Губернаторская поправка не прошла
Депутаты отказались отдать правительству полномочия по утверждению стратегии развития региона
Депутаты отклонили поправку губернатора Сергея Левченко к Уставу Иркутской области, при помощи которой глава региона хотел наделить правительство полномочиями единолично принимать стратегию развития региона. Тем самым документ лишался бы статуса регионального закона, а мнение депутатов относительно его качества становилось бы просто их частным мнением, которое не влияет на принятие решений. Даже фракция КПРФ не пожелала стать похожей на унтер-офицерскую вдову и выпороть себя самостоятельно. За поправку проголосовало всего 9 человек, против – 28. И это при том, что во фракцию КПРФ входит 18 депутатов.
Передать полномочия по принятию стратегии экономического развития региона правительству, исключив из процесса народных избранников, Сергей Левченко предложил несколько месяцев назад. Правительство губернатора-коммуниста так и не сумело найти компромисс с депутатами Законодательного Собрания предыдущего созыва и продвинуться вперёд в разработке стратегии. Между тем время идёт. Федеральный центр напоминает: документ нужно принять до 1 января 2019 года. Самое простое решение в этой ситуации – взять да и исключить депутатов из процесса, пусть правительство само разрабатывает стратегию и само у себя её принимает.
Единственная трудность заключалась в том, что только депутаты могли проголосовать за это решение, то есть против самих себя. Впрочем, в Законодательном Собрании третьего созыва, как никогда, велика фракция КПРФ. Депутаты-коммунисты могли бы, в принципе, и поддержать законопроект губернатора – лидера региональной партячейки. Однако партийная дисциплина – не самое сильное место КПРФ.
Министру экономического развития Евгению Орачевскому выпала непростая миссия «убедить депутатов, что чёрное – это белое», как выразился депутат Георгий Любенков. Министр напомнил, что проект стратегии впервые был внесён на рассмотрение ЗС в декабре 2016 года. В феврале 2017-го он был рассмотрен и принят в первом чтении, а потом что-то пошло не так. После шквала критики законопроект так и не дошёл до второго чтения. «Причины разъяснены не были, – считает Евгений Орачевский. – Несмотря на официальные предложения губернатора и председателя правительства вернуться к рассмотрению проекта закона, каких-либо ответов от ЗС не поступало».
– Очевидно противоречие, когда правительство само разрабатывает и само утверждает стратегию, – прокомментировала выступление министра председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова.
Евгений Орачевский привёл в пример соседние регионы, где подобные документы принимает именно правительство. На федеральном уровне стратегию развития также принимает не Государственная Дума, а исполнительная власть. Таким образом, юридических или правовых препятствий к принятию поправок не существует.
– Действительно, на федеральном уровне стратегию утверждает правительство, – взял слово Антон Романов, который был уже депутатом ЗС, затем депутатом Государственной Думы, а теперь вышел на новый виток. – Вот только там никакой стратегии нет, она не реализуется в масштабах страны. Если реализуется в соседних регионах, расскажите об этом.
Евгений Орачевский признал, что на уровне Федерации стратегия развития в самом деле ещё не принята, как не принята и во многих других регионах. Зато он пообещал, что наших депутатов из процесса обсуждения документа исключать никто не станет. Все смогут высказаться, внести свои поправки и предложения. На публичное обсуждение будут вынесены и те «наработки», которые положены в основу пятилетнего плана губернатора. Но только никто не может гарантировать, что поправки будут учтены.
– Я помню каждый этап обсуждения стратегии, – взяла слово Наталья Дикусарова, которая, как и в прошлом созыве, сейчас возглавляет комитет по бюджету. – Я открыла документ первый раз и не поняла многое. Например, не поняла, как можно ставить жизнь всего Чунского района в зависимость от двух организаций, определённых как «точки роста». При этом не учитывать остальные направления промышленности, которые можно развивать в территории. Ведь этот документ рассчитан не на два года, а на длительную перспективу.
Кроме того, много вопросов тогда вызвал сам принцип территориального деления. Предложенный правительством документ объединил огромный Тайшетский район с Тулунским в единую Тулуно-Тайшетскую опорную территорию развития с центром в Тулуне. При этом не учтено, что Тайшетский район, имеющий мощный транспортно-логистический узел, граничит с Красноярским краем и соперничает с соседом за транспортные потоки. Если Иркутская область всё ещё намерена хоть как-то конкурировать с Красноярским краем, нелогично выглядит такое отступление от границы.
– Я правильно понимаю, что это всё ляжет в основу того документа, который правительство Иркутской области будет принимать? – уточнила Наталья Дикусарова. – Вы не согласились с моими поправками по Тайшетскому району, дали на них отрицательное заключение. Вот для меня ваше предложение – это вопрос развития двух территорий, которые я представляю в ЗС. Никогда я не поддержу это предложение, поскольку знаю, каким будет результат.
– Я считаю, что на данной площадке обсуждать содержание документа некорректно, – ушёл от ответа Евгений Орачевский. – Мы же сейчас обсуждаем процесс принятия стратегии, а не её содержание. Думаю, все предложения коллег – и ваше в том числе – будут учтены.
Евгений Орачевский напомнил, что лишь три депутата направили свои поправки на законопроект. «Какие выводы можно сделать дальше? – задал министр риторический вопрос, чтобы самому на него и ответить. – Губернатор отрабатывает итоги встреч, вносит поправки, предлагает вынести закон на второе чтение в установленном порядке. И не встречает никакого отклика. Инициатива как раз об этом. Давайте сделаем так, как в большинстве регионов нашей страны».
– Стратегию не приняли, потому что её невозможно было принимать в том виде, – заметил депутат Георгий Любенков. – И поправками идею стратегии было не исправить. Её надо было заново переделывать. Отсюда и результат.
Заместитель спикера ЗС Ольга Носенко, которая в прошлом созыве занимала пост руководителя комиссии по собственности, напомнила, как шло обсуждение стратегии и почему, собственно, оно зашло в тупик.
– Мы, как депутаты, подготовили достаточно обширный доклад и предложения для правительства, – отметила Ольга Носенко. – Не в виде поправок, но был документ, который правительство должно было отработать и внести в Законодательное Собрание в виде поправок. Поправки были внесены. Никакой новой стратегии, я полагаю, вы готовить не будете. За это время появились новые указы президента, обозначены приоритеты в развитии страны. Если не будут поддержаны поправки к Уставу, мы должны будем вернуться к этой стратегии, учесть все изменения, внести все поправки и работать дальше.
В поддержку инициативы губернатора публично выступил только депутат от КПРФ Павел Сумароков, да и тот был несколько сумбурен: «Мы должны сегодня принимать любые инициативы в принятии стратегии развития экономики нашего региона, пускай на краткосрочную перспективу. Говорить о каких-то планах на 30 лет вперёд, может быть, и абсурдно в этой ситуации, потому что каждый из нас не может сказать, что будет через 5 или 10 лет. Наиболее объективные программы – это программы краткосрочного периода. Я предлагаю поддержать данную стратегию и двигаться вперёд».
Что имел в виду Павел Сумароков, предлагая поддержать долгосрочный план развития, который как раз, на его взгляд, не имеет смысла, осталось не очень понятно. Может быть, он вообще хотел поддержать пятилетний план губернатора, просто перепутал названия документов. А может быть, хотел сказать, что не стоит коллегам так цепляться за право принимать какие-то долгосрочные планы. Всё равно никто не знает, что будет через 10 лет, так пусть уж правительство и берёт на себя единоличную ответственность за всё, раз ему так хочется.
Оказалось, большинство депутатов считает иначе. За поправки к Уставу проголосовало всего 9 депутатов, против – 28. Губернатора-коммуниста не поддержала даже фракция КПРФ, в которую в Законодательном Собрании третьего созыва входит 18 человек.