издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Общественное послание

Конгресса национальных и общественных организаций Иркутской области органам государственной власти Иркутской области по ориентирам общественного и экономического развития на пять лет

На итоговом заседании Конгресса национальных и общественных организаций Иркутской области, которое прошло 5 марта в Иркутском музыкальном театре имени Н.М. Загурского, было оглашено и принято Общественное послание органам государственной власти Иркутской области. Конгресс собрал больше 600 представителей общественных организаций Приангарья. Работу Конгресса координировал оргкомитет, который возглавил председатель Законодательного Собрания региона Сергей Брилка. В документе нашли своё отражение вопросы общественного и экономического развития региона, повышения эффективности механизмов взаимодействия гражданского общества и власти, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, развития инициативного бюджетирования на территории Приангарья. Согласно резолюции Конгресса, Общественное послание считается документом, имеющим прямое директивное значение при определении приоритетов государственного развития региона, принятии управленческих решений, подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, построении отношений с институтами гражданского общества. Также Конгресс постановил Законодательному Собранию Иркутской области придать Общественному посланию Конгресса юридическую силу путём принятия правового акта о его утверждении. Кроме того, органам местного самоуправления муниципальных образований Приангарья в своей деятельности предписано руководствоваться положениями документа. В свою очередь, национальным и общественным организациям рекомендовано оказывать всемерную поддержку органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов социально-экономического развития, достижения гражданского мира и согласия.

Иркутская область – уникальный регион по национально-культурному разнообразию. Здесь в добрососедстве и взаимном уважении к культурным обычаям и религиозным убеждениям друг друга проживают представители более 130 национальностей. Это создаёт особую атмосферу толерантности, национального и межконфессионального согласия, формирует богатую культурную среду, позволяющую каждому жителю Иркутской области сохранять свою самобытность. Межнациональное согласие – это ценнейший капитал Иркутской области. Мы разные – и мы вместе, мы одна семья.

Конгресс национальных и общественных организаций Иркутской области (далее – Конгресс), руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об общественных объединениях», иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом Иркутской области, Законом Иркутской области «Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» и нормативными правовыми актами Иркутской области, основываясь на анализе индикаторов социально-экономического развития Иркутской области, докладах и материалах Конгресса, на составленном участниками Конгресса перечне предложений и проблем, характеризующих деятельность некоммерческих организаций Иркутской области, руководствуясь идеями гуманизма, милосердия и взаимопомощи, принял настоящее Послание в качестве общего мнения законных представителей национальных и общественных организаций Иркутской области и считает необходимым донести своё мнение до органов государственной власти Иркутской области, широкой общественности, средств массовой информации.

От уровня социально-экономического развития Иркутской области зависят наращивание производственного потенциала и её инвестиционная привлекательность. Чтобы развитие могло считаться устойчивым, оно должно осуществляться с учётом не только достижения показателей экономического роста, но и обеспечения его сбалансированности с потребностями общества. Таким образом, ориентиры общественного развития – это индикаторы, характеризующие уровень и степень достижения целей социально-экономического развития при условии повышения качества жизни людей. Здоровое общество – это общество высоких социальных гарантий со стороны государства и взаимопомощи самих граждан.

В связи с этим Конгресс считает необходимым обратить внимание органов государственной власти и общественности на следующие вопросы:

1. Участники Конгресса отмечают, что в Иркутской области наблюдается рост промышленного производства.

Так, в 2017 году промышленное производство в Иркутской области выросло на 2,9% – это выше, чем в целом по стране (101,0%) и в Сибирском федеральном округе (далее – СФО) (101,8%). Однако в СФО Иркутская область по данному показателю занимает лишь 7-е место.

По объёму ВРП Иркутская область входит в тройку лидирующих субъектов СФО. По итогам 2016 года ВРП Иркутской области оценивается в 1128,3 млрд рублей в текущих ценах, индекс физического объёма ВРП составил 105,8% к предыдущему году. В то же время среднедушевая величина ВРП в Иркутской области меньше общероссийского уровня на 24,1 тыс. рублей.

Участники Конгресса считают, что отставание среднедушевого значения ВРП Иркутской области от российского уровня свидетельствует о наличии проблем в развитии экономики Иркутской области, в частности – о её сырьевой направленности.

Исходя из этого, Конгресс обращает внимание органов государственной власти на необходимость развития в Иркутской области наукоёмких производств, скорейшего перехода к инновационной и цифровой экономике.

В данном направлении представляется необходимым следующее:

– создание инфраструктуры, направленной в том числе на инновационное развитие экономики Иркутской области;

– активизация привлечения инвестиций в наукоёмкие отрасли, выпускающие конкурентоспособную продукцию, соответствующую международным стандартам (с высоким уровнем производительности и добавленной стоимости);

– осуществление системного перехода промышленности в режим инновационного развития на основе передовых технологических укладов;

– формирование комплексных кластеров в экономике Иркутской области;

– создание условий для взаимодействия крупных промышленных предприятий с вузами и институтами Иркутского научного центра СО РАН;

– интеграция науки, образования и промышленности.

Крайне актуальным представляется принятие закона Иркутской области об инновационной деятельности, закрепляющего базовые подходы к правовому регулированию данной сферы правоотношений в Иркутской области.

2. Участники Конгресса согласны с тем, что стимулирующим фактором экономического роста Иркутской области является инвестиционная активность предприятий и организаций.

В 2016-2017 гг. в Иркутской области наблюдалось увеличение объёма инвестиций в основной капитал, что связано с реализацией крупных инвестиционных проектов в сфере нефтегазохимии, металлургии, машиностроения, лесопереработки. По итогам 2016 года индекс физического объёма инвестиций в основной капитал составил 112,7%, вследствие чего в рейтинге субъектов России по данному показателю Иркутская область заняла 8-е место, а в СФО – 1-е. По показателю абсолютного объёма инвестиций в основной капитал Иркутская область заняла 14-е место среди субъектов Российской Федерации за 2017 год.

В то же время в регионе наблюдается существенное снижение доли валового накопления основного капитала (далее – ВНОК) в ВРП. В Иркутской области удельный вес ВНОК за 2 года снизился с 27,1% до 22,3%. Как следствие, ощущается острая нехватка средств, вложенных в объекты основного капитала предприятий, которые расположены в Иркутской области, и необходимых для создания нового дохода в будущем путём использования их в производстве.

 

Участники Конгресса считают, что в такой ситуации важной задачей органов государственной власти является закрепление положительных тенденций в инвестиционной сфере, создание механизмов перераспределения внутренних инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в обрабатывающую промышленность, в современное высокоэффективное сельское хозяйство, в высокотехнологичную строительную отрасль для модернизации и формирования современной структуры экономики.

Представляется крайне актуальным принятие мер, направленных на:

– совершенствование законодательства Иркутской области в сфере инвестиционной политики;

– снижение административных барьеров для инвесторов;

– повышение эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности;

– активную поддержку эффективных инвестиционных проектов по производству конкурентоспособной продукции;

– повышение доступности и качества услуг, предоставляемых институтами поддержки инвестиций;

– активизацию взаимодействия с институтами развития, созданными на федеральном уровне, в целях продвижения инвестиционных проектов;

– улучшение инвестиционного климата муниципальных образований Иркутской области, в том числе за счёт полномасштабного внедрения успешных практик, направленных на развитие и поддержку предпринимательства на муниципальном уровне.

3. По данным статистики, объём работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», за 2017 год составил 165 085,4 млн руб.

Это на 13,9% больше, чем за 2016 год. По данному показателю Иркутская область занимает 2-е место в СФО. Динамика ввода в действие жилых домов за 2017 год составила 105,9% к предыдущему году. При этом доля индивидуального жилищного строительства в общем объёме введённого жилья составляет 33,5%.

В то же время значительная часть жилищного фонда Иркутской области не удовлетворяет потребности населения по своим качественным характеристикам. К ветхому жилому фонду, в котором проживает более 140 000 человек, относится 3 млн 61 тыс. кв. м (5,3% всего жилищного фонда). Общая площадь жилых помещений в ветхих строениях в 3,4 раза превышает объём введённого за год жилья.

Как следствие, по доле ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади жилищного фонда Иркутская область среди субъектов Российской Федерации в 2017 году заняла 73-е место.

Учитывая, что программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья затрагивают права многих тысяч жителей Иркутской области, обращая внимание на важность защиты фундаментального права человека – права на жилище, участники Конгресса рекомендуют органам государственной власти принять меры по улучшению предпринимательского климата в сфере жилищного строительства, создать условия для развития строительства на территории Иркутской области жилья, в том числе экономического класса, стимулировать развитие промышленности строительных материалов для полного обеспечения жилищного строительства, модернизации жилищного фонда, разработать и внедрить постоянно действующие системы реновации жилья.

4. Участники Конгресса подчёркивают значительную роль малого бизнеса в развитии экономики Иркутской области и обеспечении занятости населения, формировании здоровой конкуренции на рынке товаров, работ, услуг.

Сегодня субъекты малого бизнеса являются полноценными участниками всех сфер деятельности, включая производственную и торговую, а также просвещение и здравоохранение, культуру и спорт. За первое полугодие 2017 года суммарный оборот субъектов малого предпринимательства составил около 300 млрд рублей. Доля микропредприятий в этих показателях составляет 45%.

Однако динамика показателей деятельности средних и малых предприятий в последние годы вызывает серьёзную обеспокоенность. Если общее количество субъектов малого предпринимательства за последние 5 лет возросло на 9,5 тыс. ед. – до 38 323 предприятий в 2016 году, то число средних предприятий в области за тот же период времени снизилось на 63 ед. Сокращается и средняя численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства: за 5 лет число занятых на малых предприятиях снизилось на 28 тыс. чел., на средних – на 3,3 тыс. чел. По объёму инвестиций в основной капитал малых и микропредприятий, а также индивидуальных предпринимателей в расчёте на одного жителя Иркутская область среди всех субъектов России заняла 76-е место в 2017 году.

Участники Конгресса уверены, что необходимо обратить внимание органов государственной власти на частную инициативу, показать перспективы развития Иркутской области при условии экономического развития малого и среднего бизнеса. Требуется совместно с предпринимательским сообществом выработать системный подход к популяризации малого и среднего бизнеса, оказывать максимальную помощь и поддержку в организации добровольных объединений для содействия развитию малого предпринимательства. Необходимо продолжить реализацию мер государственной поддержки среднего и малого бизнеса, в том числе с учётом эффективных практик субъектов Российской Федерации.

5. Участники Конгресса серьёзно обеспокоены тем, что ежегодно в Иркутской области снижается численность населения.

Численность постоянного населения Иркутской области на 1 января 2018 года составила 2 млн 404 тыс. человек. За год население сократилось на 4900 человек за счёт миграционной убыли. В целом с момента последней переписи населения в 2010 году Иркутская область потеряла 24 000 человек. В рейтинге субъектов России за 2017 год по показателю миграционного прироста населения Иркутская область заняла 80-е место.

При этом необходимо отметить, что в большей степени область покидают лица молодого и трудоспособного возраста: в связи с поиском места работы выбыло 10,6%, в связи с приобретением жилья – 10,5%, для прохождения обучения – 5,1%.

Участники Конгресса уверены, что в сложившейся ситуации органы государственной власти обязаны предпринять срочные меры, направленные на сохранение и увеличение численности населения Иркутской области, включая разработку социально-экономических проектов по повышению миграционной привлекательности Иркутской области, разработку и внедрение государственных программ Иркутской области, направленных на создание благоприятных условий для адаптации мигрантов к новым условиям на основе уважения к культуре, обычаям, традициям и жизненному укладу жителей региона.

Немаловажным фактором снижения миграционной убыли является формирование достойной среды обитания для жителей Иркутской области. Значимыми для данного направления являются мероприятия, направленные на обеспечение комплексного развития современной городской и сельской инфраструктуры. В контексте данной проблематики наиболее актуальной представляется качественная реализация на территории Иркутской области приоритетного национального проекта «Формирование комфортной городской среды». Дальнейшая успешная реализация данного проекта позволит:

– качественно изменить уровень планирования и реализации мероприятий по благоустройству (сделать их своевременными, эффективными, оптимальными, открытыми, востребованными гражданами);

– запустить механизм финансового участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству;

– сформировать инструменты общественного контроля за реализацией мероприятий на территории муниципальных образований;

– реализовать механизм поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами.

Трудно переоценить значимость реализуемого на территории Иркутской области института инициативного бюджетирования, имеющего своей конечной целью поддержку народных инициатив граждан по решению повседневных актуальных вопросов жизнедеятельности.

6. Участники Конгресса обращают внимание на тот тревожный факт, что следствием высокой миграции является существенное сокращение численности трудоспособного населения Иркутской области.

В частности, доля трудоспособного населения в Иркутской области за пять прошедших лет снизилась на 8%. Если в 2010 году численность трудоспособного населения составляла 1 млн 513,8 тыс. чел., то в 2017 году – 1 млн 350,6 тыс. чел., за семь прошедших лет произошло сокращение численности на 11%.

Обеспокоенность вызывает и уменьшение численности занятого населения в Иркутской области. Общее число безработных, определяемое по методологии Международной организации труда, в 2017 году составило 108,8 тыс. человек (9,0%) рабочей силы, что выше, чем по России в целом (5,0%) и по СФО (7,3%). По итогам 2017 года по уровню общей безработицы Иркутская область занимала 70-е место среди всех субъектов Российской Федерации и 8-е место среди регионов СФО.

Участники Конгресса считают, что органам государственной власти Иркутской области необходимо срочно разработать комплекс реальных мер, направленных на:

– снятие напряжённости на рынке труда и сокращение уровня безработицы;

– повышение инвестиционной привлекательности Иркутской области, что приведёт к созданию новых рабочих мест;

– поддержку малого и среднего бизнеса, содействие самозанятости безработных граждан;

– поддержку молодых семей и молодёжи.

В качестве экстренных мер, направленных на снижение напряжённости на рынке труда, необходимо рассмотреть организацию временных работ и опережающее обучение для граждан, находящихся под риском увольнения.

 

7. Участники Конгресса отмечают, что, несмотря на незначительный рост реальной начисленной заработной платы (в ноябре 2017 года – 101,9%, 11-е место по СФО), реальные денежные доходы населения Иркутской области снижаются ускоренными темпами.

В Иркутской области в 2017 году по сравнению с 2016 годом реальные доходы составили 98,3% – лишь 6-е место среди субъектов СФО, а реальные располагаемые доходы снизились на 5,8%. В то же время потребительские расходы населения за год выросли на 4,2%. В целом по области учтено 111,4 тыс. работников (23,1%) с зарплатой на уровне 1-2 прожиточных минимумов. Каждый пятый житель не может обеспечить даже минимально установленный уровень потребления.

На площадке Конгресса была озвучена общая позиция его участников о том, что в сложившейся ситуации основная задача органов государственной власти – это принятие мер, направленных на повышение реальных денежных доходов населения, в том числе доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности. Кроме того, необходимо обеспечить контроль за соблюдением работодателями всех форм собственности гарантий прав граждан на справедливую заработную плату и повышенную оплату труда в местностях Иркутской области с особыми климатическими условиями.

Также необходимо поддержать людей с низкими доходами и наиболее уязвимые категории граждан, продолжить переход к оказанию социальной помощи, исходя из принципа адресности.

8. Участники Конгресса серьёзно обеспокоены сохраняющейся тенденцией снижения рождаемости – за 5 лет, с 2012 г. по 2016 г., рождаемость в Иркутской области снизилась на 7,9%.

Если в 2012 году коэффициент рождаемости в Иркутской области составлял 15,9 (число рождений на 1000 человек населения), то показатель рождаемости за 2017 год ставит Иркутскую область лишь на 4-е место в рейтинге регионов СФО – 13,3. По итогам 2017 года естественный прирост населения составил 871 чел., для сравнения: в 2016 году естественный прирост составил 3307 чел.

Стоит также отметить, что в Иркутской области нарастает тенденция сокращения рождаемости у матерей в молодом возрасте: если в 2012 году 7% детей в Иркутской области родилось у женщин в возрасте до 20 лет, то в 2016 году – только 5,5%. Доля женщин, родивших первого ребёнка в возрасте от 40 до 49 лет, за этот же период выросла с 1,5% до 2,5%.

Участники Конгресса считают, что в сложившихся условиях особую важность приобретает стимулирование рождаемости как фактора сохранения демографического потенциала Иркутской области.

В указанных целях органам государственной власти необходимо принимать меры, направленные на:

– совершенствование профилактических мероприятий по сохранению репродуктивного здоровья молодёжи;

– усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая повышение стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления областного материнского (семейного) капитала;

– создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми;

– реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью.

9. Участники Конгресса обращают особое внимание на увеличение числа неполных семей и разрушение института семьи в Иркутской области.

В частности, неполных семей по причине развода за 2017 год стало больше на 7932. Как следствие, сегодня Иркутская область лидирует среди субъектов СФО по числу распавшихся семей на 1000 чел. населения – 4,9 развода.

При этом тревожным является факт увеличения числа одиноких матерей. Доля расторгнутых союзов, в которых имелись дети, увеличилась с 41% в 2012 году до 53% в 2016 году. Участились разводы супругов, имеющих двух и более детей: за последние 4 года с 9% от общего числа до 15%.

Участники Конгресса уверены, что в данной ситуации органы государственной власти и всё общество должны решительно противостоять разрушению института семьи. Наши общие усилия должны быть направлены на:

– формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на авторитет семьи и брака, укрепление семейных отношений и традиций, противодействие разрушению семьи как социального института;

– формирование у молодёжи ответственности в семейных отношениях, неприятия потребительского отношения к браку;

– повышение правовой, психологической культуры населения в вопросах семейно-брачных отношений и воспитания детей;

– содействие созданию и работе региональных центров по изучению проблем семейной жизни, организации системы психологической помощи семье в кризисных ситуациях;

– совершенствование российского института расторжения брака, признание приоритета прав и интересов несовершеннолетних детей главным принципом бракоразводного законодательства;

– внедрение досудебных механизмов урегулирования семейных конфликтов, создание института примирения супругов с участием специального посредника – медиатора.

10. Несомненную обеспокоенность участников Конгресса вызывает социальное и экономическое благополучие семей Иркутской области, в особенности многодетных семей, число которых с 2014 по 2016 год возросло на 4313.

К сожалению, количество семей с детьми, имеющих уровень доходов ниже величины прожиточного минимума, всё ещё остаётся достаточно высоким. Всего в регионе доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 20,6% от общей численности населения – это 76-я позиция в рейтинге субъектов Российской Федерации за 2017 год.

Одним из ключевых индикаторов уровня благосостояния семей является доля расходов на питание: чем ниже размер материального достатка семьи, тем выше доля расходов на продукты питания. Если расходы на питание в структуре потребительских расходов всех семей в 2013 году занимали 32,7%, то в 2016 году – 34,4%. В частности, по итогам 2017 года в Иркутской области сложилась одна из самых высоких стоимостей минимального набора продуктов питания – 3922 руб. 50 коп., что соответствует 8-му месту в СФО.

Участники Конгресса убеждены, что сегодня важнейшим фактором, стимулирующим создание семьи, рождение и содержание нескольких детей, является улучшение материальных условий и экономических характеристик положения семьи. При этом государственная политика должна быть направлена на развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции.

В связи с этим органы государственной власти должны предпринимать усилия по:

– обеспечению занятости граждан в целях роста доходов семей от трудовой деятельности, а также по содействию развитию семейного предпринимательства и фермерства;

– удовлетворению потребности семей с детьми в услугах дошкольного образования;

– развитию системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей, включая оказание государственной социальной помощи семьям на основании социального контракта;

– оказанию поддержки семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в приоритетном порядке – молодым и многодетным семьям.

11. Участники Конгресса подчёркивают, что эффективность экономических мер помощи семье невозможна без создания в обществе атмосферы приоритета семейно-нравственных ценностей, поддержки и всестороннего укрепления престижа семейного образа жизни.

К сожалению, на сегодняшний день в Иркутской области отмечается рост числа семей, находящихся в социально опасном положении. Так, в 2016 году на учёте в районных (городских) комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состояло 3634 семьи, в которых проживало 7539 детей.

Как следствие, значительным остаётся число детских суицидов – за 2016 год на 23% возросло количество суицидальных попыток среди детей; высоко количество преступлений, совершённых несовершеннолетними, – 1605 в 2016 году. Статистические данные также свидетельствуют о наличии серьёзной проблемы, связанной с жестокостью и насилием над детьми в семьях.

Участники Конгресса уверены, что в сложившейся ситуации усилия органов государственной власти должны быть направлены на:

– пропаганду традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, повышение авторитета родителей в семье и обществе, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

– создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, защищённого детства, обеспечение для каждого ребёнка безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребёнка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;

– повышение эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также суицидального поведения среди несовершеннолетних;

– обеспечение доступности своевременной и эффективной адресной помощи для нуждающихся семей, в особенности отнесённых к группам социального риска, а также равного доступа к социальным услугам для всех семей.

12. Участники Конгресса убеждены, что неблагополучие семьи рождает ряд острых проблем, одной из которых является социальное сиротство.

Несмотря на то что численность детей-сирот в Иркутской области ежегодно снижается, по итогам 2016 года регион занимал по данному показателю 1-е место по России.

Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что из числа выявленных детей-сирот 77% являются оставшимися без попечения родителей в силу ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей и только 23% – это дети, у которых умерли оба родителя или одинокая мама.

Участники Конгресса считают, что в связи с этим приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти по защите права ребёнка на семью являются:

– формирование системы ранней профилактики социального сиротства;

– внедрение технологий раннего вмешательства, направленных на сохранение ребёнка в кровной семье;

– профилактика отказов от детей, в том числе при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения.

При этом должны приниматься действенные меры, направленные на обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия в сфере профилактики социального сиротства, в том числе профилактики жестокого обращения с детьми, на территории Иркутской области.

 

13. Участники Конгресса уверены, что продолжительность жизни населения Иркутской области является одним из самых объективных критериев оценки деятельности государственных органов.

Несмотря на наметившуюся тенденцию увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении по итогам 2016 года – 68,2 года, данный показатель всё ещё остаётся ниже, чем в среднем по России (71,87 года) и в СФО (69,8 года).

Как следствие, Иркутская область входит в тройку регионов СФО с самой низкой ожидаемой продолжительностью жизни при рождении, занимая по данному показателю 80-е место среди всех субъектов Российской Федерации.

Также высокими являются показатели заболеваемости населения. Так, по итогам 2016 года показатель общей заболеваемости вырос на 3,6% и составил 187 тыс. случаев на 100 тыс. населения. Увеличилась заболеваемость инфекционными болезнями, болезнями органов дыхания, эндокринной системы, а также психическими расстройствами. Особую тревогу вызывает рост заболеваемости среди детей. В рейтинге субъектов России за 2017 год Иркутская область занимает 68-е место по показателю общей заболеваемости населения.

На основании вышеизложенного органам государственной власти необходимо срочно направить усилия на:

– сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни;

– усиление профилактической работы среди населения по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения;

– создание условий для развития туризма, занятий физической культурой и спортом различных групп населения;

– создание условий для здорового развития каждого ребёнка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья;

– сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.

14. Участники Конгресса обеспокоены тем, что, несмотря на общее снижение смертности, Иркутская область не может достичь среднероссийского уровня по отдельным показателям.

Такие риски в регионе есть по уровню смертности от туберкулёза (28,3 случая на 100 тыс. населения при среднероссийском показателе 7,1 на 100 тыс.), смертности от болезней кровообращения (629,1 случая на 100 тыс. населения при среднероссийском показателе 554,9 на 100 тыс.), от новообразований (192,3 на 100 тыс. при среднероссийском показателе 190 на 100 тыс.), по уровню младенческой смертности (6,9 на 1 тыс. родившихся живыми при среднероссийском показателе 5,2 на 1 тыс.).

Как следствие, по итогам 2017 года среди всех субъектов Российской Федерации Иркутская область заняла 82-е место по показателю смертности населения в трудоспособном возрасте и 70-е место по показателю младенческой смертности (первое место соответствует наименьшему показателю смертности).

Недостаточными остаются и показатели обеспеченности медицинских учреждений врачами: 36,5 на 10 тыс. населения Иркутской области при среднероссийском показателе 37,5 (47-е место по России). По показателю «Доля выезда бригад скорой медицинской помощи, доезжающих до места ДТП в течение 20 минут» Иркутская область находится на 71-м месте по России.

Участники Конгресса считают, что приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти в решении указанных проблем должны стать:

– обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объёмы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки;

– профилактика, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение сердечно-сосудистых и других заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения;

– развитие системы охраны здоровья матери и ребёнка на всех этапах оказания медицинской помощи, включая совершенствование проведения профилактических мероприятий в части охраны здоровья детей и подростков, совершенствование оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях;

– содействие профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда;

– снижение дефицита медицинских кадров на территории Иркутской области;

– повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдалённых районов.

15. Особую обеспокоенность участников Конгресса вызывает повышение уровня социально значимых заболеваний, которые распространены в том числе среди несовершеннолетних.

Иркутская область относится к регионам Российской Федерации, где отмечается сложная эпидемиологическая обстановка относительно распространения ВИЧ-инфекции: по уровню заболеваемости регион находится на 3-м месте по России.

Иркутская область также является одной из территорий с наиболее напряжённой эпидемиологической ситуацией по заболеваемости туберкулёзом. Если в среднем по России на 100 тысяч населения приходится 58 больных, то в Иркутской области – в два раза больше. Несмотря на стабильное снижение, показатель заболеваемости детей туберкулёзом в Иркутской области в 2016 году превысил среднероссийский уровень в 1,7 раза. Кроме этого, за три последних года существенно увеличилось количество жителей, у которых фиксируются одновременно и болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и туберкулёз, – с 23,7% до 33,9%.

Участники Конгресса считают, что в целях улучшения сложившейся ситуации в обозначенной сфере органам государственной власти необходимо принимать срочные меры по:

– совершенствованию мероприятий по профилактике и раннему выявлению социально значимых заболеваний, включая туберкулёз, болезнь, вызванную вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), гепатиты B и C, в том числе среди детей и молодёжи, а также лиц, находящихся в учреждениях, исполняющих наказания, и лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

– снижению темпов распространения социально значимых заболеваний среди населения;

– совершенствованию системы диспансерного наблюдения, лечения и реабилитации больных социально значимыми заболеваниями, повышению продолжительности и качества их жизни.

16. Участники Конгресса убеждены, что сегодня остро назрела реальная необходимость усиления контроля государства и общества за факторами, определяющими здоровье населения, в первую очередь за уровнем развития физической культуры и спорта в Иркутской области.

К сожалению, несмотря на то что число спортивных сооружений ежегодно растёт, показатели, определяющие уровень развития спорта в Иркутской области, отстают от всероссийских и показателей субъектов СФО. Так, уровень обеспеченности населения Приангарья спортивными сооружениями составляет 21,6% при общероссийском показателе 48%, а доля граждан, систематически занимающихся спортом, не превышает 22% (по России – 40%). Как следствие, в общероссийском рейтинге за 2017 год Иркутская область заняла 71-е место по показателю «Количество спортивных сооружений на 100 тыс. жителей» и 78-е место по показателю «Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом».

Участники Конгресса считают, что в данной ситуации органам государственной власти необходимо разработать дополнительные меры, направленные на развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в регионе, в том числе в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнёрства.

Кроме того, в целях профилактики социально-негативных явлений среди юношества и молодёжи крайне необходимо принятие дополнительных мер по развитию детско-юношеского спорта, возрождению спортивных детско-юношеских секций по месту жительства и при образовательных учреждениях, активному строительству плоскостных спортивных сооружений в шаговой доступности.

17. Участники Конгресса обращают особое внимание органов государственной власти, что примерно 9,4% населения относится к категории инвалидов.

Всего на начало 2018 года в Иркутской области числилось 225,5 тыс. инвалидов, в том числе 12 800 детей-инвалидов (5,7% от общей численности инвалидов). Тревожным является то, что за год число детей-инвалидов увеличилось примерно на 200 чел.

Вызывает озабоченность, что у взрослого населения Иркутской области среди причин первичной инвалидности лидируют злокачественные новообразования – уровень первичной инвалидности в связи с онкологией составляет 21,2 на 10 тыс. населения, это выше, чем в России в целом (18,1) и СФО (20,1). Среди детей лидирующей причиной инвалидности являются психические расстройства, на втором месте – врождённые заболевания, на третьем – неврология.

Участники Конгресса уверены, что в сложившейся ситуации первейшей задачей органов государственной власти являются создание и развитие безбарьерной среды, включая транспортную доступность, обеспечение наличия пандусов и другого оборудования, необходимого маломобильным гражданам, а также обеспечение психологического комфорта, чтобы взрослый человек или ребёнок, несмотря на ограничения здоровья, мог отдыхать, работать, развиваться как полноправный член общества.

18. Участники Конгресса убеждены, что решение наиважнейшей задачи народосбережения в Иркутской области невозможно без активного взаимодействия всего гражданского общества и реальной поддержки деятельности некоммерческого сектора со стороны органов государственной власти.

Только при объединении усилий всего общества поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства, включая улучшение экономического положения малообеспеченных, многодетных, неполных и молодых семей, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе, возрождение исторических и поддержка культурных ценностей и традиций, пропаганда здорового образа жизни, создание условий для занятий спортом и получения образования обеспечат развитие и процветание родного региона, положительно отразятся на качестве жизни людей, поднимут благополучие каждой семьи и каждого жителя Иркутской области!

Заключение

Конгресс считает необходимым обратиться к органам законодательной и исполнительной власти Иркутской области с призывом всемерно способствовать активному взаимодействию с гражданским обществом с целью достижения обозначенных ориентиров общественного и экономического развития Иркутской области. Некоммерческие организации, будучи добровольными объединениями за пределами государства и экономики, составляют ядро гражданского общества, служат выражению интересов и инициатив граждан, предпринимателей, а также научных объединений и общественных сил со сформулированными гражданскими и политическими идеями.

Со стороны органов государственной власти Иркутской области задача содействия развитию гражданского общества не может быть решена без реализации пакета действенных мер законодательного, организационного и финансового характера. Эти меры должны быть направлены на устранение неоправданных ограничений и запретов в деятельности некоммерческого сектора и иных общественных институтов, создание дополнительных возможностей для привлечения общественности к реализации общественно значимых задач с учётом имеющихся лучших практик в данной сфере. Органы государственной власти Иркутской области должны приложить максимум сил и средств для уменьшения влияния негативных факторов на развитие и укрепление потенциала гражданского общества, а также для дальнейшего развития и усиления всевозможных форм участия граждан в общественной жизни и в управлении делами государства.

Все перемены в развитии института гражданского общества, безусловно, будут позитивно восприняты обществом, так как сильный некоммерческий сектор – важный фактор обеспечения социальной и политической стабильности, повышения жизненного уровня населения и в конечном счёте – устойчивого развития нашего региона и страны в целом.

В свою очередь, национальные и общественные организации Иркутской области готовы всемерно и активно содействовать реализации государственной политики, а также деятельности, направленной на сохранение социальных гарантий и обеспечение прав граждан на достойную жизнь.

Неотъемлемой частью настоящего Послания является волеизъявление законных представителей национальных и общественных организаций по ориентирам общественного и экономического развития Иркутской области и индикативным показателям на пять лет.

Объединение для развития!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры