Сэм Чи: «Хотел бы увидеть фильмы, где русские – не подлецы, а герои»
Может ли Россия потеснить Голливуд, в чём сила русской культуры и возможно ли собрать деньги на производство кино «всем миром»? Ответы на эти и многие другие вопросы прозвучали на встрече с известным южнокорейским продюсером Сэмом Чи. Мероприятие под названием «Блокчейн и Медиа. Будущее киноиндустрии» собрало 1 августа в «Точке кипения» несколько десятков иркутян, встреча продолжалась более часа.
Сэм Чи – известная фигура в сфере медиа и финансов. Этот южнокорейский продюсер американского происхождения произвёл настоящий фурор в корейском кино, запустив ленту «Олдбой». С тех пор он инвестировал более чем в 20 успешных фильмов в Корее и Америке. У него совместные кино- и телепроекты с Майклом Бэем («Трансформеры»), Тони Бэнкрофтом («Мулан») и Саймоном Фуллером («Американские идолы»). В его фильмах снимались Эмили Блант, Сильвестр Сталлоне, Дэнни Де Вито и другие звёзды.
Сэм также погружён в криптоэкономику и блокчейн, ему весьма помогает его предыдущий опыт. До кинематографа он был вице-президентом крупнейшего в мире инвестиционно-банковского конгломерата «JP Morgan». В Иркутск он приехал по приглашению Александра Шульгина, российского композитора, инвестора, визионера, имеющего более чем 15-летний опыт венчурного инвестирования в новую экономику, цифровую среду и медиа. «В Иркутске есть успешные кинопроекты, например фильмы «На Байкал», – рассказал Александр Шульгин. – Я полагаю, что у иркутян есть шанс работать на этих рынках, создавать рабочие места и включаться в эту экономику. Для того, чтобы было понятно, как именно это можно сделать, и организована эта встреча».
«Я влюбился в Сибирь! Надеюсь, после этой встречи у нас появятся совместные проекты, – начал своё выступление Сэм Чи. – К сожалению, российская культура не присутствует на глобальном рынке медиа. В Москве, когда я встречался с ведущими российскими продюсерами и режиссёрами, я так и сказал: «Вы должны нести русскую культуру миру, если её нет в ваших фильмах, то фильмам и вашим инициативам не за что зацепиться на иностранных рынках. Копии западных картинок уже никому не нужны. Большинство потребителей контента устало от однотипных кинолент. Да, множество талантливых актёров и режиссёров создают продукты с одним и тем же сценарием. Почему Брэдли Купер во всех фильмах играет плохого парня, а Том Круз, Мэтт Дэймон, Брэд Питт – настоящих героев? Я хочу, чтобы в каком-нибудь фильме герой Тома Круза умер, но не потому, что я такой кровожадный, а потому, что это будет настоящий разрыв шаблона для зрителя, привыкшего видеть Круза в одном и том же амплуа непобедимого супермена».
Сэм Чи отметил, что так называемый экшн постоянно совершенствуется, но всё больше людей предпочитают фильмы, основанные на реальных событиях, документальные фильмы. По его мнению, назрела необходимость в децентрализации кинематографа. Необходимо создать равные условия для производителей из России, Китая, Кореи и всех остальных стран мира. «Почему героями в фильмах являются только американцы, а, скажем, русские в их фильмах показаны злодеями в ушанках? Я бы хотел увидеть фильмы, где русские – не подлецы, а герои, – задался вопросом продюсер. – Я убеждён, что токенизация (технология, позволяющая вовлечь в процесс финансирования и управления неограниченное количество участников – обычных граждан – на самых лояльных и доступных условиях. – Прим. «ВСП») является следующей фазой развития инвестиционного сектора, это касается и кинематографа в частности. Сейчас вам не обязательно работать в ведущих студиях, дабы принять участие в финансировании идей. Готовы вложить пять долларов? Теперь это возможно».
– Блокчейн (технология, которая представляет собой чётко структурированную базу данных с определёнными правилами построения цепочек транзакций и доступа к информации, которая исключает кражу данных, мошенничество, нарушение имущественных прав и так далее. – Прим. «ВСП») будет помогать делать фильмы совместно с другими участниками мирового креативного сообщества. Например, сейчас с помощью блокчейна я получил заказ от вьетнамцев на производство фильма. Крупнейшие студии – «Парамаунт», «Юнивёрсал» и «Дисней» – усиленно думают, как использовать блокчейн для своей трансформации, ведь иначе они будут сметены с рынка этой новой технологией.
Участников мероприятия интересовало, как войти в технологию блокчейна. Сэм Чи ответил, что первый шаг – это сообщить о своей идее, причём такая площадка безопасна и, по словам продюсера, «идею никто не украдёт» также благодаря блокчейну. «На этой площадке небольшие студии и сценаристы могут загрузить свои идеи, – продолжил он. – Тогда наши супервайзеры увидят, скольким людям нравится эта идея, смогут оценить её потенциал. Предполагается, что все участники, вложившие свои средства, скажем, 100 тысяч рублей, становятся акционерами. Полагаю, что блокчейн может повысить качество фильмов в России, ведь средства будут направлены именно на фильм, а прибыль и то, что получат инвесторы, напрямую зависят от успешности ленты. В России много талантов, к примеру, в той же компьютерной графике. Но многие не идут дальше аутсорсинга, работая за небольшое вознаграждение. Появился шанс выйти на совершенно новый уровень».
«Как будет идти прибыль – с проката киноленты?» – поинтересовались присутствующие. «Она заложена в смарт-контракт. Всё будет прозрачно – сколько собрали, какую прибыль получили. Также прописано вознаграждение команды в случае успеха», – ответил продюсер. Он подчеркнул, что речь идёт не только о художественных фильмах, но и о документальных, мультипликационных фильмах, музыке и другом контенте.
«В каком формате контактировать, предлагать идеи, сотрудничество?» – прозвучал вопрос из зала. «Я дам адрес электронной почты, высылайте материалы, – ответил Сэм Чи. – В Москве в ходе встреч с представителями Министерства культуры, Минэко и с продюсерами я предлагал начать реализовывать совместные проекты». При этом Александр Шульгин отметил, что предложения должны быть качественными, соответствовать мировым стандартам. Предпочтение будет отдано проектам, которые находятся в стадии разработки идеи и плана реализации, в них обычно проще «войти инвесторам и партнёрам».
В завершение встречи Сэм Чи признался, что был потрясён тем, что 400 тысяч корейцев нашли в России свою вторую родину. «Я обязательно сделаю фильм про корейцев, которые ушли в Россию. Причём снимать его буду обязательно в Сибири. Поэтому ещё увидимся!» – пообещал он.
Прямая речь:
Композитор, инвестор, визионер Александр Шульгин:
«По прогнозам всех глобальных аналитических компаний, рынок киноиндустрии, аудиовизуального контента будет уверенно расти в перспективе до 2035 года. Средний класс, который составляет основу потребления, чувствует себя увереннее и растёт в первую очередь на развивающихся рынках. Это создаёт благоприятные условия для роста этого сектора.
Роботизация, софтверизация, автоматизация – всё это стремительно замещает рутинный труд человека, освобождая всё больше личного времени, которое в основном тратится на развлечения, а аудиовизуальный контент и медиа являются основной частью индустрии развлечений, играя при этом важнейшую роль в социальных программах, вовлекая зрителей в сопереживание героям кинолент и сериалов, уводя от деструктивного социального выбора и вакуума.
Помимо указанных выше очевидных тенденций также росту будет способствовать и трансформация сектора развлечений, экосистемы медиа и кинематографа. Такие изменения, вплоть до метаморфоз, будут результатом появления и внедрения новых технологий (смешанная реальность, голограммы и так далее), основой которых являются децентрализованные решения, известные как блокчейн».