Евгений Стекачёв: «Задача спикера – обеспечить баланс интересов»
Депутат рассказал о первых месяцах работы в должности председателя городской Думы
Жители микрорайона Университетский в Иркутске хорошо знают своего депутата. 10 лет назад Евгений Стекачёв стал одним из инициаторов создания первого в городе территориального общественного самоуправления (ТОС). ТОС «Университетский» и депутат планомерно превращают микрорайон в ухоженный уголок – со своими кортами, спортивными комплексами, аккуратными дорожками и скверами. В 2015 году в Университетском открыли подземный переход. Он был нужен давно, в советское время даже началось строительство, но потом вырытый котлован забросили, большая яма превратилась в свалку. И только депутат вместе с активными горожанами добился того, чтобы строительство было завершено. Переход стал первым и единственным в городе подобным сооружением, построенным на частные средства. Евгений Стекачёв рассказал нашему корреспонденту о том, как он оценивает развитие своего округа и почему решил полностью посвятить себя работе в Думе.
– Как вы оцениваете изменения, которые произошли в округе за последнее десятилетие? Какие планы на ближайшее время?
– Много работы сделано, округ заметно преобразился. Особенно приятно, когда это замечают сами жители.
В нынешнем году по инициативе мэра Иркутска Дмитрия Бердникова проведён капитальный ремонт улицы Улан-Баторской. Работы выполнены в рамках приоритетного федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». Сейчас там идеальная широкая дорога, сделана разделительная полоса. Возле гимназии № 2 в ближайшее время установят светофор, об этом попросили жители. Нам важно обеспечить максимальную безопасность горожан.
Один из крупных объектов, которые будут построены, – ледовый физкультурно-оздоровительный комплекс в пади Долгая, это на границе Университетского и Первомайского. Сейчас проект ледового комплекса проходит экспертизу, после чего будут объявлены торги по выбору подрядчика. На этой крытой ледовой площадке иркутяне смогут заниматься хоккеем с мячом и с шайбой, фигурным катанием, конькобежным спортом. Сооружение планируется оборудовать трибунами, так что можно будет проводить соревнования.
Не только крытый каток, но и бассейн появится в Университетском в 2019 году. Сейчас идёт строительство физкультурного комплекса с бассейном. Это частный объект, но он также будет работать на пользу горожан.
Мы планируем привести в порядок берёзовую рощу за остановкой «Гуманитарный центр». По этому вопросу я встречался с исполняющим обязанности ректора ИГУ Игорем Бычковым. Роща находится на федеральных землях, поэтому муниципальные средства на её обустройство тратить мы не можем. Планируем подготовить документы по благоустройству и участвовать в программе «Формирование комфортной городской среды», которая финансируется не только из муниципального бюджета, но и из федерального. Горожане нас поддержали. Кстати, мы уже начали заниматься этим участком. Летом открыли скейт-площадку, благоустроили прилегающую территорию, соорудили лестницы с пандусами, обустроили тропу, вытоптанную в роще. Сделать это смогли через механизм муниципально-частного партнёрства.
– На въезде в микрорайон Союз в часы пик выстраиваются пробки. У вас есть видение, как решить эту проблему, которая возникла в вашем округе в последние годы?
– Дублирующие проезды были нужны с первых дней заселения микрорайона. Сейчас эта проблема усугубилась. Затор возникает на въезде, когда жители едут на работу утром и приезжают домой вечером. Чтобы не стоять в пробках, люди прокладывают «народные тропы», заезжают по оврагам. Внутри самого микрорайона пока нет знаков, часто возникают разногласия относительно того, кто должен уступить, случаются аварии. Я думаю, связанный с организацией дорожного движения вопрос о том, чтобы установить знаки и сделать разметку, вместе с администрацией города мы сможем решить достаточно оперативно.
Проблема, связанная с дополнительными въездами, требует детальной проработки. Вместе с администрацией мы наметили пути решения, определили место, где может проходить дублирующая дорога. Сложность в том, что земельные участки, запланированные под проезды, находятся в федеральной собственности. На праве бессрочного пользования землёй владеет госуниверситет. Мы встретились с представителями ИГУ, ФАНО, Росимущества. В этом вопросе нам удалось добиться понимания, Федерация готова передать землю муниципалитету, чтобы город мог построить и содержать дорогу.
Осталось определиться, каким образом пройдёт передача собственности – будет это изъятие или перераспределение участков между муниципалитетом и Федерацией. Администрация, в свою очередь, берёт на себя разработку проекта и расчёт сметы. Есть два варианта, где может появиться дополнительный въезд в микрорайон. Первый – в верхней части микрорайона Союз вблизи бывшего клуба «Мегаполис». Второй – параллельно объездной Университетского и Первомайского на перекрёстке с Улан-Баторской. Важно, что процесс сдвинут с мёртвой точки. Если до конца года запланируем средства в городском бюджете, работы можно будет начать уже в первом полугодии 2019-го.
– Началась реконструкция развязки на улице Лермонтова. Какие решения там планируется применить в дальнейшем?
– Недавно я встречался по этому вопросу с главным архитектором города. В нынешнем году выполнен первый этап реконструкции. Запланировано ещё несколько мероприятий, которые помогут разгрузить развязку. Одно из решений – строительство дополнительного виадука для автомобилей, по нему машины, которые едут со стороны центра к ИрНИТУ, смогут сразу уходить в своём направлении. За счёт этого мощный поток, который поворачивает налево и создаёт пробку, будет проходить транзитом. Это второй этап реконструкции, который планируется реализовать в ближайшее время.
Надо понимать причину – из-за чего создаётся пробка. И заниматься решением именно этой проблемы. Реконструкция нужна не ради самой реконструкции, а для того, чтобы разгрузить развязку. По этому пути власти города двигались, когда занимались Маратовским кольцом. До этого 15 лет обсуждали проблему, тратили большие деньги на проекты. Всего было заказано три проекта. Решение оказалось проще и дешевле, чем предполагали. Аналогично можно поступить и с развязкой на Лермонтова.
– Как должна развиваться дорожная сеть?
– К сожалению, конструктивные особенности города накладывают существенные ограничения на развитие сети. Начнём с элементарного: у нас нет системы ливневой канализации. Наш старинный сибирский город не планировался под нынешние нагрузки. Строятся новые здания, вместо грунта заливается бетон. Меняется климат, летом на город обрушиваются буквально тропические ливни. Мы видим, что происходит в итоге. Мы должны понимать: в Иркутске технически невозможно оборудовать систему ливневой канализации. Иначе нужно сносить и перестраивать заново половину центра города. Отсутствие ливнёвки – основная проблема, которая губит наши дороги. Это ограничение мы должны учитывать и с ним жить.
Что касается качества укладки асфальта. С каждым годом оно улучшается, но пока нам далеко до уровня продвинутых в плане технологий городов, таких как Москва. Становится меньше разбитых дорог, ремонты проходят планомерно. Но, чтобы дороги были идеальными, нужна не просто перекладка верхнего слоя асфальта, необходим капитальный ремонт. А это совсем другие деньги.
– Уже 9 лет вы депутат от округа № 28, в марте нынешнего года возглавили Думу. Что за эти месяцы изменилось – в вашей работе и деятельности Думы?
– Изменился в первую очередь подход к работе депутата. Раньше я, как и любой другой депутат, прежде всего отстаивал интересы жителей своего округа. Председатель Думы не может думать только о своей территории. Основная задача спикера, как я её понимаю, – обеспечить баланс интересов, наладить конструктивное взаимодействие между депутатами, администрацией.
Не хотелось бы площадку Думы использовать для того, чтобы поговорить, задать уточняющие вопросы или выяснить отношения. Один из показателей эффективности работы депутатов – скорость принятия решений. Вы, наверное, заметили, насколько сократилась длительность заседаний Думы. Это не значит, что депутаты стали хуже работать. Все вопросы мы прорабатываем между заседаниями. Я предложил такую концепцию, коллеги-депутаты меня поддержали. Считаю, что такая модель взаимодействия правильная.
Изменилась повестка думских заседаний. Основная работа, взаимодействие с сотрудниками администрации происходят между заседаниями в рабочем порядке. Кроме того, вопросы своих округов депутаты могут решать на заседаниях комиссий. Если у депутата не получается «достучаться» до сотрудников администрации, к поиску решения проблемы подключается председатель. На депутатских слушаниях мы рассматриваем глобальные для города вопросы, обсуждаем важные темы.
– Как ваше избрание восприняли более опытные коллеги? Для вас это было важно?
– До того, как выдвинуть свою кандидатуру на должность спикера, о своём намерении я открыто поговорил с коллегами. Скажу честно, я немного переживал за то, как отреагируют опытные депутаты. Но коллеги меня поддержали, я почувствовал, что поступаю верно.
– Сразу несколько округов Иркутска остались без депутатов. Как удаётся справляться с дополнительной нагрузкой?
– Как вы знаете, сейчас председатель Думы по Уставу может совмещать свою основную деятельность с работой спикера. Такие изменения были внесены несколько лет назад. Когда я поработал несколько месяцев в таком режиме, понял, насколько это тяжело. А когда добавилось несколько округов (один наш коллега сложил полномочия, двое были избраны в законодательные органы региона и Федерации), это и вовсе стало непосильной ношей.
Считаю, что нельзя заниматься своей работой, а между делом быть председателем Думы. Я принял решение освободиться от других занятий и сконцентрироваться только на работе председателя Думы. Я предлагаю вернуться к прежней практике, чтобы спикер работал только на освобождённой основе. С такой инициативой планирую выступить на ближайших заседаниях.
Разумеется, округа, которые до выборов оказались без депутатов, не остаются без присмотра. Там работаем я, мои заместители и сотрудники аппарата. Люди обращаются, проходят приёмы по личным вопросам.
– В сентябре был избран новый состав Законодательного Собрания региона. Как происходит взаимодействие Думы города с областным парламентом? Какие вопросы, актуальные для Иркутска, стоят на повестке дня?
– Взаимодействуем мы в первую очередь с депутатами, избранными от Иркутска. Они активно включаются в решение вопросов, важных для города. Один из них касается отлова безнадзорных собак. Проблема в том, что регион сократил тариф на отлов одного животного вдвое – до 2,5 тысячи рублей. Очевидно, что ответственный подрядчик за такую плату работать не согласится. Конкурс с такими ценовыми параметрами привлечёт лишь недобросовестные организации. Вместе с коллегами из регионального парламента мы намерены убедить Службу ветеринарии и профильное министерство вернуть прежнюю плату за отлов. Речь идёт не о великих деньгах, но ощущение проблемы стоит гораздо дороже. Мы не хотим, чтобы по улицам города разгуливали стаи диких животных.
Актуальна проблема доступности для горожан медицинской помощи. Здравоохранение относится к полномочиям области, поэтому без региональной власти решить вопрос невозможно. Поликлиники переполнены, снять напряжение могли бы кабинеты амбулаторной помощи в спальных районах. Они нужны, чтобы горожане рядом с домом, не теряя время на очереди, могли пройти первичный осмотр и получить назначения. Либо, если ситуация серьёзная, медик направит пациента к специалисту. Город готов к диалогу.
И, конечно, самый важный для города вопрос – по увеличению муниципального бюджета – мы должны решать в тесной связи с областной властью.
– Какие резервы для повышения доходов вы видите?
– Возможность пополнения бюджета вижу в активном участии в государственных программах, а также дальнейшей работе по изменению закона об областном центре. Два года назад доля отчислений в городской бюджет налога, взимаемого по упрощённой ставке налогообложения, увеличилась до 30%. Я считаю, это не предел. Мы можем добиваться повышения отчислений в муниципальную казну до 70%. Такая практика есть во многих городах.
– Какие важные вопросы планируете обсудить в нынешнем году на заседаниях Думы?
– Один из основных вопросов – концепция развития городского транспорта. Её планируем рассмотреть до конца года.
– Как вы оцениваете состояние транспорта в Иркутске сейчас?
– Я сравниваю состояние городского транспорта сейчас и, к примеру, пять лет назад. Изменения заметны. Улучшилось качество перевозок, появились новые автомобили, с маршрутов исчезли маленькие маршрутки «Киа Беста» и «Хонда Хайс», которые не соответствовали никаким регламентам. Появились более вместительные современные автобусы, упорядочилось движение. Транспорт стал работать более стабильно. Это касается в основном центральных и малоудалённых районов. По-прежнему актуальна проблема с транспортом в Ново-Ленино. Считаю, что направление, которое задала нынешняя администрация города, правильное. Если дальше идти этим путём, думаю, удастся навести порядок с транспортом по всему городу.
– Какие задачи ставите перед собой на ближайшее время?
– Самое главное, чтобы был конструктивный диалог между Думой и администрацией, областным правительством. Если мы сможем наладить взаимодействие, это будет самая большая заслуга Думы. Остальное – результат отношений между уровнями и ветвями власти.