«Правительство при этом не присутствовало»
В региональном минстрое не считают «Рампорт» инвестором
Публичное заявление губернатора Иркутской области Сергея Левченко, сделанное в конце мая, в минувшую пятницу было настигнуто предостережением руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева. Глава ведомства предупредил губернатора региона о том, что политика областных властей, связанная с выбором инвестора для строительства нового терминала Иркутского аэропорта, минуя конкурсные процедуры, может привести к нарушению закона «О защите конкуренции». Подробности в материале Натальи Гавриловой.
Выступая 30 мая на заседании Клуба публичной политики, глава региона заявил, что инвесторами для строительства нового терминала выступают АО «Международный аэропорт Иркутск» и ОАО «Рампорт», дочерняя компания Ростеха. Он отметил, что в проекте примет участие компания «Новапорт». На неё также ориентировались при выборе площадки для строительства терминала. Сергей Левченко упомянул о том, что стоимость работ составляет 7 млрд рублей, а сроки – 2 года.
Но в ведомстве Игоря Артемьева настаивают, что выбор инвесторов для строительства терминала без конкурсных процедур приведёт к нарушению антимонопольного законодательства. «ФАС России на основании статьи 257 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предостерегает от совершения планируемых действий в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению статьи 15 и/или 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», – говорится в официальном документе, опубликованном 13 июня на сайте службы.
В правительстве Иркутской области ещё двумя неделями ранее попытались дезавуировать слова губернатора о «Рампорте» как о стратегическом инвесторе для проекта. Выступая 28 июня на сессии Законодательного Собрания Иркутской области, замминистра строительства и дорожного хозяйства Ольга Золотарёва сообщила, что «до настоящего времени инвестор не выбран». Во избежание замечаний ФАС процедура выбора инвестора только прорабатывается, сказала она. А базирующемуся в Жуковском ООО «Рампорт Безопасность» всего лишь передан в субаренду сроком на десять лет земельный участок, на котором планируется вести строительство. «Земельный участок передан в субаренду для строительства терминала, и указанная процедура не является выбором инвестора», – заявила Ольга Золотарёва.
При этом она отметила, что при выборе площадки институт «Аэропроект» консультировался «с базовыми авиакомпаниями – «Ираэро» и «Ангарой», а также Восточно-Сибирской топливной компанией. «В соответствии с технико-экономическим обоснованием, ВСТК готова произвести перенос керосинопровода, – заверила она. – Выбрана модель, которая наилучшим образом вписывается в инфраструктуру аэропорта».
Отвечая на вопрос, с какой целью передан земельный участок «Рампорту», Ольга Золотарёва сообщила: «С целью строительства [терминала] внутренних и международных авиалиний как хозяйствующему субъекту, не инвестору». И тут же уточнила, что «правительство в отношении этого никаких действий не осуществляло».
– Чья это компания и кто за ней стоит, я не знаю, – призналась замминистра депутатам. – Два хозяйствующих субъекта [АО «Аэропорт Иркутск» и ООО «Рампорт Безопасность»] решили заключить соглашение о передаче в аренду земельного участка. Правительство Иркутской области при этом не присутствовало.
Учитывая, что 100% акций аэропорта с 2015 года находится в собственности правительства, это заявление выглядело неубедительным. Депутаты не скрывали своего разочарования полученными ответами и не стали снимать с контроля вопрос об Иркутском аэропорте, передав его уже следующему парламентскому созыву, который будет избран в сентябре. «Я не совсем удовлетворён этими ответами», – заявил депутат Дмитрий Ершов. И попросил правительство предоставить в комитет по собственности ЗС инвестиционное соглашение с «Рампорт Безопасностью» о субаренде земельного участка и дорожную карту строительства терминала, которая находится на согласовании в Минтрансе РФ.
По мнению Ольги Золотарёвой, текущий проект строительства терминала «не предполагает согласование с Минтрансом». Она считает, что процедура по выбору инвестора станет возможна лишь после того, как на строительство Иркутского аэропорта будут предусмотрены денежные средства в целевой федеральной программе. «Сейчас реконструкция аэропорта и строительство нового исключены из федеральных программ», – сказала замминистра. Напомним, тот факт, что регион потерял 20 млрд рублей в виде инвестиций из федерального бюджета, часто ставили в вину чиновникам областного правительства, а также губернатору не только эксперты, но и депутаты.
Теперь со стороны регионального минстроя проводятся мероприятия по возвращению аэропорта в федеральную программу, сказала Золотарёва. В частности, она упомянула о гарантийном письме за подписью губернатора. При условии включения Иркутского аэропорта в программу область готова взять на себя софинансирование. «Также направлен акт выбора земельного участка. Ответа не получено», – сказала Ольга Золотарёва. Вопрос о том, кто профинансирует строительство нового терминала аэропорта, пока тоже остался без ответа.