издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Театр без сцены

  • Автор: Алексей Клочковский

За стенами особняка воет ветер. Внутри, в зале, замерли за столиками люди в масках. Мёртвая тишина, и вдруг в зал врывается бродяга, который скоро завладеет половиной страны. Как невидимки, люди в масках следят за действом, присутствуя в самой гуще загадочных, смешных, страшных событий, а порой и участвуют в них… Добро пожаловать в Иркутский иммерсивный театр.

Иммерсивность – авангардное театральное веяние, которое возникло в Англии в начале двухтысячных, затем появилось в России, став модным культурным явлением в Москве и Санкт-Петербурге, а с октября 2017 года пришло в Иркутск. И достаточно успешно, о чём свидетельствуют стабильно идущий спектакль «Царь» и отзывы публики. Слово «иммерсивный» переводится с английского как «создающий эффект присутствия». Здесь зритель оказывается «внутри» спектакля, ведь в иммерсивном театре всё не как в обычном: нет сцены, местом действия является целиком помещение театра, а зритель порой становится актёром.

Представьте, что у вас появилась бы возможность «нырнуть» в другую реальность, другую эпоху. Не просто видеть её из зала, а стоять рядом с бьющимися насмерть дуэлянтами, угощаться за столом вместе с царём – вы ведь захотели бы воспользоваться возможностью побывать на такой уникальной «экскурсии»? Так воспользуйтесь, для этого нужно лишь посетить иммерсивный театр.

Непросто оценивать столь оригинальный формат, так как это явление вообще относительно новое, а для Иркутска – тем более. Хоть он иммерсивный, но всё же театр, и многие его составляющие допустимо анализировать так же, как и в традиционном театре. Скажем, декорации и костюмы для спектакля «Царь»: да, в целом особенности эпохи воссозданы. Многое из мебели, посуды, предметов быта не бутафория, а реальные вещи из прошлых веков, прошедшие через руки реставраторов. Наряд дочки героя спектакля безупречен, как в хорошем историческом «костюмном» фильме.

Уважение вызывает немалый труд по обустройству помещения, стиль интерьера одновременно импозантный и сдержанный. Закусывая в трактире на первом этаже, вы настроитесь на нужный лад благодаря скрипачу, играющему перед спектаклем. А на втором этаже и вовсе окунётесь в атмосферу старины. И звуковое оформление, льющееся из продуманно размещённой аудиоаппаратуры, в любом уголке театра будет поддерживать ваш настрой.

Однако главное в театре – эмоции, которые испытывает зритель. И тут несомненное попадание в цель: на протяжении всего спектакля среди зрителей слышались и смех, и сдержанные всхлипывания. Это живые чувства, а значит – театр состоялся.

Особо хотелось бы отметить актёрскую работу. Выделять какую-то одну роль я бы не стал – и не для того, чтобы, мол, не оставить без внимания остальных. Дело в том, что все без исключения роли были сыграны очень достойно. Каждый актёр сумел передать характер своего персонажа, каждая роль запомнилась либо репликой, либо иной выразительной чёрточкой. Были созданы сложные, неоднозначные, как в жизни, человеческие образы: отрицательный, но вызывающий не только осуждение, но и сочувствие Швабрин, добродушный, сыгранный с ненавязчивым юмором Миронов, cлужанка Палашка, при минимуме текста мимикой, пластикой заставившая безоговорочно поверить в реалистичность своего образа. И у меня до сих пор стоит перед глазами, как дрожат руки Маши, обнимающей своего чудом спасшегося от смерти возлюбленного. По именам героев читателям ясно, что спектакль по «Капитанской дочке» Пушкина. Режиссёр Александр Братенков поставил его так свежо и искусно, что, пережив страсти персонажей вместе с ними, захотелось перечитать первоисточник.

Один из зрителей в завязавшемся после спектакля разговоре с продюсером театра предложил привлекать в театр школы. Однако заметил, что для школ цена билетов «кусается». Верно, но учтём: если мы хотим качество, то для его поддержания нужны средства, а значит, сборы и помощь меценатов и минкультуры. Тем более что обычно иммерсивные действа идут на арендованных площадках несколько раз, после чего проект закрывают. В Иркутске же организаторы решили создать стационарный вариант. Таким образом, город может получить свой постоянно действующий иммерсивный театр.

Интуиция и опыт театрала подсказывают: здесь и в будущем могут удивлять и радовать зрителей. Кстати, насчёт будущего: в театре планируют в скором времени показать ещё две постановки. Экскурсия в другую реальность продолжается.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры