издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Виктор Григоров:  «Бренд Байкала нельзя  разделить на две части»

О том, каким будет предстоящий туристический сезон в регионе, каким видится идеальный гость из Поднебесной и почему Байкальск совсем как «маленький Крым», на встрече в редакции «Восточки» журналистам газеты рассказал генеральный директор туристической компании «Гранд Байкал» Виктор Григоров. 

Альберт Батутис, первый заместитель главного редактора:

– Сегодня у нас в гостях Виктор Владимирович Григоров – генеральный директор туристической компании «Гранд Байкал». Мы давно сотрудничаем – ещё с тех времён, когда Виктор Владимирович возглавлял комитет по физической культуре и спорту администрации Иркутской области. Продолжалось наше сотрудничество и в то время, когда он перешёл на работу в «Гранд Байкал», а затем – в Байкальский банк Сбербанка РФ. Почти два года прошло с тех пор, как наш гость вернулся на ключевую позицию в «Гранд Байкал». Виктор Владимирович, предоставляем вам вступительное слово, а потом перейдём к вопросам.

– Меня очень часто спрашивают, почему я решил вернуться в туристическую сферу из банковской. Ведь и платят здесь не так много, и работать приходится объективно больше. Но я люблю эту работу и верю в то, что туризм в Иркутской области и на Байкале возможен. Этим надо серьёзно заниматься. Туризм никогда не будет таким, как в тёплых странах. Это не пляжный отдых, а скорее спортивный, познавательный, активный. И подобный отдых в мире очень востребован, о чём свидетельствует успех таких курортов, как Квинстаун в Новой Зеландии.

Этот  курорт очень похож на наш Байкальск. Город с населением 14 тысяч жителей принимает 4 миллиона туристов в год, при этом никакого антропогенного воздействия на природу нет, потому что с точки зрения экологии всё организовано просто уникально. В холодный сезон там занимаются преимущественно горными и беговыми лыжами, есть свои направления и для тёплого времени года, например рафтинг, маунтинбайк, пешеходный туризм, рыбалка и другое. В короткое межсезонье отели и прилегающую территорию приводят в порядок.

Наталья Мичурина, шеф-редактор:

– Вы принимали участие в торжественной закладке камня на открытии особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Байкальске. Компания «Гранд Байкал», в частности Байкальский горнолыжный курорт «Гора Соболиная», выступает в качестве резидента. Известно, что на создание инженерной инфраструктуры планируется выделить 124 миллиона рублей. Какие надежды вы связываете с данным проектом?

– Насколько вы помните, сначала зону планировалось разместить в Большом Голоустном, но мы приложили много усилий для того, чтобы перенести её в Байкальск. Одна из мотиваций – для развития проекта необходима инфраструктура. Надо сосредотачивать туристов в тех центрах, которые способны обеспечить их всем необходимым: качественными дорогами, питанием, размещением, вариантами времяпрепровождения. Они там могут находиться в большом количестве без ущерба для природы. В Байкальске можно принять несколько миллионов человек, а уже оттуда развозить их по разным маршрутам в уникальные, красивейшие, но более ранимые территории на Байкале.

Конечно, репутация города подпорчена БЦБК. До сих пор есть мнение, что Байкальск – это точка экологической катастрофы и чрезвычайных ситуаций. До сих пор приходится убеждать в обратном туроператоров, в том числе азиатских. Они говорят: «Грязно, а нам нужен чистый воздух». Я показываю фотографии: чистый снег, воздух, красивая природа. Но люди – заложники того «старого» потока информации и меняют своё мнение с трудом. Поэтому основная цель – перепозиционировать Байкальск в город чистых технологий, здорового образа жизни, спорта и туризма.

С организацией зимнего туризма проблем нет, но там очень интересно и летом. Это уникальная территория, природный парк, он был «Меккой» для подготовки лыжников и профессиональных туристов в СССР, существовало множество красивейших маршрутов. На этой территории не было оледенения, благодаря чему сохранилось большое число растений, которые нигде не встречаются. В мае на фоне багульника цветёт много других замечательных цветов, синее небо, белые горы – уникальное место для фотографирования и прогулок.

Не так давно в составе группы туристов компании «Ситик» в Байкальске побывал крупнейший китайский эксперт в сфере туризма Вэнь Сяоянь. По итогам поездки он подготовил эссе о Байкале и отметил, что эта территория благоприятна для восстановления здоровья после жизнедеятельности в экологически неблагополучных регионах, а таких в Китае много. Он рекомендовал длительный отдых на этих территориях, потому что здесь есть и пихта, и сосна, и кедр. Они выделяют фитонциды, которые благоприятно влияют на дыхательные пути. Вырабатывается иммунитет к заболеваниям. В этом плане Байкальск как «маленький Крым».

Хотелось бы отметить, что 124 миллиона рублей на инфраструктуру – это только первый этап. Он включает в себя строительство всей инфраструктуры на территории ОЭЗ. Но и решение было непростым на фоне того, что в соседнюю Турку в Бурятии вложено большое количество средств, а эффекта нет. Таким образом, правительство дало сигнал бизнесу, инвесторам, что инфраструктура будет построена. Значит, надо становиться резидентами и начинать реализовывать свои проекты. Но пока резидентов в Байкальске мало. Хотя есть и положительные тенденции: заинтересованные стороны, в том числе из России и КНР, проводят исследования и по турпотоку, и по возможной целевой аудитории. Уже сейчас зимой мы принимаем более 150 тысяч человек.

Динамично развивается и Мамай, но там более дорогой отдых: школа катания на горном снегоходе, хели-ски (Heli-ski), когда любителей кататься на сноуборде сбрасывают с вертолёта. Для этой территории появились инвесторы, готовые строить гостиницы и другие объекты. Все они могут работать в связке с Байкальском. Насколько мне известно, планируется второй этап развития ОЭЗ на сумму 520 миллионов рублей. Но решение о реализации следующего этапа будет зависеть от активности инвесторов. В целом федеральными ведомствами  подготовлен проект на 3,9 миллиарда рублей.

 Юлия Сергеева, обозреватель:

– Каковы ваши планы по развитию Байкальска?

– Сейчас мы делаем акцент на событийном туризме. В летний период на горе Соболиной мы проводим и будем проводить различные культурные, музыкальные и спортивные событийные мероприятия.

Например, большой популярностью пользуются Клубничный фестиваль и Фестиваль скандинавской ходьбы. Люди о них знают, приезжают специально на них. В этом году планируем провести гастрономический фестиваль и другие мероприятия. В зимний сезон по нечётным годам мы будем организовывать этап Кубка Азии по горным лыжам. Долгое время горные лыжи в Азии не были основным видом спорта, но сейчас интерес к ним растёт, буквально бум наблюдается. Наверное, этому способствует решение о проведении зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине. И рейтинг Кубка Азии заметно вырос. Конечно, Байкальску нужны более современные подъёмники. И мы уже сейчас задумываемся о том, чтобы расширять трассы и строить новый гостиничный комплекс, но в первую очередь планируем реконструкцию гостиницы «Соболиная», строительство сервисного центра, готовим новые разнообразные круглогодичные маршруты для туристов и гостей курорта.

– Есть ли кадры в Байкальске для обслуживания этой инфраструктуры?

– Вопрос очень острый. В Байкальске очень мало специалистов для работы в туристической отрасли. Там есть всего один техникум, который готовит ребят по подобным специальностям. Но остановка комбината и отсутствие других видов занятости привели к тому, что оттуда уезжает молодёжь, квалифицированные специалисты или просто покинули город, или начали работать вахтовым способом. Мы думаем о том, что нам надо открывать там свою школу и готовить специалистов в сфере гостеприимства. Как правило, молодежь идёт в неё, чтобы просто подработать. Нам всем нужно сделать так, чтобы работа в сфере гостеприимства стала модной и престижной.

 Мария Никульшеева, корреспондент:

– Насколько нам известно, знаменитый скульптор Даши Намдаков пока не имеет возможности в силу ряда причин установить свою скульптуру «Хранитель Байкала» на острове Ольхон. Недавно появилась информация о том, что скульптуру могут разместить в Байкальске. Соответствует ли она действительности?

– Да, но решение зависит от самого Даши. По его мнению, скульптура должна стоять недалеко от мыса Хобой. Я много раз пытался спорить с этой точкой зрения. Полагаю, что Ольхон – самодостаточный памятник природы, нет необходимости там что-то ставить. Но у Даши своё видение. Он, бесспорно, талант, ему виднее. Из-за того, что сегодня не решены земельные вопросы, скульптуры пока там не будет. Поэтому мы предложили мастеру временно поставить её в Байкальске. Мы обеспечим сохранность произведения искусства. Очень хотелось бы открыть её 1 июня – в День защиты детей. Но, повторюсь, решение зависит от скульптора.

Хочу отметить, что Даши готовит и «Хранительницу Байкала». По его замыслу, «Хранитель Байкала» должен стоять на территории Иркутской области, а «Хранительница» – на территории Бурятии, на Святом Носе. Предполагается, что скульптуры будут друг с другом гармонизировать и станут мощным средством продвижения единого бренда Байкала.

 Елена Лисовская, обозреватель:

– Как вы можете охарактеризовать нынешнюю ситуацию с китайскими туристами? Кто едет в наш регион, какие проблемы существуют?

– В Иркутск приезжает всё больше китайских туристов. Речь в основном идёт о жителях северных территорий, которые не имеют больших заработков. Обычно они прибывают по программам, организованным правительством КНР. Приходится сталкиваться с демпингом, а методы, с помощью которых они проникают на байкальскую территорию, нам не очень симпатичны. Например, туробъектом владеет русская жена китайского гражданина и так далее. Сейчас этими вопросами занимается прокуратура.

Здесь есть много барьеров, начиная с языка. Неподготовленные гиды часто несут, извините за выражение, чушь. Такая проблема есть не только у нас, но и в Санкт-Петербурге. Там гостям из КНР вообще говорят, что змея на «Медном всаднике» – это символ России. У нас тоже мало профессиональных гидов, владеющих китайским языком.

Конечно, этот вид туризма должен регулироваться со стороны региона. Федеральный законодатель, на мой взгляд, действует в этом направлении правильно и последовательно. Так, сейчас вводится обязательная классификация объектов размещения, что приведёт к повышению качества услуг. Тогда мы можем привезти другого туриста, в том числе из Китая, такого, который будет тратить здесь не 50, а 200–300 долларов в день. Поверьте, такие туристы в Китае есть, но они пока не едут к нам из-за отсутствия инфраструктуры и качественного туристического продукта. Хотя мы договорились с рядом фирм из КНР, представители которые приедут к нам в начале лета, чтобы оценить обстановку и наметить планы на будущее.

– Некоторые эксперты считают, что у китайцев мода на определённое туристическое направление держится пять лет. Например, сейчас популярны Ольхон, Санкт-Петербург и северное сияние. Потом это должно пройти. Что вы думаете по этому поводу?

–  Жителей в Китае так много, они настолько разные – северные, южные, их культура, история, традиции. Я не думаю, что мода на Байкал пройдёт. Тренд будет только усиливаться, и наша задача – суметь отрегулировать эти потоки таким образом, чтобы они контролировались, были легальными. Чтобы и территория, и участники рынка, и жители в итоге от этого выиграли.

Елена Трифонова, обозреватель:

– Какие туристы в основном формируют турпоток в Иркутскую область?

– Базу – порядка 80% – формируют местные жители и жители Российской Федерации. Прежде всего едут из Москвы, Красноярска, Хабаровска, с Дальнего Востока, немного – из Томска и других сибирских городов. Если говорить об иностранных туристах, то немцев, когда-то занимавших первое место, потеснили китайцы и даже корейцы. Немецкие туристы теперь на третьем месте, далее идут туристы из Монголии, Франции, США, Японии, Великобритании, Польши, Чехии, Швейцарии.

– А как вы оцениваете развитие туризма в соседнем регионе – Республике Бурятия?

– Пока есть отставание от нас по некоторым параметрам, прежде всего по турпотоку и количеству туристических продуктов. Но наши встречи с главой республики Алексеем Цыденовым вселяют надежду, что туризм там будет развиваться. Территория активно участвует в федеральных целевых программах по этому направлению. Наша позиция заключается в том, что Байкал не надо делить на два субъекта, это единый бренд и единая территория. Но количество турпродукта и его ассортимент будут разниться. Там есть горячие источники, самобытные заповедники, уникальная бурятская культура.

Республика Бурятия планирует активно участвовать в программе «Дикая природа: сохранить и увидеть», реализация которой запланирована с 2019 года. Программа должна усилить и развить туризм в особо охраняемых территориях. В июне намечено проведение гостиничного форума, в рамках которого запланирован ряд встреч по интеграции турпродуктов.

 Егор Щербаков, корреспондент:

– Есть мнение, что идея расширения водоохранной зоны озера Байкал, которая так и не была реализована, ставит крест на турбизнесе. Интересно ваше мнение, как профессионала отрасли, по этому поводу.

– Вопрос очень непростой. У экспертов и учёных очень разные мнения на этот счёт. На самом деле инициатива уменьшения водоохранной зоны Байкала в 10 раз для развития туристического бизнеса имеет только плюсы и открывает новые возможности. Здесь дело в деталях и нюансах законодательства, в которых нужно более детально разбираться. В населённых пунктах нужно делать всё в соответствии с природоохранным законодательством.

 Анна Павлова, обозреватель:

– Каковы ваши ожидания от предстоящего туристического сезона?

– В Иркутске бум строительства отелей. В прошлом году было официально введено дополнительно 700 номеров, в нынешнем году – почти столько же. Это не считая хостелов, квартир и так далее. В регионе устойчивый поток пока только с 15 июня до конца сентября, но я уверен, что летом туристов хватит на всех.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры