Полвека в унисон
26 октября Иркутский государственный университет отмечает своё столетие. Праздничный вечер по традиции откроет Академический хор молодёжи и студентов ИГУ. Нынешний год у хора тоже юбилейный – всегда молодому детищу университета исполнилось 50 лет.
…Распевка уже началась, а тяжёлая дубовая дверь актового зала то и дело открывается. Очередной опоздавший вбегает в зал, бросает куртку на ближайшее кресло, поднимается на сцену и привычно встраивается в ряды поющих. Он занимает своё место, и сложный пазл под названием «Хор» обретает новое звучание. Всё, как всегда: только когда каждый знает своё место и слышит другого, хор монолитен и способен творить чудеса.
История хора ИГУ неразрывно связана с историями, а порой и судьбами самих хористов, поэтому в повествование о коллективе-юбиляре вплетаются их рассказы и воспоминания.
Когда всё только начиналось
Пятьдесят лет назад, в 1967 году, Анатолий Ромащенко и Нина Забелинская приехали в Иркутск по приглашению директора Иркутского театра музыкальной комедии Николая Матвеевича Загурского. Он был в Ленинграде и услышал Забелинскую в спектакле «Цыганский барон», с которым Петрозаводский театр музкомедии выступал на гастролях в городе на Неве. В Петрозаводске талантливая певица выступала редко, так как театр был музыкально-драматическим и её потенциал не был востребован. Когда она предложила мужу поехать в Сибирь, Анатолий Кузьмич согласился не раздумывая. «Ты же певица, – сказал он, – тебе петь надо. Поедем на два-три года и вернёмся…»
Но всё в их жизни сложилось так, чтобы весь свой талант, всю любовь к музыке молодые музыканты отдали сибирякам. Конечно, для них было важно, что потребность в музыкантах такого уровня в Иркутске очень высока. Но главное – здесь, в Иркутске, на свет появилась их долгожданная дочь Таня. Родительская ответственность была так высока, что они уже не могли думать только о себе.
В первый же год работы в Иркутске ректор ИГУ Николай Фомич Лосев предложил Анатолию Ромащенко возглавить университетский хор. Вот как сам Анатолий Кузьмич вспоминал о начале этого многолетнего пути. «Пригласили в университет. Я с радостью согласился. Ну, конечно, первый год был в общем-то сложный и вместе с тем с хорошим творческим накалом. Мы в первый же год сделали хорошую программу и уже весной заявили о себе как о коллективе уже на достаточно хорошем уровне. И первые пять-шесть лет, когда был стабильный состав хора, были интересные работы: и программы сложные, и гастрольные поездки в Читу, Улан-Удэ. Так что жизнь закипела» (из передачи Иркутского радио, 1984 год).
Анатолий Кузьмич был не просто талантливым хормейстером, он был педагогом, способным сплотить и вдохновить студентов, большинство из которых не знали ноты, на самые высокие творческие результаты.
«Для меня, провинциальной девчонки, несколько раз выступившей на сцене с эстрадными песнями и возомнившей себя певицей, было шоком, когда я начала ходить на репетиции хора, что, оказывается, петь я совсем не умею. Поначалу это огорчало, и даже захотелось бросить занятия, так как у меня не получалось петь в унисон с другими альтами. Стоило чуть сфальшивить, Анатолий Кузьмич делал замечание, и было стыдно. Но со временем, победив свою гордыню, начала получать удовольствие от репетиций. К тому же я поняла, что впервые в жизни встретила настоящего маэстро академического пения. Кроме того, наш Анатолий Кузьмич был удивительным человеком, в котором сочетались не только высокие профессиональные качества, но и тонкий юмор. Мы во время занятий так много смеялись над его шутками, что возвращались в студенческое общежитие в приподнятом настроении. И каждую репетицию, каждую встречу с любимым педагогом ждали как чудо». Галина Македонская, журналист, г. Братск.
Со временем репертуар хора всё больше расширялся. Уже в 1980-х годах исполнялось немало оперных и других серьёзных сочинений отечественных и зарубежных классиков. В репертуаре хора было и собственное сочинение Анатолия Ромащенко – песня «Сыплет черёмуха снегом» на стихи Сергея Есенина.
Почти тридцать лет Анатолий Кузьмич Ромащенко был бессменным руководителем хора Иркутского государственного университета. Под его руководством хор постоянно занимал призовые места, был лауреатом городских, областных и зональных смотров художественной самодеятельности, получил звание «Народный коллектив».
«Честно говоря, я пришла записываться на хор в 1973 году из голой корысти: в этом случае мне полагалось место в общежитии. Двухчасовые занятия были по три раза в неделю, но, поскольку никаких других общественных нагрузок я не выполняла, пение в хоре вошло в мою студенческую жизнь легко и непринуждённо.
В памяти четыре года хорового пения остались отрывочными, но яркими эпизодами. Любимых песен у меня не было. Всё, кроме «Топится, топится в огороде баня», было незнакомо, но интересно. Обожала «Отца Теофила» на распевках. Узнала впервые о певице Заре Долухановой. А когда Анатолий Кузьмич пригласил хор в гости, шла, как в Кремлевский дворец съездов, затаив дыхание. Гастроли в Улан-Удэ запомнились казусом: все, кто был родом не из Бурятии, в столовой наливали себе в стаканы чай с молоком, ошибочно решив, что это такое какао. Ну а я-то как раз была местной, забайкалкой, поэтому я знала, что льётся в стакан…
Что дал мне хор? Главное, что я научилась строить второй голос, не фальшивить, слушая остальные три (а иногда и пять) партии. Для журналиста весьма символичное умение – имея свой голос, слушать в ансамбле и другие голоса. Это, пожалуй, самое важное приобретение в жизни». Наталья Потапова (Логинова), главный редактор газеты Казачинско-Ленского района «Киренга».
В истории университетского хора немало ярких, памятных страниц. Некоторые из них связаны с гастрольными поездками. Коллектив много ездил по Иркутской области, не раз бывал с концертами в Улан-Удэ, Чите. А в 1992 году впервые отправился за рубеж. Вот как об этом рассказывает Оксана Лобанова, хористка с более чем 30-летним стажем.
«Я поступила в ИГУ в 1987 году. Мечтала пойти на танцы, но преподаватель сказала, что надо пойти на прослушивание в хор, и я, как человек ответственный, послушалась, побывала на первой репетиции. Помню, разучивали «Аве, Мария». После второй репетиции я поняла, что мне здесь нравится. В начале 1990-х всем было трудно, случалось, что на занятие приходило 12 человек, но Анатолий Кузьмич всё равно работал с нами. Однажды на репетицию пришёл немец. Он собирал здесь материал для диссертации, узнал, что в университете есть хор, и стал петь с нами. В Фрайбурге, своём родном городе, он тоже пел в хоре. Уезжая, он пообещал, что приедет ещё. И в 1991 году приехал сам и привёз с собой хористов, человек 30. Все они жили у нас, в семьях. А на следующий год мы поехали к ним с ответным визитом. Было очень сложно с загранпаспортами, деньгами, билетами. Но мы всё же приехали во Фрайбург, смотрели на европейское благополучие, сверкающие супермаркеты. Вернувшись домой, испытали культурный шок.
Спустя 10 лет мы вновь побывали в этом городке, конечно, контраст уже был не таким сильным, как в первый раз».
Второе дыхание
На концерте, посвящённом 25-летию хора, по неизменной традиции присутствовала вся творческая семья Ромащенко. Татьяна вспоминает, что в этот вечер Анатолий Кузьмич, улыбнувшись, сказал: «Вот, Танюша, готовься принимать бразды правления…» Своё детище он был готов передать только в надёжные руки дочери, которую с детства исподволь готовил к этой нелёгкой и ответственной работе.
Татьяна Анатольевна Ромащенко – выпускница Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова. Дирижёрско-хоровому искусству она училась у Георгия Терацуянца, однокурсника Анатолия Кузьмича, создателя великолепного хора в Петрозаводском университете. Вернувшись, поначалу работала хормейстером Иркутского Дворца пионеров. Иногда помогала папе, работала с отдельными партиями. Со временем всё чаще заменяла его, а потом ей и вовсе пришлось занять его место перед хором ИГУ.
Требовательность к качеству своей работы она унаследовала от отца. Лишь спустя девять лет самостоятельной работы Татьяны Анатольевны в качестве руководителя университетского хора Нина Михайловна Забелинская была приглашена на концерт хора в Иркутской филармонии. И была удовлетворена. Она отмечала: «У Тани собственная трактовка произведений из репертуара хора. Что касается звучания, она старается приблизиться к тому звуку, которого добивался Анатолий Кузьмич. Это, конечно, очень сложно. Но в любом случае она сохранила хор, удержала его равновесие».
Вот уже более двадцати лет Татьяна Анатольевна Ромащенко успешно руководит хором молодёжи и студентов ИГУ. Коллектив много выступает на сцене Иркутской филармонии, гастролирует, давал концерты совместно с Иркутским губернаторским симфоническим оркестром, побывал в гастрольном турне по Южной Германии, Франции, Италии, Чехии и Польше.
«В хоре пою с 1987 года. Я была студенткой первого курса музыкального училища, дирижёрско-хоровое отделение, училась у Анатолия Кузьмича. Пришла на репетицию хора просто послушать. Потом запела. А потом уже сработала внутренняя установка: если ты на первой репетиции пела, то обязана остаться. Анатолий Кузьмич словно не замечал меня и лишь через год подошёл и официально объявил, что я могу остаться в хоре. Спустя годы судьба связала меня с Юрием Усовым, выпускником физического факультета, в хоре он пел теноровую партию. Потом я привела в хор Павла Сандакова, своего двоюродного брата. Здесь он нашёл свою будущую жену – Юлю. Такая вот семейная история.
Впечатлений память сохранила массу. Прежде всего это поездки; набьёмся в одно купе и поём. Как мы ездили в самые отдалённые деревни области, в Чуну, например. Или как ездили в Германию. Когда Анатолий Кузьмич заболел, он всё равно приходил на репетиции, но уже не мог стоять, сидел. Но, стоило ему сделать жест рукой – на фортиссимо, хор моментально реагировал, ревел.
А Татьяна Анатольевна – она не просто дочь своего отца. У неё новаторский подход, она не боится брать очень сложные вещи. Я была на юбилейном концерте хора. Богатейший репертуар, звучала музыка со всего мира. При этом она сохранила все традиции, заложенные отцом. На юбилее был капустник, выступали и старички и молодёжь». Татьяна Усова, организатор экскурсий для школьников, г. Иркутск.
Современный хор молодёжи и студентов ИГУ – это небольшой, но слаженный костяк певцов и подвижное, но, безусловно, талантливое большинство новичков, смелое сочетание звука и жеста, богатейший репертуар. Коллектив – лауреат многих музыкальных фестивалей, российских и зарубежных. Италия, Испания, Дания, Литва, Чехия, Польша, страны Балканского полуострова – это неполный перечень стран, где по достоинству оценили уровень мастерства и качество пения сибиряков. Не случайно Виталий Барышников, начальник Управления культуры, туризма и молодёжной политики г. Иркутска, назвал университетский хор визитной карточкой ИГУ.
– Хор Иркутского государственного университета, – отметил он, – является неизменным участником большинства культурных событий города. Именно этот хор исполняет гимн города Иркутска, открывает самые важные городские мероприятия. Когда в этом году в администрацию города обратился мэр сербского города Приедора – побратима города Иркутска – с просьбой направить хор для участия в международном хоровом фестивале, и я, и мэр города решили, что, конечно, надо направить университетский хор как коллектив, который достиг высокого профессионального уровня и достоин представлять наш город на конкурсе.
Хор съездил и привёз золотую медаль. Надо сказать, что каждая такая поездка требует от Татьяны Анатольевны проявления её способностей не только как хормейстера, но и как организатора, преуспевшего в поиске спонсоров. И вновь хочется дать слово Виталию Барышникову, которому нередко приходится сталкиваться с нею в этом качестве: «Татьяна Анатольевна очень цельный человек, творческий. И при этом успешный менеджер. А это, согласитесь, явление достаточно редкое для творческих людей. Они могут себя организовать, работать сутками, но при этом с трудом налаживают контакты с другими. А Татьяна Анатольевна способна и творить, и создавать вокруг себя целое действо. Как она работает с хором! Она держит его в ежовых рукавицах, но помнит и ценит каждого».
«Я всегда пел. В церкви, в народном хоре… И, когда начал учиться, сразу пошёл в университетский хор. Хотя сомнения, конечно, были, всё-таки академическое пение отличается от народного. Но уже на первой репетиции я понял, что это моё. Вот это ощущение, когда мы сначала репетируем отдельно мужские, женские партии, а потом собираемся вместе… И начинаем звучать в унисон, как один голос, – это непередаваемое ощущение. И поэтому мои самые яркие впечатления связаны с нашими репетициями, выступлениями. Татьяна Анатольевна – строгая, частенько нас ругает, но мы-то знаем, что это по-доброму. Она наш наставник, и мы её очень любим». Захар Семёнов, студент факультета филологии и журналистики ИГУ, год поступления 2017-й.
У хора ИГУ есть история, а факт наличия в коллективе студентов первых курсов университета свидетельствует о том, что у хора есть будущее. А значит, памятуя слова основателя хора Анатолия Кузьмича Ромащенко, жизнь кипит – и это главное!