Поклонение Мастеру
В Иркутске состоялся концерт, посвящённый юбилею Вивальди
В нынешнем году музыкальный мир отмечает 340 лет со дня рождения великого итальянского скрипача и композитора Антонио Вивальди. Его произведения воспринимаются как современные, созвучные музыкальным вкусам огромной аудитории. Недавно в Органном зале Иркутской областной филармонии состоялась премьера концертной программы, посвящённой великому музыканту.
Это первый вечер проекта «Знаменитые юбиляры», задуманного в музыкально-просветительских целях для самой широкой аудитории – от специалистов до юных слушателей. Следующая программа из цикла «Знаменитые юбиляры» будет посвящена 145-летию со дня рождения великого русского композитора Сергея Рахманинова. Она состоится 23 ноября 2018 года. Следом за ней, уже в 2019 году, планируется исполнить концерты к 210-летию немецкого композитора-романтика и просветителя Феликса Мендельсона и к 180-летию со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Но вернёмся к Вивальди.
В этом премьерном концерте приняли участие солисты филармонии – лауреаты международных конкурсов Мария Тощева, Яна Юденкова, Тамир Ганзориг, Сергей Фукалов, лауреат Всероссийского конкурса Екатерина Переверзева и дипломант международных конкурсов Юлия Цогла. Рассказ о жизни и творчестве великого итальянского композитора сопровождался исполнением его бессмертных творений. Мы обратили в этой программе особое внимание на оперное наследие Вивальди, составляющее десятки шедевров, крайне редко исполняемых и практически не упоминаемых в настоящее время. Слушатели познакомились с такими произведениями, как арии из опер «Гризельда», «Джюстино», «Фарнак», «Арсильда, царица Понта», «Баязет», «Триумф Юдифи». Вокальная музыка дивной красоты предстала в исполнении Марии Тощевой и Екатерины Переверзевой. Перед каждым номером концертной программы рассказывалось о том, каков сюжет оперы, о чём поётся в арии, что волнует героиню в настоящий момент. И это максимально приблизило музыку к аудитории и позволило получить огромное наслаждение от сопереживания в момент восприятия истинных красот на вершинах музыкального Олимпа.
Заметно украсили программу и хорошо известные сочинения Вивальди: фрагменты из знаменитой духовной кантаты «Глория» и из ещё более популярного, по сути, самого известного произведения Антонио Вивальди – цикла концертов «Времена года» в исполнении Яны Юденковой (орган). Интересным оказалось и знакомство с сонатой Вивальди для скрипки и фортепиано, представленной дуэтом в составе Тамира Ганзорига и Юлии Цоглы. Свидетельством огромной популярности музыки великого итальянца в XVIII веке и в настоящее время стали его «Сицилиана» в переложении для клавира Вильгельма Фридемана Баха (старшего сына великого Иоганна Себастьяна Баха) в исполнении Юлии Цоглы и «Сюита из трёх пьес для аккордеона» в современной аранжировке ныне здравствующего французского композитора Ришара Гальяно в исполнении Сергея Фукалова.
Как сообщают историки, в день рождения Антонио Вивальди в Венеции произошло землетрясение, и этот факт повлиял на всю дальнейшую судьбу музыканта. Мать малыша поклялась: если ребёнок выживет, в чём, правда, никто не был уверен из-за того, что младенец казался чрезвычайно слабеньким и его даже вынуждены были окрестить в первый же день жизни, так вот, если он выживет, то родители отдадут его в священники. Так и вошёл в историю «рыжий монах» со скрипкой в руках. Ему суждено было стать основателем любимейшего и по сей день виртуозного музыкального жанра – сольного инструментального концерта, а также стать одним из первооткрывателей программной музыки. Как известно, он в форме сонетов сам лично обозначил программу своих знаменитейших концертов «Времена года». Они и сегодня возглавляют рейтинги популярной классики во всём мире. И каждый, кто впервые знакомится с творчеством Вивальди, испытывает настоящее потрясение, как от соприкосновения с чудом.