издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Реформы все очень тяжёлые»

Переход на новую систему обращения с отходами чреват кратным ростом тарифов

Вывоз мусора для жителей Иркутской области с 1 января 2019 года может существенно подорожать. Минимум – в четыре раза, максимум – в шесть. Такой вывод сделали в Службе государственного жилищного надзора Иркутской области, изучив предложения, которые региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами прислали в областную Службу по тарифам. Причины подорожания, которое в абсолютных цифрах выглядит не столь драматичным, кроются в неразвитости инфраструктуры и большом транспортном плече для вывоза мусора из тех районов, где нет собственных полигонов для его размещения.

 

Формально введению новой услуги – по сбору и вывозу твёрдых коммунальных отходов – на пленарном заседании Летней школы ЖКХ на Байкале был посвящён только один доклад. Но тех выступлений, которые в итоге прозвучали, запросто бы хватило на отдельный круглый стол или семинар. «Несколько реформ на уровне федерации запущено и успешно реализуется, – начала одно из них начальник отдела топлива в Управлении коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Екатерина Устинова. – Но реформы все очень тяжёлые». Это в полной мере касается и новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, над запуском которой Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ вместе с Министерством природных ресурсов РФ работают с 2014 года.

«Мы все знаем, что Россия – это субъект, на территории которого обращение с отходами на очень низком уровне, – отметила Устинова. – Выезжая за пределы городов, мы видим многочисленные несанкционированные свалки». В территориальной схеме обращения с отходами в Иркутской области, принятой в конце прошлого года, сказано, что в регионе их насчитывается как минимум 948 штук. Площадь нелегальных свалок – 1,4 тыс. га, на них накоплено более 12,2 млн кубометров мусора. И это лишь то, что выявлено и зарегистрировано. При этом в Иркутской области, поделённой на девять городов и городских округов и 33 района, насчитывается всего 23 официальных полигона твёрдых коммунальных отходов. Разработчики территориальной схемы подсчитали, что необходимо построить ещё 40, плюс 17 мусороперегрузочных станций и около 1500 площадок для временного накопления ТКО. Для этого необходимо 17,1 млрд рублей. «Естественно, весь груз строительства инфраструктуры не будет возложен на население, – подчеркнула Устинова. – Есть несколько вариантов – это и бюджетные ресурсы Иркутской области, и федеральные финансы».

«Из Качуга, за 300 километров»

Платежи населения, однако, никто не отменял. Новые тарифы на вывоз мусора вступают в силу с 1 января 2019 года. Предложения по ним региональные операторы по обращению с ТКО должны были представить до 1 июля 2018 года. В Иркутской области действуют две такие организации. В зону деятельности ООО «Братский полигон ТБО» – «Север» – помимо Братска входят Усть-Илимск, Братский, Катангский, Киренский, Нижнеилимский, Нижнеудинский, Тайшетский, Усть-Илимский, Чунский и Усть-Кутский районы. В зону «Юг», за которую отвечает зарегистрированное в Белгороде ООО «РТ-НЭО Иркутск», входит вся остальная область. Помимо южных и западных территорий в неё оказались включены Бодайбинский, Мамско-Чуйский и Казачинско-Ленский районы, расположенные на северо-западе региона.

 

– Ко второй зоне относятся, к примеру, Баяндаевский, Качугский и Жигаловский районы, где полигонов вообще нет, – добавила Устинова. – Поэтому, в соответствии с территориальной схемой, все отходы из них поедут на полигон к нам, в Иркутский район.

– Из Качуга, за триста километров, – тихо прокомментировали в зале с характерным ударением на второй слог в последнем слове.

– И сколько это будет стоить? – тут же задал вопрос ещё кто-то.

До шести и больше

Ранее на него ответила начальник отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Ольга Потапова. «Максимально на семью из трёх человек [тариф увеличится] примерно в шесть раз, – сообщила она. – Минимально – где-то в четыре раза». Такой вывод сделали в ведомстве, проанализировав предложения, которые региональные операторы направили в Службу по тарифам Иркутской области. «Что именно входит в тариф, мы пока не знаем», – добавил руководитель областной Службы государственного жилищного надзора Александр Проценко. Впрочем, по информации, опубликованной на официальном сайте министерства жилищной политики, региональный оператор «обеспечивает всю цепочку обращения с ТКО», в том числе сбор, транспортировку, обработку, утилизацию и обезвреживание отходов.

С его появлением меняется схема формирования платы за вывоз мусора. Если сейчас её рассчитывают, исходя из площади квартиры, то с нового года будут определять в зависимости от норматива образования отходов на каждого человека, проживающего в ней. В Иркутске он составляет 3,12 кубометра в год и для жильцов многоквартирных зданий, и для собственников частных домов. Для Усть-Илимска установлены нормативы в 1,66 и 2,27 куба соответственно. В остальных городах и посёлках они составляют 1,56 кубометра на человека в многоэтажках и 2,16 кубометра в частных домах. «Мы смотрели тарифы по другим субъектам федерации, там они ориентировочно составляют от 155 рублей до 999 рублей за куб, – пояснила начальник отдела топлива в управлении коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики. – Тариф умножается на норматив накопления. Получившаяся сумма делится на 12 месяцев. Так мы получаем сумму, которую человек будет платить ежемесячно».

В министерстве жилищной политики подсчитали, что она может составить 130–137 рублей. Сейчас вывоз мусора из двухкомнатной квартиры площадью 48,7 квадратного метра в Иркутске обходится в 48,7 рубля в месяц. Если расчёты министерства верны, то с 1 января 2019 года ежемесячная плата для трёх человек, проживающих в ней, вырастет до 390-411 рублей. Между тем тариф ещё не утверждён: согласно дорожной карте по переходу Иркутской области на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами, его должны установить не позднее 20 декабря 2018 года. «Мы ожидаем, что получим цифры к 1 сентября, – рассказала Устинова. – Полная расшифровка этого тарифа будет в публичном доступе на сайте Службы по тарифам. И мы настаиваем на том, чтобы перед его утверждением эти цифры прошли публичное обсуждение, дабы мы понимали, за что платим».

«Добиваться того, чтобы минимизировать расходы»

Исполнительный директор Ассоциации ТСЖ Иркутской области Валерия Кошечкина считает, что участие в обсуждении – единственная стратегия для собственников жилья, позволяющая ограничить рост тарифа. «Каждый из нас должен очень предметно участвовать во всех публичных слушаниях, – обратилась она к председателям ТСЖ, участвовавшим в заседании. – И говорить о том, что, если государство инициировало инвестиционную составляющую, пусть оно её субсидирует».

С таким подходом – обязательным участием в общественном обсуждении – согласна исполнительный директор Ассоциации некоммерческих организаций по содействию развитию ТСЖ и ЖСК Евгения Юнисова. «Второй образ действия – в повседневной работе добиваться того, чтобы минимизировать расходы собственников и организаций [на вывоз и утилизацию твёрдых коммунальных отходов], – добавила она. – Не секрет, что в отношении использования вторичных ресурсов, которые мы с вами выносим на помойку, мы отстаём от всего мира лет на пятьдесят, а то и на семьдесят». Раздельный сбор мусора в жилых домах позволяет на 25–30% снизить расходы на вывоз ТКО. Точнее, компенсировать часть затрат – норматив образования отходов остаётся неизменным, однако часть их можно сдать в переработку, получив за это небольшие деньги. «Эта тема возникает из-за реформы, – заключила Юнисова. – Не будь её, мы бы об этом, может быть, и не заговорили».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры