О кранах, деньгах и дорогах
22 февраля 2018 года на заседании Думы города Иркутска заместитель председателя Думы Александр Ханхалаев зачитал жёсткое обращение к мэру города Дмитрию Бердникову. Если отвлечься от оценочного характера высказываний в адрес должностных лиц мэрии, в сухом остатке будет беспрецедентная поддержка одного из сотрудников комитета городского обустройства – Руслана Батраченко.
Вроде бы не очень уместно одному из руководителей Думы вмешиваться в прямую компетенцию мэра. Да и маловероятно, что Александру Казаковичу неизвестно, что в отношении чиновника Батраченко ведутся одновременно четыре служебные проверки. Одна из них – по представлению прокуратуры города Иркутска, которой выявлены нарушения исполнения администрацией города закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».
Проверки осуществляются в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ. Время их проведения затягивается в связи с тем, что Руслана Батраченко именно в данное время подвело здоровье и он уже две недели находится на больничном, что останавливает любые кадровые решения его работодателей.
Далеко не новость, что с приходом Дмитрия Бердникова на пост мэра администрация города обновилась на 50%, а руководящий состав до уровня начальников департаментов – на 95%. Смена руководства коллектива – это естественное действие, если ты хочешь поменять систему, сформированную ранее с иными мотивами, чем городское развитие. Невозможно справиться с коррупцией руками чиновников, выросших в этой среде.
Какими же соображениями руководствовался далёкий от политической наивности Александр Казакович Ханхалаев? Предыдущую расчистку администрации, судя по всему, он даже одобрял. Уж точно не порицал. И вдруг бросился на защиту начальника департамента дорожной деятельности Руслана Геннадьевича Батраченко.
Это то, что называется секретом Полишинеля, – то есть известное всем.
На протяжении многих лет подрядчиками по ремонту и содержанию дорог в городе Иркутске выступают ООО «Иркутск-Кран-Парк», ООО «Иркутск-Кран», ЗАО «Иркутск-КранСервис», АО «Кран-Строй», ООО «Кран». Все они имеют в качестве общего не только похожие названия, но и аффилированность с Александром Казаковичем Ханхалаевым, напрямую или через родственников являющимся совладельцом этого прибыльного бизнеса.
Обычная для прошлого Иркутска схема: депутат, радеющий за свой бизнес или – формально – за бизнес родного человека. Если у тебя есть депутатский статус, то отношения с начальником департамента дорожной деятельности мэрии, на которого возложен контроль за подрядчиком, улучшаются с удивительной и удивляющей скоростью. Нужно ли с фактическим выездом на место проверять, сколько снега с дорог вывезено, какой толщины асфальт положен, сколько единиц техники работает? Акты приёма-передачи могут подписываться без затруднений в тиши кабинета.
Возможно, Александр Казакович просто ценит Руслана Геннадьевича как специалиста. До такой степени, что на заседании Думы он выступил в защиту и поддержку не самого крупного муниципального чиновника, ещё и отягощённого дисциплинарками, двумя административными делами по заявлению прокуратуры в суде в отношении него. Смело поставив свою репутацию в зависимость от служебного и гражданского положения начальника департамента дорожной деятельности иркутской мэрии, отвечающего за контроль над подрядчиками ремонта и содержания городских дорог.
А может быть, основной ценностью для заместителя председателя Иркутской Думы обладают следующие строчки в отчётности?
Упомянутые выше близкие к Александру Ханхалаеву предприятия с вариантами слова «кран» в названии освоили из бюджета:
– в 2013 году – 80,596 млн руб.;
– в 2014 году – 43,800 млн руб.;
– в 2015 году – 136,210 млн руб.;
– в 2016 году – 155,961 млн руб.
И, как говорится, добавить тут нечего.