издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школа нового поколения

  • Автор: Алексей Сивеня

Горняки Мугунского участка филиала «Разрез «Тулунуголь» к очередному визиту гостей готовились всерьёз. Приезд восьмиклассников состоялся в рамках ставшей уже ежегодной Малой образовательной экспедиции «Тулун-2018», которая прошла в рамках программы «Школа нового поколения», действующей под эгидой фонда «Вольное дело» Олега Дерипаски. По сути, экспедиция «Тулун-2018» – это образовательный проект, главная задача которого – комплексное знакомство учащихся учебных заведений разных городов региона с работой угледобывающего предприятия, его производственных подразделений и инфраструктуры, ранняя профилизация и профориентация на примере Мугунского участка «Тулунугля».

 

Гостями были восьмиклассники из усть-илимского экспериментального лицея № 1, братского лицея № 1, шелеховской школы № 1, иркутской школы № 80 и впервые принявшие участие в мероприятии мальчишки и девчонки из Дивногорска (Красноярский край).

– Наша команда участвовала в таком мероприятии впервые, – делится впечатлениями руководитель команды и учитель географии усть-илимского экспериментального лицея Оксана Громова. – В будущем в рамках программы «Школа нового поколения» нам хотелось бы принимать гостей у себя. В нашем городе есть что показать – лесная промышленность, гидро- и теплоэнергетика, угледобыча и многое другое. Мы побывали в Тулуне, сделали для себя выводы и, я уверена, определим дальнейший курс развития. Разумеется, нам было очень интересно познакомиться с работой крупнейшего в Иркутской области угледобывающего предприятия «Тулунуголь». Удивило отношение сотрудников предприятия к гостям – к нам отнеслись со всей серьёзностью. В качестве экскурсоводов выступали руководители. И каждый из них был благожелательно настроен – нам всё показывали, рассказывали, отвечали на вопросы и даже помогали выбирать ракурсы для фото- и видеосъёмки.

В программу экспедиции входило посещение участка самого мощного в Иркутской области угледобывающего предприятия, которое оснащено новейшей техникой и современно управляется. Детям было на что посмотреть. Огромные шагающие экскаваторы, ведущие вскрышные работы, не менее огромные роторные экскаваторы (марки ЭР-1250, то есть погрузка 1250 кубометров угля в вагоны всего за час), способные нагрузить вагон угля за несколько минут, буровые станки, огромные БелАЗы – всё это впечатляет.

– Поразила чистота: казалось бы, предприятие занимается добычей угля в открытом грунте, это предполагает некоторую степень загрязнённости, – с удивлением замечает руководитель команды и учитель географии лицея № 1 города Братска Анастасия Воронкова. – Я даже не ожидала, что на производстве может быть такая чистота. Ну а ещё удивило отношение к нам сотрудников предприятия – хозяева всё показывали и рассказывали, отвечали на любые вопросы. Я с удовольствием отметила их высокую квалификацию и осведомлённость. Дети есть дети, хоть и восьмиклассники: они же бегают, суетятся, всё высматривают, задают массу вопросов. Но сотрудники разреза к этому отнеслись с полным пониманием – даже приветствовали такое любопытство. По крайней мере, нас ограничивали только соображения безопасности. Мы поняли, что в «Тулунугле» к этому вопросу относятся очень серьёзно и скрупулёзно.

«Тулунуголь» – хозяйство огромное. Многоплановое. Но даже далёким от горных работ гостям сразу стало ясно, что здесь полный порядок и определённость во всём.

– Мы увидели, что каждый человек на своём месте обладает полной картиной происходящего, – продолжает Анастасия Воронкова. – Каждый не только полностью компетентен в своей профессии, но и заинтересован в том, чтобы работало всё предприятие в целом.

После экскурсии на разрез участникам экспедиции была представлена традиционная программа по самым разным вопросам – для общего развития, так сказать. Это были и лекции, и семинары, и деловые игры. Например, всем была интересна лекция на тему «Бережливое производство». Рассказывали участникам экспедиции о технической и биологической рекультивации. Это сложный процесс, в котором после отработки участка добычи угля сначала разравнивают техникой «марсианский» пейзаж, а потом на нём высаживают деревья, то есть приводят в порядок всё то, что было нарушено в процессе угледобычи. Рассказывали детям о том, откуда взялся уголь, о его значении для хозяйства страны, о полном техническом процессе добычи топлива, о работе предприятия по улучшению качества, о взаимодействии со смежниками и контрагентами. Обо всём, что имеет отношение к углю, его добыче, применению и если и не приданию природе первозданного вида, то сведению ущерба к минимуму.

Была в программе и деловая игра под условным названием «Мы – команда. Мы – Компания». Участникам предлагалось самостоятельно создать предприятие, просчитать его деятельность, определить вероятный доход, возможный ущерб природе и продумать способы преодоления последствий этого ущерба. Дети показали себя рачительными хозяевами.

После экскурсии на разрез, обеда и семинаров участников экспедиции ждали другие занятия. В спортивном зале тулунской школы № 25 прошли соревнования по пионерингу – сборке условных макетов различной техники из обычных деревянных брусков. Незатейливая процедура очень ярко показывает, как много значит в нашей жизни то, что называется ноу-хау. То есть опять информация, знание лежат в основе всего. Не будем подробно рассказывать, как проходил процесс. Главное, что участники со всеми заданиями благополучно справились, хотя для некоторых это было очень непросто. Взять вот такой пустяк: есть два деревянных бруска. Задача: связать их тем и так, чтобы было максимально прочно и одновременно подвижно. Не каждый взрослый сообразит, как быть.

После всех экскурсий и конкурсов участники экспедиции на основании сделанных фото- и видеокадров подготовили презентации, своеобразные отчёты о том, что видели.

– День был очень насыщенным и интересным, – подвела итоги дня восьмиклассница из братского лицея № 1 Катя Лебедева. – Я даже не знала, что в соседнем с нами Тулуне есть такое огромное угледобывающее предприятие. Поразило всё – и объёмы добываемого угля, и оснащение, и техника, и чистота.

– Удивила современная диспетчерская на Мугунском участке «Тулунугля», – говорит Михаил Стародубцев, восьмиклассник из того же братского лицея. – Я увлекаюсь программированием, поэтому меня поразило, как устроена на разрезе система оперативного управления производством. В любую минуту диспетчер знает полную ситуацию на предприятии – вплоть до того, где находится и чем занимается каждая единица техники. Думаю, это небывалое достижение в плане управления предприятием. Если каждую минуту знаешь ситуацию, то и принимать оперативные решения гораздо проще.

– Мы узнали, как работает современное предприятие, – говорит Катя Лебедева. – Эти знания очень пригодятся нам в профессиональной ориентации. Кроме того, мы, вернувшись домой, сделаем отчёт для всех учащихся нашего лицея, покажем видеозаписи, фотоснимки, расскажем о том, что видели. Не исключено, что это очень поможет кому-то при выборе будущей профессии.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры