Подгоняя под фактическое положение дел
О бюджетном и достойном жилье в Иркутской области пока приходится только мечтать. Госпрограмма «Доступное жильё», запущенная с 2014 года, должна была планомерно решать эту проблему, но оказалась неэффективной. Так, бюджетное жильё в регионе не строится, а ликвидировать ветхий и аварийный фонд до срока, установленного федеральным центром, – до осени 2017 года – так и не удалось. Регион не справился с этой задачей, за что Фонд реформирования ЖКХ назначил штрафные санкции – более 8 млн руб. Соответствующее письмо направлено губернатору Приангарья. Однако кроме пени есть и другие финансовые риски. Федеральный центр может потребовать возвратить субсидии, которые были предоставлены на решение проблемы с аварийными домами. Подробности – в материале «ВСП».
Оценку работы областного правительства по реализации госпрограммы «Доступное жильё» представили на минувшей неделе аудиторы Контрольно-счётной палаты региона. Она оказалась далёкой от результатов «хорошо» и «отлично». Так, если по итогам первого года работы программы (2014-й) результат был высоким, то за 2015-2016 годы эффективность резко снизилась. Об этом сообщила 20 марта глава КСП Ирина Морохоева, выступая на заседании комиссии по контрольной деятельности Заксобрания.
– Госпрограмма «Доступное жильё» по результатам двух последних лет работы отнесена к группе «с наиболее низкой степенью достижения целевых показателей». За 9 месяцев 2017 года в Иркутской области она исполнена на 63,2%, – комментирует Морохоева.
Отвечает за выполнение программы минстрой Иркутской области. Любопытно, что по итоговым отчётам, которые готовит исполнитель, результат отдельных мероприятий и подпрограмм данной программы бывает высоким. Однако достигается этот результат не за счёт эффективной работы, а благодаря умелой манипуляции цифрами.
– Минстрой за четыре года реализации госпрограммы (2014–2017 годы) внёс в неё изменения 38 раз. В том числе 13 раз в 2017 году, – делится наблюдениями Ирина Морохоева.
Получается, что каждые 28 дней областные чиновники пересматривали документ, поправляли его и корректировали. Но далеко не все эти поправки носили «положительный характер» и касались, например, увеличения расходов на «Доступное жильё». Часто, наоборот, изменения касались сокращения. Причём не только сумм финансирования, но и итоговых целевых показателей. Именно так удавалось формально привести всю невыполненную за прошедший год работу в соответствие с планами.
Любопытно, что далеко не всегда выполнение программы упирались в отсутствие денег. Так, по основному направлению госпрограммы – ликвидации аварийного жилья – поступал наибольший финансовый поток (средства Фонда реформирования ЖКХ – 6,6 млрд руб., федерального бюджета – 0,4 млрд, регионального – 10 млрд, муниципальных бюджетов – 2,2 млрд). Но и этот пункт оказался нереализованным. Объём аварийного жилья, которое необходимо было ликвидировать до сентября 2017 года в Иркутской области (это предусматривается указом президента РФ), составлял более 550 тысяч квадратных метров. В 2017 году при выполнении этой неплохо, в общем-то, финансируемой работы Иркутская область дала слабину. Из необходимых к расселению 151,8 тысячи кв. м расселена только 71 тысяча, или 47%. Всего ждут своего часа 80,8 тысячи кв. м аварийного жилищного (признанного таковым на начало 2012 года) фонда. А сроки выполнения подпрограммы уже вышли…
– Мы указывали правительству, что есть определённые риски в реализации подпрограммы. Например, поздно заключались соглашения с муниципалитетами по предоставлению субсидий – в основном во втором полугодии. Долго проводились закупочные процедуры, а отдельные муниципалитеты затягивали с софинансированием. Проводился слабый строительный контроль, недобросовестно вели себя подрядчики, строившие жильё. Фонд реформирования ЖКХ при этом устанавливает жёсткие сроки по переселению людей. И если они не выдерживаются, то от регионов требуется вернуть деньги, которые им были направлены, – отмечает Ирина Морохоева.
Иркутская область не исключение. В декабре 2017 года губернатору направлено письмо о возврате 8,5 млн рублей в связи с просрочкой по расселению людей из аварийных домов (Братск, Усть-Кут, Магистральный).
Правда, в иркутском минстрое работают оптимисты, считающие, что дальше предупредительных писем о штрафных санкциях дело не пойдёт. «Пока речь идёт только о штрафе, а возврата субсидий не требуют. Для тех субъектов, которые не выполнили свою задачу по ветхому жилью, программа продлена до 2018 года. Прорабатывается новый механизм работы по аварийному жилью. И пока мы не понимаем, нас оштрафуют или мы продолжим расселять дальше?» – отмечают представители ведомства.
Ещё одна подпрограмма, входящая в состав госпрограммы «Доступное жильё», – предоставление квартир для детей-сирот. Пока количество приобретённого, построенного жилья решает эту проблему лишь на 8-9%. На начало 2018 года очерёдность на такое жильё составляла 13,1 тысячи человек. Перспектива выполнения этих обязательств Иркутской области перед детьми-сиротами почти не проглядывается. И даже при тех малых средствах, которые выделяются на решение проблемы из федерального и областного бюджетов, ответственные исполнители не всегда осваивают деньги. Так, в 2017 году остались неиспользованными 55 млн областных и 60 млн федеральных средств.
– Непонятно также, как выбираются сами муниципалитеты, в которых предоставляется жильё сиротам. Строится и покупается оно ежегодно только в 17 городах и районах области. Между тем нуждающиеся есть во всех территориях. В 2016-2017 годах не приобретено ни одной квартиры в Иркутске, а требуется свой угол здесь 1330 людям, – рассказывает ревизор.
Минимуществом Иркутской области (курирует строительство данного жилья для детей-сирот) не принимаются меры по сохранности купленных или построенных помещений. Так, в Усть-Куте из-за несвоевременного заселения 62 квартир осенью они были разморожены. К тому же в целом наращиваются долги по коммунальным услугам за эти квартиры, по итогам 1 полугодия 2017 года они составляют более 13 млн руб.
Есть в госпрограмме «Доступное жильё» несколько направлений, связанных исключительно с деньгами областного бюджета. Например, развитие ипотечного жилищного кредитования. Финансирование этого направления сокращено со 127 до 69 млн. Количество соцвыплат гражданам, которые берут ипотеку, в результате бесконечных корректировок уменьшено в 8 раз.
Не удержались от своих критических наблюдений и другие участники дискуссии о доступном жилье в регионе. Председатель соцкомитета ЗС Ирина Синцова обратила внимание на подпрограмму «Молодым семьям – доступное жильё». Ждут поддержки по ней более 7 тысяч семей. Средств, выделяемых по данному направлению, не хватает, поэтому ожидание растягивается на годы. В итоге часть молодых людей выходит из категории возможных получателей помощи – их возраст переваливает за 35 лет. «В Иркутске есть опыт: за счёт денег муниципалитета продлевается возрастной ценз до 40 лет. Надо и областной программе его использовать», – рекомендует Синцова.
Глава контрольной комиссии ЗС Геннадий Нестерович представил расклад по ежегодно вводимым квадратным метрам жилья, которое сегодня так необходимо для улучшения жилищных условий учителей, врачей и т.д. Так, на момент запуска программы «Доступное жильё» (конец 2013 года) целевой показатель годового объёма вводимого жилья в Приангарье на 2017 год был запланирован в размере 1,7 млн квадратов. В декабре 2017 года, столкнувшись с суровой реальностью, иркутский минстрой корректирует его до более скромной суммы – 900 тыс. В 2016 году область должна была ввести 1,4 млн квадратов (по планам программы), но регион не справился с задачей, и целевой результат по программе – 850 тыс. «А дальше готовится отчёт об итогах 2016 года: получается прекрасный результат – мы перевыполнили план аж на 3,7%! Выходит, что правительство корректирует программу, подгоняя её под фактическое положение дел». Ну и главная ремарка к этой статистике: вводимое жильё нельзя назвать бюджетным, учителям и врачам оно не по карману.
Депутат Ольга Носенко затронула больную тему по работе региона с ветхим и аварийным жильём: тот объём аварийных квадратов, который числится в официальной статистике, на самом деле не совпадает с фактической ситуацией: «По сути, указ президента не выполнен, потому что занижены реальные объёмы аварийного жилья в Приангарье. Надо пересчитать этот показатель».
Критики предложили областному минстрою регламентировать на законодательном уровне количество и частоту вносимых изменений в госпрограмму. Но чиновники отказаться от такой возможности – подгонять целевые показатели под случившийся факт – не хотят. К предложению планируется вернуться на заседании профильного комитета по собственности ЗС, к этому времени обе стороны подготовят свою аргументацию по озвученному 20 марта предложению.