издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Листья сброшены

На дачном участке первыми, ещё в сентябре, сбросили листья две уссурийские груши, выращенные из семян. Деревцам, пожалуй, уже лет по 15, и каждую осень с момента рождения они раздеваются первыми. Они и без листьев смотрятся оригинально. В грушевых ветвях нет длинных и гибких прутиков, как у многих деревьев. Даже самые молодые и тонкие веточки изобилуют короткими отростками, отчего крона, особенно зимой, на фоне белого снега, выглядит как графический рисунок из многих тысяч коротких чёрточек, выполненных чёрной тушью. От избытка ломаных штрихов грушевые деревца на японскую икебану похожи. Не только синички, все воробьиные и даже птицы покрупнее часто отдыхают на грушевых деревцах. В такой кроне любой птице легко найти удобное, безопасное место, защищённое со всех сторон крепкими побегами с острыми шипами на концах.

От летне-осеннего многоцветья осталось теперь лишь несколько цветных пятен. Молодые кедрушки, выращенные из орешков, и сосёнки, выросшие где попало сами по себе, продолжают радовать глаз зеленью. Издали видны красные кусты барбариса. Листьев на них давно уж нет, зато ягоды аж светятся, привлекая птиц. Молодая яблонька-дичок, сама собой выросшая прямо перед окном, с листьями тоже давно рассталась, но пока ещё сохранила немного крошечных яблочек. Для красоты и для птиц в голодную зиму. Красная рябина на соседском участке ещё неделю назад выделялась ярким конусом на фоне синего неба, а теперь заметно поблёкла. Крона стала совсем прозрачной. На неё несколько раз в день прилетает стайка свиристелей, чтобы доесть последние ягодки.

Оранжевым облаком сквозь голые ветки других деревьев просматриваются на задах участка необобранные кусты облепихи. Тёмно-бордовым пятнышком в наступающей серости выглядит забытый и заросший бурьяном кустик вишни. Не хватает ему короткого лета для полноценной жизни, поэтому каждую осень уходит он под снег с яркими листьями. Ветви, торчащие зимой над снегом, регулярно вымерзают. Но каждую весну вновь и вновь вишня упорно выбрасывает новые побеги. Наверное, в надежде на глобальное потепление, которое сделает её жизнь счастливой. Вера в достижимость счастья даёт ей силы жить.

А ещё ирга до сих пор не всю листву сбросила. Может быть, потратила силы и время на рекордный урожай, потому и не успела раздеться вовремя. Кстати, плоды ирги хоть и похожи на ягоду, но на самом деле, если «по науке», являются яблочками. Так «Википедия» утверждает. В пасмурную погоду заросли ирги приобретают цвет кофе с молоком, в котором кофе много, а молока чуть-чуть. Почти коричневые. Зато в контражуре, когда солнце светит сквозь листву, заросший угол вспыхивает жаром. Засохшие, но не опавшие листья становятся яркими, жёлто-оранжевыми. Светящимися. Будто в каждый вмонтирован светодиод с китайской батарейкой. Большим синицам с жёлтой грудкой это очень нравится. Сядет такая среди листьев – и будто шапку-невидимку надела. Где птица, где листья – сразу-то и не понять. Другие птахи тоже иргу любят. В её кроне можно не только спрятаться, но и позавтракать, потому что вяленых ягодок-яблочек среди листьев довольно много осталось.

Я тоже люблю иргу. И за раннее цветение, и за «мягкие», округлые кроны с листьями-«пятаками». И за обилие плодов, из которых – даже из недозревших – можно за полчаса сварить вкусный и ароматный компот. Почти без сахара, но желательно с лимонной кислотой. А ещё за то, что на кустах или деревцах ирги и рядом с ними всегда есть птицы, которые фотографировать себя разрешают.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры