Стартовая готовность
Едва закончился отопительный сезон в Иркутской области, как энергетики и коммунальные работники сразу начали подготовку к следующему. В областном центре подача тепла в дома завершилась в середине мая, в это время инспекторы «Иркутскэнергосбыта» уже начали вручать требования, в которых расписаны все мероприятия по подготовке оборудования тепловых узлов и систем отопления. Работа серьёзная, поскольку в Иркутске необходимо обойти 5,5 тыс. тепловых пунктов, а всего в области их насчитывается около 25 тысяч. И не всегда они оказываются должным образом готовы к предстоящей зиме. Корреспондент «Сибирского энергетика» принял участие в одной из таких проверок, чтобы разобраться, что представляют собой эти письма с рекомендациями и почему их все нужно выполнять в обязательном порядке.
В жаркие дни не очень хочется думать о температуре в батареях. Однако именно сейчас энергетики и работники ЖКХ заняты тем, чтобы обеспечить бесперебойную работу систем отопления следующей зимой. В многоквартирных домах зоны ответственности разграничены чётко. Энергетики подают тепло до границы – то есть наружной стены – дома. Дальше качество услуги зависит от работы управляющей компании. Конечно, в период подготовки каждый тепловой пункт проверяется, выдаются необходимые рекомендации, и их исполнение снова проверяется. По некоторым адресам приходится выезжать по нескольку раз, чтобы точно всё проверить.
Как сообщил «СЭ» начальник производственно-технического отдела ООО «Иркутскэнергосбыт» Игорь Тимонин, по требованию Федерального закона «О теплоснабжении» подготовку своих объектов к зиме обязаны вести и энергетики, и потребители в лице управляющих компаний и ТСЖ. Самим жителям многоквартирных и индивидуальных домов можно и нужно участвовать в подготовке к отопительному сезону. Отвечают за состояние тепловых пунктов многоквартирных жилых домов управляющие компании (УК), но собственники могут и должны контролировать их деятельность. «Задача жильцов – проследить, чтобы УК были проведены все регламентированные работы в отношении индивидуальных тепловых пунктов. А те, кто проживает в индивидуальных домах, должны сами обеспечить подготовку тепловых пунктов к отопительному сезону,– говорит Тимонин. – Мы заранее выдаём полный список требований по подготовке к отопительному периоду. Жильцы многоквартирных домов имеют право интересоваться в УК, как подготовлен их тепловой пункт к зиме, есть ли акт проверки готовности, проведены ли обязательные профилактические мероприятия, в частности, промывка отопительной системы от отложений». По итогам проверки выдаётся акт о готовности теплового узла многоквартирного дома к подаче тепла, в котором указаны все замечания. У УК есть прямая обязанность ежегодно доводить до жителей информацию о проделанной работе.
В самом сердце дома
На минувшей неделе корреспондент «СЭ» принял участие в одной из таких проверок. Сотрудники «Иркутскэнергосбыта» проверили тепловой пункт в многоквартирном доме по адресу: Ядринцева, 131/2, 3. Для инженера-инспектора ООО «Иркутскэнергосбыт» Даниила Луковникова и его коллег началась горячая пора, ведь каждому из них предстоит обойти почти по 300 объектов. С 15 июня до 1 сентября необходимо проверить все тепловые пункты. В день Даниил обходит от 5 до 10 многоквартирных домов в зависимости от состояния оборудования. Дом нам «попался» абсолютно новый, его ввели в эксплуатацию только в прошлом году, соответственно, замечаний было немного. В рамках подготовки к отопительному периоду управляющим компаниям необходимо выполнить ряд мероприятий, провести промывку системы отопления, системы ГВС, организовать испытания на плотность и прочность, проверить работоспособность оборудования, защиты системы, устранить замечания за предыдущий отопительный сезон.
На руках у Даниила тот самый перечень мероприятий – документ на две страницы, в котором 22 пункта с подпунктами, напротив каждого из которых он ставит отметку о выполнении. К примеру, работоспособность прибора учёта тепловой энергии или исправность регулятора температуры в системе горячего водоснабжения. Инженер проверяет расчётные характеристики элеватора системы отопления, наличие защиты систем теплопотребления от скачков давления. В акте есть отдельные графы: для отметки о выполнении и – на случай выявления замечаний – для даты их устранения.
Если УК не устранит выявленные нарушения в срок, то в акте будет зафиксирована неудовлетворительная оценка теплового пункта. Такому дому администрация города имеет право не выдать паспорт готовности.
«Все процедуры чётко прописаны в приказе Минэнерго России, который был принят ещё в 2013 году, с тех пор он не менялся, – рассказывает заместитель начальника отдела технического аудита Антон Рындя. – Там же содержатся требования по готовности к отопительному периоду. Мы следим за соблюдением этих требований и каждый год проверяем степень готовности жилфонда, указываем на недоработки и выдаём рекомендации о необходимых мероприятиях. А исполнять эти рекомендации должны сотрудники управляющих компаний, подрядные организации с ТСЖ и ЖСК или сами собственники, если речь идёт об индивидуальных жилых домах». Также потребителям напоминают о необходимости своевременно оплачивать тепло и ГВС, а в случае наличия задолженности – погашать её. В сумме эти меры должны обеспечить надёжное и качественное теплоснабжение домов при любых погодных условиях.
«По подготовке к отопительному периоду прошлый год показал, что у нас была небольшая положительная динамика, то есть на 2-3% готовность к отопительному периоду была выше, чем в предыдущие отопительные сезоны, – отметил Игорь Тимонин. – Это означает, что в нынешнем году качество подготовки повысилось, потребители в лице управляющих компаний выполнили работы из минимального перечня. Поэтому в минувшем осенне-зимнем периоде значительно сократилось количество жалоб потребителей на качество теплоснабжения. Важно понимать, что качество подготовки к отопительному периоду влияет на комфорт граждан».
В числе отстающих
Снижение потока жалоб связано и с уменьшением количества недобросовестных компаний. «Когда уходит управляющая компания, на её место встаёт более ответственная, это известно из практики, – отмечает Игорь Тимонин. – Однако в целом по управляющим компаниям ситуация не меняется: кто был в лидерах – им и остаётся, кто отставал – никак работу не улучшил. Ситуацию по подготовке к отопительному сезону в управляющих компаниях «ДОСТ» в Ангарске, «Гидростроитель» в Братске, «Троицкая» и «Народная» в Иркутске оценивают как критическую. Эти УК систематически недобросовестно относятся к подготовке к зиме. Кроме того, некоторые из них отказываются эксплуатировать приборы учёта тепла, проводить поверку, наладку и ремонт, вследствие чего приборы учёта выходят из строя. Данные факты негативно сказываются на суммах платежей граждан, оплата по показаниям приборов, как правило, ниже, чем по утверждённым нормативам».
Обо всех случаях некачественной подготовки сотрудники энергосбытовой компании информируют Службу государственного жилищного надзора, которая, в свою очередь, может составить соответствующий акт, назначить административное наказание. «Кроме того, о некоторых случаях неготовности, в том числе и бюджетных учреждений, мы сообщаем в прокуратуру, – говорит Тимонин. – В большинстве домов этих компаний в тепловых узлах нет контрольно-измерительных приборов, ежегодно внутридомовую систему за лето не промывают, на трубах нет теплоизоляции. Это означает, что каждый день жильцы, доверившие своё жильё нерадивым УК, обогревают подвалы и теряют деньги, а в какой-то момент могут оказаться и вовсе без коммунальных благ».
Напомним, сейчас за аналогичные нарушения грозят реальные штрафы и даже лишение лицензии. Кроме того, по мнению энергетиков, очень сильно ситуацию с уровнем подготовки портят именно владельцы частных домов, подключенных к централизованной системе отопления, где нет обслуживающей организации, которая следила бы за всем сразу. Каждый хозяин частного дома надеется на то, что в очередной раз «пронесёт» и ничего не случится. Немало таких хозяев, которые не выполняют выданные им рекомендации. А потом зимой начинают обогреваться всеми возможными способами, сливая теплоноситель в канализацию, замораживая соседей, потребляя огромное количество электричества и подвергаясь опасности возникновения пожара.
«Если у вас дома зимой холодно, а соседи жалуются на жару – значит, ваша управляющая компания подготовилась к отопительному сезону плохо. Жаловаться, конечно, можно и нужно, однако во время отопительного сезона что-то исправить будет затруднительно. Поэтому собственники квартир должны уже сейчас со всей строгостью спрашивать о том, как готовятся их тепловые пункты к зиме», – говорят энергетики.