«В интересах мамочек»
Первый секретарь Нижнеудинского райкома КПРФ получил четыре года за мошенничество с маткапиталом
«Материнский капитал» стал лакмусовой бумагой, которая показала, как подбираются кадры в обкоме КПРФ Иркутской области. На прошлой неделе суд вынес приговор первому секретарю Нижнеудинского райкома КПРФ – депутату местной Думы Александру Леоненко, который занимался мошенничеством, обналичивая сертификаты на маткапитал. «Помогая» женщинам получить выплаты, коммунист клал солидный процент себе в карман. Если маткапитал был 400 тысяч, то 150 тысяч попадали в карман «доброго помощника». Восемь матерей с детьми Леоненко подвёл под уголовную статью. Женщины получили условные сроки, тогда как ему самому придётся провести в заключении четыре года. И да, Леоненко всё ещё коммунист, поскольку в обкоме КПРФ так и не решили, что с ним теперь делать.
«Собранные следственными органами Следственного комитета РФ по Иркутской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора депутату Думы Нижнеудинского муниципального образования Александру Леоненко, а также жительницам г. Нижнеудинска Дарье Бургановой, Ирине Ерошкиной, Юлии Кореньковой, Наталье Кузнецовой, Наталье Овчаровой, Екатерине Саломатовой, Анне Улитиной, Екатерине Шабановой. Они признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат, совершённое в крупном размере)», – сообщила на прошлой неделе пресс-служба Следственного управления Следственного комитета по Иркутской области.
Следствие установило, что с мая по декабрь 2016 года первый секретарь Нижнеудинского районного комитета КПРФ Александр Леоненко совершал мошеннические действия с материнским капиталом. Женщины обращались в ООО «Перспектива», одним из учредителей и генеральным директором которого являлся Александр Леоненко. ООО осуществляет риэлторскую деятельность и предоставляет финансовые услуги. Мошенничество осуществлялось двумя способами. Если мать имела ребенка старше трёх лет, то заключался фиктивный договор купли-продажи дома в одной из деревень, его регистрировали в Росреестре. После чего женщина с сертификатом на маткапитал направлялась в Пенсионный фонд, деньги перечислялись на счёт подготовленного Леоненко «представителя продавца по доверенности». Представитель снимал средства со счёта и передавал их Леоненко. Коммунист же делил их с владелицей сертификата. Таких случаев было три.
В пяти случаях последние в семье дети ещё не достигли трёхлетнего возраста (в таком случае материнский капитал выдаётся под выплату основного долга и процентов по ранее оформленному жилищному кредиту). Поэтому до заключения фиктивного договора о купле-продаже Леоненко заключал с «мамочкой» от имени ООО «Перспектива» фиктивный договор займа на сумму средств материнского капитала, перечислял их на счёт, открытый по его указанию в офисе АТБ. Женщина вместе с помощницей Леоненко получала в банке справку о поступлении денег, снимала их и отдавала коммунисту через помощницу. После чего можно было идти по первой схеме и заключать фиктивный договор купли-продажи. Следствие установило, что жильё, которое покупали женщины, было в двух случаях настолько ветхим, что жить в нём было просто нельзя. Остальных шести домов просто не существовало, документы о праве собственности «продавцов» были подделаны Дараевой М.В., которая в ноябре 2017 года была осуждена Нижнеудинским городским судом за 92 преступления, заключавшихся в подделке документов на дома и земельные участки.
Ещё на стадии планирования преступления Леоненко предупреждал женщин, что возьмёт себе 150 тысяч рублей из 400 тысяч материнского капитала. Фактически в одном случае он забрал 120 тысяч из 240. Сертификат не предполагал большего, по данному преступлению ущерб не является крупным, поэтому владелица сертификата Утилина получила 1 год лишения свободы условно и 15 тысяч рублей штрафа. В трёх случаях Леоненко взял себе по 150 тысяч, у одной мамы забрал 175 тысяч, у другой 200 тысяч, ещё у двух по 220 тысяч.
Материалы уголовного дела, по данным СУ СК, насчитывают 21 том. Было установлено восемь эпизодов противоправной деятельности осуждённых. Общая сумма причинённого Пенсионному фонду России ущерба составила чуть более 3 млн рублей. В соответствии с законом, суд рассматривает дело только в отношении подсудимых и только по предъявленному обвинению. Но, вероятно, фиктивных сделок купли-продажи было куда больше.
В итоге сам Александр Леоненко получил наказание в виде лишения свободы сроком на четыре года. Бургановой, Ерошкиной, Кореньковой, Кузнецовой, Саломатовой, Шабановой назначено наказание в виде лишения свободы условно сроком на два года, дополнительно – штраф в размере 20 тыс. рублей. Овчарова получила два года шесть месяцев и штраф в размере 20 тыс. рублей. Её наказание оказалось более суровым, чем у других женщин, потому что она отрицала свою причастность к преступлению, говорила о том, что улучшила свои жилищные условия, получив в собственность полуразрушенный дом. А вину признала только после исследования доказательств судом.
Сам Леоненко на суде частично признал свою вину, факты получения денег не оспаривал, однако настаивал, что действовал в интересах обратившихся к нему женщин, которые нуждались в наличных деньгах. В ходе следствия он вернул Пенсионному фонду 120 тысяч рублей. Его раскаяние и этот факт были учтены судом в качестве смягчающих обстоятельств при вынесении решения.
Александр Леоненко был избран первым секретарём Нижнеудинского райкома КПРФ в начале 2016 года. Вот как он комментировал своё избрание газете «Приангарье»: «Хочу сказать, что для меня избрание на должность первого секретаря местного отделения не стало неожиданностью. В рядах КПРФ я уже два года. Совсем недавно вернулся из Москвы, пройдя учёбу в партийной школе. Там я имел возможность познакомиться с Геннадием Зюгановым. От первого лица Коммунистической партии получил много ценных советов и рекомендаций по организации партийной работы на месте. Хочу сказать спасибо тем людям, которые меня поддержали. Думаю, что их доверие я смогу оправдать».
Если вспомнить, мошеннические действия с маткапиталом Леоненко осуществлял с мая по декабрь 2016 года. То есть сразу после избрания секретарём, получив «ценные советы» прямо из уст Геннадия Зюганова. В обкоме КПРФ пока не решили, что будут делать с Александром Леоненко, однако уже сейчас ясно, что коммунистам надо более внимательно подходить к формированию партийных кадров. Ведь Леоненко был не рядовым партийцем, а первым секретарём райкома, значит, ему доверяли больше, чем другим. Его партия двигала в 2017 году в Думу Нижнеудинска, его же продвигала по 12-й нижнеудинской группе в депутаты Законодательного Собрания в 2018 году. То есть оказывала полное доверие и была уверена в честности кандидата. Губернатору Иркутской области Сергею Левченко нужно заняться непосредственно партийными делами, которые, видимо, ввиду увлечения губернаторством заброшены. Или освободить пост первого секретаря обкома в пользу менее занятых партийцев. Когда на руководящие должности в райкомах попадают люди, которые дискредитируют партию и ставят на ней клеймо «уголовки», при этом выдвигаются ею на выборах вплоть до Заксобрания, это говорит о развале кадровой работы не только на местах, но и непосредственно в обкоме.