Проблемы игнорируются, решения отсутствуют
Предложенная правительством региона Стратегия развития Иркутской области бесполезна для решения проблем жителей
За два года правительству области так и не удалось разработать качественную стратегию развития региона. Многократные попытки «протащить» документ через Законодательное Собрание успехом не увенчались. Слишком далёк он от реалий развития области и страны. Депутаты сразу заявили, что без конкретного плана действий принимать «пустой» документ не будут. Вместо того, чтобы качественно доработать стратегию, губернатор в начале августа предложил лишить депутатов права её утверждать. Теперь он хочет принимать решения единолично, не спрашивая мнения народных избранников. А значит, и жителей, стоящих за каждым из них.
Зачем вообще региону нужна Стратегия социально-экономического развития? Это важнейший документ, который должен решать актуальные проблемы жителей: сколько детских садов, школ и ФАПов построить, сколько дорог отремонтировать, как создавать комфортную среду в городах и как развивать село. А главное – в стратегии чиновники должны написать, как именно они собираются решать эти проблемы.
Вторая важная задача документа – определить долгосрочные направления развития области. Не жить только сегодняшним днём, а строить будущее региона. Стратегия, предложенная правительством Иркутской области, не решает ни одну из этих задач.
Вопросы без ответов
Начнём с того, что в существующем варианте стратегии не всегда прописаны сами проблемы, не то что их решения. Да и сама бумага основывается не на актуальных показателях, а на данных 2014-2015 годов.
Даже там, где проблемы указаны, отсутствуют решения. Например, констатируется, что в регионе остро не хватает медиков. А сколько врачей нужно привлечь и какими пряниками заманить – тишина. В моногородах и на селе остро стоит тема занятости. А сколько нужно создать рабочих мест, какие предприятия открыть – не говорится.
Сколько нужно новых поликлиник, чтобы исчезли очереди? Как увеличить ввод жилья? Сколько создать рабочих мест? И так далее. Обо всём этом стратегия умалчивает, а её разработчики, судя по всему, ответов на эти вопросы не имеют.
Больше вреда, чем пользы
Нет в стратегии сценариев развития традиционных отраслей экономики. Иркутская область заготавливает леса больше всех в России, при этом с одного кубометра древесины получает лишь 81 рубль налогов при среднероссийском показателе 196 рублей. Общий объём «лесных» налогов составляет менее 3%, а когда-то они формировали треть бюджета области. Но стратегия почему-то не ставит задачу по повышению этого показателя.
Судя по содержанию, у нас не планируется построить ни одного нового предприятия по лесопереработке. Пока при всех огромных объёмах лесозаготовки высокоразвитым можно назвать только одно крупное предприятие. Остальные просто пилят лес. Очевидно, так и будет продолжаться.
Из стратегии не понятно, как и за счёт чего будут развиваться территории. Более того, стратегия ухудшает положение многих жителей села. Бумага ещё не принята, а область уже начинает по ней жить. Например, недавно районное управление налоговой инспекции было перенесено из Тайшета в Тулун. То же самое едва не случилось с ветеринарной службой. Местным жителям уже приходится выбирать Красноярский край и ездить туда учиться, работать, даже покупать продукты.
Задача оказалась не по силам
Пытаясь отбиться от вала разумной критики, чиновники говорят, что, мол, стратегия должна решать глобальные задачи. Получилось ли это у разработчиков бумаги?
Будущее страны за развитием высокотехнологичных инновационных производств. Соседние регионы это уже поняли и активно работают в данном направлении. А в стратегии правительства Иркутской области даже слово «инновации» ни разу не звучит!
Значит, через несколько лет регион может оказаться в роли кучера, который стоит на углу улицы и не понимает, почему больше никто не хочет ехать на его лошадке… А люди уже пересели на автомобили.
Трудно себе представить, но в документе нет полноценного раздела о защите и охране нашего достояния – озера Байкал.
Услышать голос каждого?
Очевидно, правительство области так и не смогло создать качественный документ, который решает проблемы жителей и соответствует вызовам времени, развитию страны и целям, которые ставит президент России Владимир Путин.
Поэтому в начале августа губернатор предложил оригинальный выход из положения: лишить депутатов права утверждать региональную стратегию развития.
Сдаётся, глава региона забыл, что обещал «услышать голос каждого». Депутаты избраны всем населением области, их задача – как раз донести до чиновников голоса своих избирателей. Похоже, красивый предвыборный лозунг оказался пустышкой.
А проиграют опять жители региона. Ведь наши проблемы не решает бумага под названием «Стратегия развития» и не замечают её разработчики – правительство области во главе с губернатором.
Стратегия развития Иркутской области. Мнение экспертов
Здравоохранение | Не прописаны механизмы повышения доступности медицинской помощи населению. |
Развитие сельских территорий |
Не решена проблема обеспечения чистой водой. |
Труд и занятость | Нет конкретных путей решения проблемы дефицита квалифицированных кадров, обеспечения узкими специалистами, создания новых рабочих мест. |
Сельское хозяйство | Не предлагаются конкретные проекты, которые приведут к увеличению производства продуктов в регионе. |
Молодёжная политика | Не определены меры для предотвращения оттока молодёжи из региона. |
Поддержка малого бизнеса | Нет конкретных проектов, нет прогноза количества рабочих мест. |
Образование | Не показано, каким образом все школы будут переведены на односменную работу. Отсутствуют задачи по развитию вузов. |
Опорные территории развития | Нет описания новых инвестиционных проектов. |
Бюджетная и налоговая политика | Нет бюджетной стратегии, ориентиров для планирования местных бюджетов. |
Отраслевые комплексы экономики | Нет программы развития предприятий, не проанализирован эффект от их деятельности для экономики области. Развитие транспортной инфраструктуры связывается только с ростом добывающего сектора. |
Экология | Нет способов утилизации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. |
Наука | Не предполагается вклад в развитие фундаментальной науки, в инновации. |
ЖКХ | Не прописана взаимосвязь развития строительного комплекса с развитием других отраслей промышленности. |