Магистраль с гарантией
В Иркутске завершаются дорожные работы, которые подрядчики выполняют в рамках гарантийных обязательств. В апреле нынешнего года специалисты департамента дорожной деятельности вместе с сотрудниками компаний-подрядчиков обследовали состояние городских дорог, по которым не истёк срок гарантии. Это объекты, которые ремонтировали в 2015 – 2017 годах. Всего за последние три года было заключено 14 муниципальных контрактов, ремонт выполняли 16 организаций.
Об итогах обследования и ходе гарантийных работ на депутатских слушания в Думе Иркутска рассказал заместитель председателя комитета городского обустройства администрации, начальник департамента дорожной деятельности Андрей Пономарёв. По его словам, комиссия выявила дефекты на 66 участках. По всем замечаниям составлены протоколы. Основные изъяны: трещины на дорожном полотне, поверхностное разрушение асфальтобетонного покрытия, частичное разрушение бордюров, выступающие над проезжей частью крышки канализационных люков.
Неисправности подрядчики обязаны устранить за свой счёт. Гарантийные работы должны быть завершены к 8 июня. Андрей Пономарёв отметил, что не все дефекты на дорогах могут быть исправлены в рамках гарантийных обязательств. В гарантию не входят «температурные» трещины, разломы, которые возникают в результате воздействия грунтовых вод. Тем не менее в Иркутске подрядчики соглашаются исправить за свой счёт и эти дефекты.
Депутат Алексей Савельев обратил внимание на проблему, характерную для всех дорожных объектов. Практически везде подрядчики не обладают техникой, чтобы весь участок ремонтировать за один проход. Поэтому между отрезками остаются стыки, на дороге возникают перепады. Андрей Пономарёв рассказал, как заказчик работ – городская администрация – намерен работать с этой проблемой. Уже в нынешнем году подрядчики начнут применять битумную ленту для стыковки швов. Автомобилисты смогут оценить эффективность этой технологии, она будет опробована при ремонте улицы Декабрьских Событий.
Председатель Думы Евгений Стекачёв считает одним из основных недостатков иркутских дорог некачественные бордюры. И если на центральных улицах устанавливают гранитные бордюры, то на периферийных продолжают класть сухопрессованные, которые существенно уступают первым по прочности. Установка более дешёвого бордюрного камня провоцирует новые траты, срок его службы очень короткий. Евгений Стекачёв поинтересовался, что нужно сделать, чтобы при всех ремонтах устанавливали только гранитные бордюры. Они дороже, но это компенсируется долгим сроком службы.
Андрей Пономарёв согласился с тем, что гранитные камни намного долговечнее сухопрессованных. По условиям муниципальных контрактов с 2019 года на всех участках автодорог будут устанавливаться только гранитные бордюры. Он также напомнил, что в последние годы в ремонтах применяются современные технологии. Например, хорошо себя зарекомендовала технология использования верхнего полимерного слоя, который позволяет выровнять поверхность дороги и продлить срок службы асфальта.
По мнению Евгения Стекачёва, проблемы на иркутских дорогах действительно есть. Но также видны позитивные изменения. «Есть вопрос по качеству битума. Ни один асфальтобетонный завод не в состоянии выдать качественную асфальтобетонную смесь. Эта проблема решаема – необходимо использовать пластификаторы, специальные добавки, нужно оборудование, которого сейчас в Иркутске нет, – отметил председатель Думы. – Если в документацию вложить требования по пластификаторам, я уверен, найдутся компании, которые купят оборудование и будут его использовать в работе. Эти проблемы, которые мы видим на дорогах, – крошащийся верхний слой, трещины – связаны с качеством битума».
Как рассказала заместитель мэра – председатель комитета городского обустройства Елена Фёдорова, анализ состояния дорог показал, что ямы, выбоины есть преимущественно на тех дорогах, которые либо не ремонтировались, либо ремонт на них проводился больше трёх лет назад. Комиссия подробно рассматривала участки, отремонтированные в 2017 году. По оценке Росавтодора, а его представители проверяли качество ремонтов по федеральному проекту «Безопасные и качественные дороги», Иркутск выглядит достойно. Замечания есть, они связаны с качеством битума, с климатическим воздействием. Администрация города вносит изменения в конкурсную документацию на 2019 год, повышаются требования к качеству ремонтов.
Заместитель председателя Думы Виталий Матвийчук обозначил ещё одну проблему, которая отражается на качестве ремонта. В городе нет структуры, которая контролировала бы дорожные ремонты на всех этапах. Технический контроль по итогам работ проводится, но зачастую тендеры выигрывают организации, связанные с подрядчиком. С коллегой согласился Евгений Стекачёв. Народные избранники сошлись на том, что необходимо создать орган, который будет заниматься разработкой проектно-сметной документации и контролем качества исполнения работ. Предполагается, что это будет казённое учреждение, то есть МКУ. В его состав должны войти специалисты – проектировщики, геодезисты, возможно, в организации будет лаборатория. Нужно менять систему проверки качества, уверен Виталий Матвийчук. Учреждение не будет иметь отношения к исполнителям. «Гарантийный ремонт – чаще всего это последствие некачественной работы. Если будет тщательный контроль качества на всех этапах, гарантийный ремонт не потребуется», – заключил Евгений Стекачёв.