Констатацией того факта, что проблемы существуют, парламентарии не ограничились, предложив правительству Иркутской области конкретные меры по их решению.
Поездка по учреждениям здравоохранения превращается в путешествие во времени. Участковая больница в Олонках – длинное одноэтажное здание, введённое в строй в 1938 году и до сих пор ни разу капитально не ремонтировавшееся, – встречает поскрипывающими под линолеумом половицами и плакатом на стене с лозунгом «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить», который иллюстрируют канонические картины из жизни вождя: обещание пойти другим путём, второй съезд РСДРП, Владимир Ильич на фоне шалаша в Разливе. К настоящему времени возвращают разве что слова главного врача Боханской районной больницы Виктора Ханташкеева. «В 2018 году «Ростелеком» провёл оптоволокно во все четыре участковые больницы, – рассказывает он. – Сейчас идут работы по доведению сети до кабинетов. В прошлом году для всех участковых больниц Боханского района выделили новую оргтехнику, чтобы они отвечали современным требованиям хотя бы по связи».
Почти такой же типовой дом, в котором располагается детское отделение Осинской районной больницы, обшит сайдингом. Несмотря на современную внешнюю отделку, он всё же контрастирует с расположенным неподалёку кирпичным зданием поликлиники, построенным в 2008 году. «Конечно, учреждение XXI века должно быть организовано по-другому», – замечает главный врач Осинской районной больницы Галина Перанова. В этом мы убеждаемся уже в Бохане. Здесь практически готово новое здание стационара районной больницы – второй очереди медицинского комплекса, содействие в строительстве которого со стороны федеральных властей было предусмотрено ещё в президентском указе, подписанном в апреле 2006 года – накануне референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского бурятского автономного округа.
Поликлинику запустили пару лет назад. Стационар на 155 коек по графику должен заработать 10-11 июня 2019 года. В нём среди прочего будут действовать отделения кардиологии и неврологии, хирургии и травматологии, первичное сосудистое отделение, психиатрический стационар и травматологический центр второго уровня. «В каждом отделении мы предусмотрим дневные стационары, – продолжает Ханташкеев. – Будет полноценное отделение реанимации с круглосуточным врачебным постом и двумя постами среднего медицинского персонала». Рядом со зданием больницы – практически достроенный дом для врачей: 12 однокомнатных квартир, по шесть «двушек» и «трёшек». Жильё ведомственное, предоставляется на время работы в больнице.
«Это уже не больница»
Если новую больницу в Бохане через четыре месяца сдадут в эксплуатацию, то старую в Олонках должны капитально отремонтировать к 1 ноября. После запуска стационара в районном центре планируется перераспределить имеющееся медицинское оборудование и часть его направить в село. Звучит оптимистично, однако руководитель территориального органа Росздравнадзора по Иркутской области Наталия Ледяева обращает внимание на кадровую проблему в Олонской больнице: участковый врач находится в декрете, нет врача-педиатра. «Не выполняется стандарт по соблюдению штатного расписания, – подчёркивает она. – Заведовать участковой больницей должен врач. Второй вопрос по оснащению: куда вы направляете 6,5 тысячи прикреплённых жителей на лабораторное обследование? Третье: физиотерапевтическому оборудованию лет, наверное, столько же, сколько самой больнице».
О тех же проблемах сообщает в письме на имя председателя Законодательного Собрания Иркутской области член совета ветеранов села Светлана Власюк, добавляя, что раньше в больнице работали два терапевта, хирург, гинеколог и стоматолог. «Ставки есть, но нет врачей, – соглашается председатель комитета по социальной защите и здравоохранению ЗС Александр Гаськов. – Это уже не больница, а фельдшерско-акушерский пункт, по сути. И в будущем, если она не будет укомплектована, придётся менять структуру, переводить её в разряд фельдшерско-акушерских пунктов».
Замечания по линии Росздравнадзора, пусть и не столь значительные, возникают и к Боханской районной больнице. «Картина нерадостная, – резюмирует председатель Законодательного Собрания Сергей Сокол, открывая заседание комитета по здравоохранению и социальной защите. – Не потому, что нас не порадовало, как построили новую больницу в Бохане или ремонтируют старую в Олонках, а потому, что возникает ощущение неискренности. Одно дело, когда, как в советские времена, приезжает комиссия партийного контроля, которой стараются показать всё самое лучшее и успокаиваются, когда поднимается пыль из-под колёс уезжающего начальства. Но мы приехали сюда для того, чтобы услышать, какие есть проблемы, чем можно помочь. А помочь-то есть чем, в чём и какими средствами».
О том, что проблемы существуют, говорит один показатель: если в целом по Иркутской области качеством медицинских услуг удовлетворено 42% населения, то в Боханском районе – 32%. Для сравнения: в Осинском районе об этом заявляют 60% жителей. Обычно такими данными оперируют высшие чиновники в сфере здравоохранения, но на выездном заседании комитета их нет. «То, что не приехал министр, могу понять – он помогает губернатору выступать на Сочинском инвестиционном форуме, докладывать, какие у нас успехи в области онкологии, – довольно язвительно замечает Сокол. – Но остальные-то где? Три заместителя министра, начальники управлений? Вместо них заявлены начальник отдела государственной гражданской службы, кадровой работы и заместитель начальника отдела ресурсного обеспечения и технического контроля. Мы нисколько не сомневаемся в вашей компетентности в вопросах, за которые вы отвечаете. Но высокий руководитель для того свою должность и занимает, чтобы, во-первых, иметь широкий кругозор, а во-вторых, использовать свой административный ресурс, чтобы всё то, что он здесь услышит, дальше в приказном порядке транслировать на нижестоящие субъекты».
Чего не хватает: кадров, машин, лекарств
Услышать во время выездного заседания можно было немало. Первая – если не по порядку, то по значению – проблема, о которой говорили, – подготовка специалистов для медицины. По итогам 2018 года учреждения здравоохранения в Иркутской области на 57,6% укомплектованы врачами и на 66,8% фельдшерами, медсёстрами, лаборантами и прочим средним медперсоналом. Начальник отдела государственной службы, кадровой работы регионального министерства здравоохранения Екатерина Усолкина отмечает, что в пересчёте на 10 тысяч человек обеспеченность населения медиками за последние пять лет выросла. «Необходимо учитывать, что население Иркутской области уменьшилось», – комментирует депутат Гаськов.
При всём том по федеральному проекту «Медицинские кадры России» (составная часть национального проекта «Здравоохранение») в 2019 году амбулатории в целом по стране должны быть на 81% укомплектованы врачами и на 90% средним персоналом. К 2024 году оба показателя нужно довести до 95%. При этом врачи и фельдшеры должны работать не более чем на 1,2 ставки. Если судить только по официальным цифрам, то задача для региона выглядит решаемой. Так, в настоящее время в учреждениях областного подчинения работают около 9 тысяч врачей и порядка 23 тысяч представителей среднего персонала. При этом в 2018 году в Иркутском государственном медицинском университете по программам специалитета учились 3672 студента, а в учебных заведениях, которые дают среднее специальное образование, – более 3500 человек. Министерство здравоохранения России при этом увеличило квоты для целевого набора.
Кроме того, в 2016–2018 годах переподготовку и повышение квалификации прошли более шести тысяч специалистов из Иркутской области. Региональное министерство, отчитываясь об этом, не указывает, где они учились. А это обстоятельство имеет большое значение. «В последнее время на рынке образовательных услуг появились общества с ограниченной ответственностью, которые имеют лицензии уровня субъектов Федерации, – рассказывает заместитель директора по учебной работе Иркутской государственной академии последипломного образования Светлана Горбачёва. – Они предлагают подготовку специалистов в различных областях: инженеров, экономистов, юристов и врачей. Всё это делает одна организация. Она же предлагает профессиональную переподготовку длительностью четыре месяца для таких врачей, как уролог, акушер-гинеколог, анестезиолог-реаниматолог. Представьте себе: из врача другой специальности за четыре месяца дистанционно сделать доктора, который должен обладать определёнными практическими навыками. Когда он зайдёт в операционную и по его вине погибнет пациент, это уже не будет проблемой того университета». Решить проблему с недобросовестными игроками на рынке образовательных услуг должен Минздрав России, однако обратить на неё внимание на уровне Законодательного Собрания Иркутской области лишним точно не будет.
Немало остаётся и сугубо региональных вопросов. Например, строительство фельдшерско-акушерских пунктов, создание которых предусмотрено в Боханском и Осинском районах. Или оснащение больниц в этих территориях машинами скорой помощи. Заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Артём Лобков напомнил, что в течение последних двух лет по инициативе ЗС велось обновление автомобильного парка, однако выяснилось, что для Осинской районной больницы нужны ещё три машины класса «Б» и три машины класса «А», а для Боханской – по четыре авто каждого типа.
На уровне региона необходимо разобраться и с тем, как осуществляется транспортировка больных из сёл Ирхидей и Русские Янгуты Осинского района в областную больницу № 2 в посёлке Усть-Ордынский для гемодиализа. Существующая социальная выплата в размере 5 тысяч рублей на эти цели не предназначена, однако страдающим почечной недостаточностью приходится тратить её на транспорт. «Пациенты заключают с нами договоры, чтобы эти компенсационные расходы направлялись к нам, – поясняет главврач Осинской районной больницы. – Плюс муниципальные образования, включая сам район, Ирхидей, Русские Янгуты и Осу, поочерёдно выделяют нам деньги на ГСМ. Транспортировку мы продолжаем обеспечивать и будем продолжать так делать, пока не создадим отделение гемодиализа в нашей больнице». Из того же разряда проблема обеспечения больных сахарным диабетом тест-полосками. «Люди получают их через суд, – говорит Гаськов. – С 2019 года они входят в стандарт медицинской помощи. Нужно хотя бы рассчитать количество федеральных льготников и отправить заявку в Минздрав».
«Постараемся подготовить решение этих проблем»
Цена вопроса не так велика, как это может показаться, – 220 млн рублей. «Вот у нас 14 миллиардов профицита, а мы не может 220 миллионов найти», – замечает председатель комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС. Когда в декабре принимался бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, он подсчитал, что дефицит средств на нужды здравоохранения составляет около 1,2 млрд рублей, и предложил предусмотреть эту сумму. Однако поправки Гаськова, с обоснованностью которых на сессии ЗС согласился Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Виктор Игнатенко, парламентарии отклонили.
По итогам выездного заседания комитет по здравоохранению и социальной защите ЗС рекомендовал правительству Иркутской области предусмотреть в региональной казне средства на обеспечение тест-полосками больных диабетом. Их можно будет включить в закон о бюджете в ходе его ближайшей корректировки. Помимо этого министерству здравоохранения Иркутской области рекомендовали составить план-график оснащения Боханской и Осинской больниц необходимым оборудованием. «Проблемы в здравоохранении носят системный характер и являются общими для большинства муниципальных образований: кадровый вопрос, слабая материально-техническая база сельских лечебных учреждений, нехватка фельдшерско-акушерских пунктов, дефицит высококвалифицированных узких специалистов, отдалённость сёл от центральных больниц, отсутствие качественных дорог, транспорта, аптечных пунктов, лекарств, – подытожил Сокол. – С учётом посещения объектов здравоохранения в двух районах и сегодняшнего обсуждения мы постараемся подготовить решение ряда этих проблем».