Возвращение притока
Как наполняемость Байкала превзошла все ожидания
Приток в Байкал минувшим летом вернулся к норме. Это означает, что уровень озера предстоящей зимой гарантированно удержится в тех рамках, которые планировало правительство России.
Маловодье в бассейне Байкала и Ангары – следствие глобальных климатических изменений. Этот вывод вновь подтвердили учёные. Заместитель директора Института физики атмосферы имени А.М. Обухова РАН Владимир Семёнов, выступая на втором Байкальском международном экологическом водном форуме, привёл данные исследований, согласно которым среднегодовая температура на прилегающей к озеру территории с начала XXI века выросла на 1,5 градуса. В Институте систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН, говоря о периоде с 1996-го по 2017 год, называют цифру почти в два градуса по Цельсию. «Байкал буквально окружает кольцо повышенных аномалий [температуры], – заметила старший научный сотрудник лаборатории гидроэнергетических и водохозяйственных систем ИСЭМ СО РАН Тамара Бережных в докладе на международной конференции «Пресноводные экосистемы – современные вызовы». – Эти изменения в довольно высокой степени коррелируют с изменением климата Арктики».
При этом происходят они значительно быстрее, чем во многих других регионах планеты. За последнее столетие температура окружающего воздуха по всей Земле увеличилась на 1,2 градуса. «Изменения климата в России происходят в два раза быстрее, чем в среднем по планете, – пояснил Семёнов. – Температура сильно меняется от года к году на фоне медленного тренда к потеплению. Очень часто эти изменения непредсказуемы, но это никоим образом не противоречит общей тенденции к потеплению климата».
Причины во многом кроются в особенностях циркуляции атмосферы. «Из-за них наша страна принимает на себя гораздо большее атмосферное загрязнение, чем даёт сама, – отметил заведующий лабораторией газовых примесей атмосферы Института физики атмосферы Андрей Скороход. – На юге, в частности, находится Китай – промышленный гигант, дающий существенный перенос аэрозольных частиц и многих газовых примесей. Если брать расчёты для июля и августа этого года, то воздух по большей части приходит с запада, но в муссонные периоды – с востока. Эти массы в основном приносят с собой осадки, но проблема в том, что они редко доходят до территории водосбора Байкала. И здесь определённый негативный вклад могут вносить как раз загрязнения, которые приходят с юга – из Китая и, возможно, других азиатских государств».
Изменения климата в бассейне Байкала обуславливают и другие факторы. Из антропогенных – воздействие региональных источников загрязнения, лесные пожары и вырубка лесов. Из естественных – изменчивость в циркуляции вод в северной части Тихого и Атлантического океанов. Все вместе они влияют на состав атмосферы, что сказывается на температуре и осадках. Средняя летняя температура постепенно повышается, тогда как зимой на юге Сибири, в том числе в Прибайкалье, происходит похолодание.
«Парадоксальным образом последнее связано с глобальным потеплением, – подчеркнул Семёнов. – А именно с потеплением в Арктике: оно приводит к перестройке атмосферной циркуляции, а та вызывает похолодание в Центральной и Южной Сибири». При этом сумма летних осадков – Байкал по большей части наполняется в третьем квартале – с начала XXI века снижается. «Но такая тенденция не согласуется с трендом, связанным с антропогенным воздействием, – продолжил замдиректора Института физики атмосферы. – Поэтому начавшееся в последние годы увеличение количества осадков, по всей видимости, свидетельствует о том, что после некоторой естественной флуктуации идёт возвращение к тенденции, которая соответствует антропогенному воздействию».
Дожди сверх меры
Тенденцию подтверждают данные Гидрометцентра России. Согласно им, первая и третья декады мая на востоке Сибири (львиная доля притока в Байкал формируется в Республике Бурятия и Забайкальском крае) были теплее обычного, а количество осадков за весь месяц в полтора-два раза превысило норму. Июнь был жарким и не очень дождливым, но в Иркутской области и Забайкальском крае выпала месячная норма осадков. Июль оказался холоднее, вдобавок в Забайкалье почти непрерывно шли дожди.
«Такого изобилия небесной влаги здесь не видели более 80 лет, – констатируют синоптики Гидрометцентра России в ежемесячном обзоре основных погодно-климатических особенностей на Северном полушарии Земли. – Местные метеорологи назвали эти дожди историческими, поскольку они случаются один раз в 100 лет. Уже в первой декаде в отдельных районах края была перевыполнена месячная норма осадков, а в целом за месяц она превышена в три раза и более». Интенсивные дожди шли в Прибайкалье и в августе, температура за месяц на юге Восточной Сибири оказалась на 2-3 градуса выше среднемноголетних значений.
Как следствие, в Байкал поступило намного больше воды, чем летом прошлого года или в периоды его наполнения в 2014–2016 годах. С конца апреля его средний уровень поднялся более чем на метр. Из справки Енисейского бассейнового водного управления следует, что 27 сентября он составлял 456,82 м в Тихоокеанской системе высот (ТО). Иркутская ГЭС при этом, как и ранее, всё время работала со сбросными расходами 1300 кубометров в секунду. Их кратковременно увеличивали только для проводки судов.
– Это создало повышенные риски для санитарно-гигиенических условий, качества воды в нижнем бьефе станции, – заметила старший научный сотрудник лаборатории гидроэнергетических и водохозяйственных систем Института систем энергетики СО РАН Тамара Бережных в докладе на международной конференции «Пресноводные экосистемы – современные вызовы». – Плюс проблемы для водного транспорта, которому для нормальной работы необходимы минимальные попуски в 1500 кубометров в секунду, а также для функционирования водозаборов в акватории Братского водохранилища.
С другой стороны, такой режим работы Иркутской ГЭС не позволил понизить уровень Байкала. Дело в том, что в естественных условиях из озера ежесекундно уходит 1900–1920 куб. м воды. Такие сведения, по крайней мере, содержатся в разделе «Современная характеристика естественного стока Ангары» временных правил использования водных ресурсов Богучанского водохранилища на период наполнения и первого этапа эксплуатации. До строительства и запуска Иркутской ГЭС приток воды в Байкал составлял 1922 кубометра в секунду, затем снизился до 1830 кубометров. Однако это не связано с появлением гидроузла – сказываются глобальные изменения климата, которые исследователи начали регистрировать в 80-х годах ХХ века.
Теплее, теплее…
Сбросные расходы Иркутской ГЭС до 4 октября предписано удерживать на уровне 1300 кубометров в секунду. Это означает, что уровень Байкала удастся удержать в тех рамках, которые 17 лет назад установило правительство России: минимум 456 м ТО, максимум – 457 м ТО. При этом, действие постановления 2001 года, когда они были заданы, приостановлено до конца 2020 года. Согласно временному документу, принятому взамен, минимальное значение уровня озера на период маловодья определено в 455,54 м ТО, максимальное на случай высокой водности – 457,85 м ТО.
Однако в условиях средней водности, которая наблюдается сейчас, действует всё та же метровая «призма»: 456-457 м ТО. В Региональном диспетчерском управлении энергосистемы Иркутской области подсчитали, что при сохранении нормального притока в Байкал и Братское море появляется возможность наполнить водохранилища Ангарского каскада ГЭС до нормальных подпорных уровней.
Если среднемноголетний приток сохранится в течение ближайших трёх лет, их объём в августе-сентябре 2021 года энергодиспетчеры оценивают в 11 млн кубометров, что эквивалентно 2,3 млрд кВт-ч выработки.
В случаях высокой водности Байкала будут увеличиваться расходы Иркутской ГЭС. При сбросе 3200 кубометров в секунду могут возникнуть серьёзные риски подтопления некоторых объектов ниже по течению Ангары.
– Учитывая периодичность гидрологии Байкала, 10–12-летние циклы и последние четыре с половиной маловодных года, велика вероятность, что в ближайшие периоды ситуация изменится кардинально, – отмечает директор Иркутского РДУ Дмитрий Маяков. – Это может привести к тому, что будет необходимость задать повышенные расходы Иркутской ГЭС. Ситуация не новая, специалистам известная. Самое время обратить на неё внимание.
А исследователи из Института физики атмосферы, проанализировав несколько климатических моделей, прогнозируют существенные перемены погоды в бассейне Байкала и в дальнейшем. Так, в ближайшие 30 лет среднемноголетняя температура на его территории может вырасти на 3 градуса. К концу XXI века она и вовсе может прибавить 6,5 градуса по Цельсию. «Это очень много, – резюмировал Семёнов. – При этом, разброс моделей таков, что потепление может достичь и почти 10 градусов, а может ограничиться и 3,5 градуса».
Количество осадков в регионе также будет расти. Средняя прибавка, которую выдаёт моделирование климатических изменений до конца века, составляет 14%. «Но разброс составляет от нуля до тридцати процентов», – добавил замдиректора Института физики атмосферы Владимир Семёнов.