Деньги есть, но не для вас
Правительство региона не намерено заниматься социальными объектами
Один спортивный объект, десять школ и три детских садика будут капитально отремонтированы во всей Иркутской области в 2019 году. Большего не надо, считает региональное правительство. В бюджете, в котором заложено более 140 миллиардов рублей, не нашлось денег на обычные ремонты садиков и школ. «Серый дом» решил, что достаточно завершить старые ремонты, не запланировав ни одного нового на 2019 год. «В сфере образования мы не увидели ни одного нового объекта, – заявила председатель бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова. – Ни одного садика, ни одной школы, которые бы мы начинали капитально ремонтировать в 2019 году. Что это? Это вызов, это принципиальная позиция?» В минувшую среду депутаты приняли бюджет Иркутской области в первом чтении, однако ко второму чтению они намерены поставить ребром вопрос о том, чем закрывать огромные социальные «дыры» в бюджете.
Опасная «корректировка»
Министр финансов Иркутской области Наталья Бояринова за эти дни докладывала основные параметры бюджета столько раз, что, наверное, выучила их наизусть. Доходы бюджета 2019 года пока запланированы в объёме 142,6 млрд рублей, расходы – 146,8 млрд рублей. Дефицит – 4,2 млрд рублей. Основное, что волновало депутатов, – стройки социальных объектов и их ремонт. Многие просто не нашли свои школы, садики, стадионы в новеньком бюджете, подготовленном правительством. Хотя если брать общие суммы, то всё вроде бы прекрасно. По словам Бояриновой, в бюджете предусмотрены средства на строительство объектов госсобственности на общую сумму 13,8 млрд рублей. На капитальный ремонт всех учреждений социальной сферы должно уйти 1,9 млрд рублей. Казалось бы, цифры красивые, но депутатов не радуют. На заседании бюджетного комитета, по словам самой Бояриновой, кто-то из депутатов заявил, что правительство сформировало «очень плохой бюджет». Правда, кто это был, Бояринова не уточнила, сразу заявив, что считает проект областной казны сбалансированным, отвечающим всем требованиям бюджетного законодательства.
Парламентарии, судя по их вопросам, придерживались иного мнения. Депутат Кузьма Алдаров поинтересовался, почему расходы на программу развития сельского хозяйства к 2021 году снижены почти на миллиард. Бояринова пояснила, что в 2020 и 2021 годах снижение пойдёт не только по сельскому хозяйству, но и по всем госпрограммам. На момент внесения законопроекта федеральные средства ещё не были распределены. Но 14 ноября бюджет РФ был принят во втором чтении, для Иркутской области дополнительно было распределено почти 10 млрд рублей, из них 7,3 млрд рублей – на нацпроекты. Однако эти деньги пойдут на софинансирование нацпроектов. Каким образом там будут учтены выпавшие сегодня расходы на госпрограммы, ясно после ответа Бояриновой не стало.
– Я рад, что депутатам всё-таки удалось убедить правительство выделить средства для завоза дизельного топлива в Тофаларию, чтобы обеспечить электричеством три посёлка – Нерху, Верхнюю Гутару и Алыгджер, – сказал депутат Артём Лобков. – Предлагаю в бюджет 2020 года добавить строительство солнечных батарей в Алыгджере, чтобы электричество обеспечивалось в посёлке 24 часа в сутки. Спасибо Контрольно-счётной палате, благодаря их настойчивости мы смогли убедить правительство обеспечить доставку грузов. Вместе с тем остаётся вопрос нехватки авиарейсов в Тофаларию. Я бы хотел убедиться, что он решится и напряжение в Тофаларии будет снято.
Однако тофам радоваться рано. Во втором чтении проекта бюджета на 2019–2021 годы правительство не намерено возвращаться к проблеме котельной на солнечных батареях в Алыгджере. Для начала чиновники хотят убедиться, эффективна ли аналогичная котельная в Нерхе, причём волнует их не только и не столько бесперебойная поставка электричества для людей, сколько то, получит ли бюджет области экономию от котельной. Если не получит, то и котельной в Алыгджере не будет. Жителям Тофаларии предложили подождать до рассмотрения бюджета на 2020–2022 годы и пожить при «укороченном» электричестве ещё годик-два. Что касается авиарейсов в Тофаларию, то и тут «Серому дому» спешить некуда. «Вопрос прорабатывается в правительстве», – сказала Наталья Бояринова. Однако она не обещала, что деньги на авиарейсы появятся обязательно ко второму чтению. Может быть, Тофалария получит их «в рамках корректировок» в будущем году. Вспомним, как в прошлом году корректировали бюджет чиновники областного правительства. Специально не вносили его очень долгое время, а муниципалитеты как манны небесной ждали корректировок, не получая денег. И снова от министра финансов звучит опасная фраза: «Рассмотрим в рамках корректировок».
Межу тем «Серый дом» срывает и полёты в Усть-Илимск. С сентября региональная Служба по тарифам считает и всё никак не может посчитать суммы компенсаций авиаперевозчикам за полёты в этот город, сообщил депутат Виталий Перетолчин. «Будут у нас авиарейсы осуществляться, или может повториться ситуация прошлого года, когда три месяца не было полётов?» – спросил он. Как оказалось, специалисты министерства ЖКХ «проблем не видят», но на сессии говорить по вопросу отказываются и всё сообщат депутату «отдельно». Когда – неизвестно.
Депутаты так и не добились от «Серого дома» ответа, будет ли нормально выплачиваться зарплата бюджетникам, есть на это деньги или нет. «Заложены ли денежные средства на дифференциацию заработной платы?» – спросила депутат Ирина Синцова. По словам Натальи Бояриновой, принят указ губернатора о том, чтобы к 1 декабря 2018 года выйти на дифференциацию. Ориентировочная цена вопроса – 2 млрд 33 млн рублей. «Средств этих в проекте бюджета нет», – заявила министр финансов. Однако во втором чтении федерального бюджета для региона предусмотрено 2,2 млрд рублей дотации на частичную компенсацию заработной платы. «При корректировке областного бюджета в первом полугодии мы эти деньги заведём в виде доходной части и расходов на проведённую дифференциацию. Позиция губернатора – с 1 января заработную плату выплачивать, исходя из дифференциации». И опять встаёт вопрос: когда будет корректировка бюджета? Первое полугодие – это шесть месяцев. Опять муниципалитеты будут на коротком губернаторском «поводке».
«Есть что свежее?»
– «Пау-у-у!»
Самое странное в бюджете-2019 касалось строительства социальных объектов. С одной стороны, пресс-служба «Серого дома» рапортует о растущих доходах бюджета, с другой – десятки социальных объектов из бюджета просто были выкинуты в никуда. Дискуссия только по одному вопросу показала, как правительство «эффективно» работает со стройками. Депутат ЗС Александр Вепрев трижды за время обсуждения бюджета на всех площадках задавал вопрос о строительстве детской поликлиники и женской консультации в Иркутске-II. «При рассмотрении этого вопроса я услышал от профильного министерства: «Да, будем строить». Вместе с тем строчки в бюджете не увидел», – заявил депутат. Корпорация «Иркут» выполнила все условия соглашения с правительством: профинансировала проект, теперь он полностью готов, получены все заключения, в том числе и разрешение на строительство. Однако деньги в бюджет не заложены. Наталья Бояринова заявила, что губернатор накануне сессии встретился с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой, обсуждался и этот вопрос. «Правительство и губернатор настроены обязательно включать этот проект, – сказала Бояринова.
– Сейчас мы с привлечением депутатов Государственной Думы стараемся войти в федеральную адресную инвестиционную программу на 2019 год с целью обоюдного софинансирования».
Цена объекта – 1 млрд 502 млн рублей. Бояринова заявила, что у неё нет информации, какое решение приняла Вероника Скворцова. Спикер ЗС Сергей Сокол задал тот же вопрос зампреду правительства Антону Логашову, тот исправно включил микрофон, чтобы сказать: «Мне добавить нечего. Может, у Олега Николаевича есть что-то свежее», – Логашов «кинул мячик» министру здравоохранения Олегу Ярошенко. «Олег Николаевич, у вас есть свежее?» – спросил Сергей Сокол. «Пау-у-у!» – раздалось в ответ. И зал взорвался смехом. «Неплохо, – заметил спикер и обратился к Александру Вепреву: – Вы удовлетворены?» «Сергей Михайлович, это не моя свежесть, это свежесть аудиосистемы», – прозвучал наконец голос министра Ярошенко. Он сообщил: губернатор сделал некое «волевое усилие» и сочинил письмо к министру здравоохранения Веронике Скворцовой. И даже показал его на той самой встрече со Скворцовой. Письмо, со слов Ярошенко, Скворцовой «было одобрено». В феврале 2019 года в установленном порядке регион будет подавать в Минфин РФ бюджетную заявку на Иркутск-II. Губернатор смеет надеяться, что Скворцова не забудет встречу, поддержит проект и ему будет «дан ход», завершил свой спич Олег Ярошенко. Повисла тишина. «Ясность-то когда будет? В феврале-марте?» – наконец спросил Александр Вепрев. «В феврале-марте…» – эхом отозвался Олег Ярошенко. «Кто может ответить-то?» – ещё раз спросил спикер ЗС. Министры «Серого дома» замялись, тишина стала тягучей. И Сергею Соколу пришлось завершить эту мхатовскую паузу. Проблема осталась на контроле, сообщил Сокол. Как на контроле остались десятки объектов в разных районах области, о которых говорили на каждом комитете депутаты и которые так и не попали в бюджет-2019. Школы и садики в Иркутске, Усть-Куте, шесть фельдшерских пунктов в Усольском районе и многое другое – на всём этом правительство эффективно сэкономило.
«На те же грабли»
«Я не знаю, кто посмел Наталье Вениаминовне сказать, что бюджет плохой, – заявила председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова, подводя итоги дискуссии. – Препятствий для принятия в первом чтении ни один комитет не увидел, не были высказаны возражения о том, что бюджет нельзя принять в первом чтении ни от КСП, ни от прокуратуры, ни от Ассоциации муниципальных образований».
Однако это не сняло вопросы к бюджету. Основной – капитальный ремонт детских садиков и школ. «В прошлом году мы принимали совместное решение о том, что нужно вести капитальный ремонт учреждений социальной сферы, – обратилась к правительству Наталья Дикусарова. – В сфере образования мы не увидели ни одного нового объекта. Ни одного садика, ни одной школы, которые бы мы начинали капитально ремонтировать в 2019 году. Что это? Это вызов, это принципиальная позиция, это какой-то другой подход? Нам никто так и не смог ответить на эти вопросы. Мы видим, что завершаются капитальные ремонты, начатые в 2018 году. И по итогу – 10 школ и 3 детских садика. В 2019 году ни один муниципальный объект образования в капитальном ремонте не предложен». Без денег должны были остаться и культурные учреждения, если бы депутаты в самом начале, ещё на бюджетной комиссии, не сумели выбить на эти цели 100 млн рублей и буквально заставили их внести в бюджет. А по спорту в 2019 году «Серый дом» предусмотрел деньги только на один объект. Хотя в рейтинге правительства год за годом ждут своей очереди десятки разных спортплощадок. «Мы не понимаем такой подход и будем работать над этими вопросами в рамках второго чтения, – сказала Дикусарова. – Напомню, что объём депутатских поправок ко второму чтению бюджета 2018 года составил порядка миллиарда рублей. При этом в бюджете 2018 года был всё-таки предусмотрен большой объём объектов для капремонта и реконструкции, чего не скажешь о проекте закона на 2019 год».
«Серый дом» на этот раз покусился и на основное – зарплату учителей и воспитателей. «Мы не можем ответить на вопрос, на сколько месяцев хватит зарплаты в муниципальных образовательных организациях, – сказала Наталья Дикусарова. – Для совета мы приглашали муниципалитеты, кто говорит – на 9 месяцев, кто – на 10-11. Но никто не сказал, что средства на зарплату есть на все 12 месяцев. А мы должны это знать».
КСП и бюджетный комитет указали на то, что в 2018 году еле-еле удалось добиться от правительства региона, чтобы статья по обеспечению медикаментами и питанием больных в медицинских учреждениях была профинансирована полностью. И вот появился новый бюджет – на 2019 год, и снова по этим пунктам дефицит. «Серый дом» просто проигнорировал все прошлогодние договорённости по этому вопросу с депутатским корпусом. Второй год подряд парламент во втором чтении будет «закрывать» насущные дыры регионального бюджета. Правительство не выучило ни один из уроков 2018 года и не способно понять, что есть статьи расходов, по которым экономить стыдно и позорно. Например, на еду больным или зарплату учителям. И это просто цинично: сокращать списки социальных объектов до минимума, перенося их строительство на 2022 год, при этом бодро рапортуя: доходы год от года растут, бюджет пополняется рекордными темпами. Пополняется, но денег никому не дадим.