издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Аттестат верности

Как перестать волноваться, когда тебе назойливо напоминают о необходимости поверки счётчиков

Прописанное в законе требование о регулярной поверке счётчиков горячей и холодной воды кто-то воспринимает как хорошую возможность для заработка. Именно так можно объяснить вал извещений о её проведении, который нахлынул на жителей Иркутска и других городов России. Чаще всего в них указан лишь телефон фирмы, название которой звучит очень серьёзно и официально, а при звонке на него выясняется, что та лишь устанавливает приборы учёта. Метрологи настоятельно рекомендуют внимательно изучать все реквизиты подобных фирм. Если в них указан номер аттестата аккредитации – документа, дающего право на поверку средств измерений, то его стоит проверить в реестре на официальном сайте Федеральной службы аккредитации. Также следует обязательно обратить внимание на место осуществления деятельности компании, которой его выдали.

Внушают недоверие

Штемпель «ПОВТОРНОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ» под шапкой «Единой городской службы по учёту водоснабжения» внушал смутные опасения. Зародившуюся тревогу усиливали, особенно учитывая грамматические ошибки, формулировки из напечатанного рядом текста: «Согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений, а так же Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 №354, индивидуальные приборы учёта воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учёта водопротребления». Авторы извещения настаивали на необходимости «согласовать дату и время» поверки, уведомляли о том, что она будет проводиться с 19 февраля по 19 марта 2018 года, и подчёркивали, что самостоятельный демонтаж счётчиков и вмешательство в их работу «КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО». Окончательно ощущение безысходности формировал расчёт платы за горячую и холодную воду по нормативам потребления, по которым её бы начали взимать по истечении межповерочного интервала, – 3914 рублей 75 копеек в месяц.

Из всех реквизитов «Единой городской службы по учёту водоснабжения» в извещении был указан только телефон. Звонок вызвал двойственные чувства. Кажется, на любой резонный вопрос звучал заготовленный ответ. «Это приходит общая информационная рассылка в рамках напоминания о поверке, – сразу сообщила моя собеседница, представившаяся оператором «Городской Сервисной Службы». – Если по срокам у нас всё нормально, то делать ничего не надо: рассылка не именная, а приходит всем собственникам лишь в рамках напоминания. Контролируйте свой срок: шесть [лет] – холодная, четыре [года] – горячая. И по истечении этого срока за месяц звоните, записывайтесь либо на поверку, либо на замену». Однако под конец короткого – минута и восемь секунд – разговора всё же удалось узнать, что предприятие, от которого пришло уведомление, поверкой приборов учёта не занимается («это делается в лаборатории»), а только их устанавливает. И ещё организует рассылку «в рамках напоминания». Сайт, без проблем найденный в Интернете, всё подтвердил: «Городская Сервисная Служба» – молодая и динамично развивающаяся компания на растущем рынке установки и обслуживания приборов учёта воды и в отрасли ЖКХ в целом. «Городская Сервисная Служба», созданная в 2010 году, успела зарекомендовать себя как надёжный партнёр в рамках предоставления ЖКХ услуг. Основное направление деятельности компании – установка и обслуживание счётчиков для воды». При этом никаких реквизитов обнаружить не удалось – только телефон в Красноярске. Если верить популярному в Сети сервису, позволяющему определить принадлежность номера, он присвоен одним из крупных операторов мобильной связи.

Уведомляют, но не поверяют

В ФГБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Иркутской области» (Иркутский ЦСМ Росстандарта) отмечают, что первая волна внушающих тревогу уведомлений о необходимости обязательной поверки водосчётчиков пришлась на прошлый год. Сотрудники ФГБУ демонстрируют фотографии множества извещений, которые специалисты других центров обнаружили в своих почтовых ящиках в Екатеринбурге, Кирове, Нижнем Новгороде, Твери, Чебоксарах…

Причины их массовой рассылки можно определить с помощью простой арифметики. В конце ноября 2009 года в силу вступил закон «Об энергосбережении и энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ему, собственники жилых домов и квартир должны были – за отдельными исключениями – до 1 января 2012 года оснастить их приборами учёты воды, тепла и электричества. По этой причине в 2010 году возникло немало «молодых динамично развивающихся компаний», взявшихся за установку счётчиков: спрос на них в ближайшие два года обещал быть просто огромным. Срок обязательной установки, правда, чуть позже сдвинули на шесть месяцев, но перспективы для бизнеса всё равно оставались радужными.

После того, как значительную часть жилого фонда оснастили счётчиками, возможностей для заработка стало значительно меньше. Однако подошёл срок обязательной поверки приборов – подтверждения того, что они точно измеряют расход воды, тепла и электричества. Межповерочный интервал водосчётчиков, в частности, составляет шесть лет. Действительно, у более ранних модификаций, учитывающих расход горячей воды, он ограничивался четырьмя годами, но у подавляющего числа моделей, которые продаются в настоящее время, он увеличен. Несложно подсчитать, что в 2017-2018 годах исполнилось шесть лет с того времени, когда счётчики массово устанавливали по требованиям закона об энергосбережении. При этом один из пунктов Постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждает, что по истечении срока поверки плата за воду, электричество и другие ресурсы взимается, исходя из норматива, а не из показаний счётчиков. Если, конечно, поверка не пройдена и это не подтверждено соответствующим свидетельством. Отсюда и волна уведомлений, в том числе «повторных», о её необходимости. Чаще всего выясняется, что компании, которые их рассылают, поверкой не занимаются. И в итоге предлагают установить новые счётчики.

Обстоятельства места

То, что потребителя таким образом вводят в заблуждение, формально не является нарушением закона. Но действия некоторых предприятий вызывают сомнения в их правомерности. «Мне пришло извещение о том, что необходимо произвести поверку счётчиков холодной и горячей воды, – рассказала главный специалист отдела стандартизации Иркутского ЦСМ Росстандарта Тамара Матвеева. – В нём очень привлекательные условия: скидка по количеству приборов, выезд специалиста в любое время до 10 часов вечера и без выходных. И указан номер аттестата аккредитации – документа, дающего право проводить поверку средств измерений». Поиск по номеру в реестре Федеральной службы по аккредитации показал, что приславшее его ООО «Водомер Сервис» осуществляет свою деятельность в Тольятти. «А работают они в Иркутске, – подчеркнула Матвеева. – Как физическое лицо я написала письмо в Росаккредитацию с приложением выписки из реестра аккредитованных лиц, чтобы они дали комментарий о правомерности действий компании».

Между тем чуть более полугода назад сама компания запросила в Федеральной службе по аккредитации разъяснение по этому вопросу. В ответе ведомства, который датирован 28 августа прошлого года, сказано, что аккредитованные на поверку средств измерений индивидуальные предприниматели и юридические лица могут поверять счётчики воды в местах, которые не заявлены в области аккредитации. При том условии, что у них есть соответствующее переносное оборудование, которое хранится в надлежащих условиях. И, само собой, оно соответствует критериям аккредитации и требованиям качества. Директор ООО «Водомер сервис» Дарья Модлина, с которой удалось связаться корреспонденту «Сибирского энергетика», объяснила, что в Иркутске и Иркутской области предприятие осуществляет временные работы по поверке счётчиков без их демонтажа. Для этого оно располагает аттестованной портативной установкой. По федеральному закону «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», добавила Модлина, аттестат аккредитации имеет равную юридическую силу на территории всей России. В официальном разъяснении от её имени (копия есть у «Сибирского энергетика») подчёркивается, что поверка счётчиков носит разовый характер и проводится на территории клиента, поэтому относится к разряду временных работ и может выполняться в местах, не заявленных в области аккредитации. Федеральная служба, однако, подчёркивает, что недопустимо подменять выполнение временных работ фактическим осуществлением деятельности по поверке приборов учёта. А с юридической точки зрения временные и разовые работы – два разных понятия.

«Один из аспектов аккредитации – это место осуществления деятельности, – добавляет ведущий специалист отдела стандартизации Иркутского ЦСМ Росстандарта Анвар Бердиев. – Для работы нужны оборудование, люди. Представьте: мы аккредитованы в Иркутске, а поверку будем проводить, допустим, в Саратове – у нас там ни специалистов, ни помещений, ни техники, ни ресурсов, вообще ничего. Поэтому чётко прописывается место осуществления деятельности, в реестре указывается конкретный адрес. У того же ООО «Водомер Сервис» в Тольятти, может быть, есть какая-то лаборатория, но что они делают у нас – выполняют временные работы? А на выходные и праздничные дни отправляют эталонную установку на хранение в Тольятти? Это абсурдно». Работа в другом регионе нарушает условия действия аттестата аккредитации. Работая за пределами указанного места осуществления деятельности, подобные компании не подконтрольны никому. Фактически, настаивают в Центре стандартизации, они проводят работы вне области аккредитации. Соответственно, выписанные ими свидетельства о поверке не могут быть признаны действительными. «Управляющая компания, если в ней сидит технически грамотный главный инженер, его может не признать», – заключает Матвеева. «Но многие принимают это на веру и не реагируют так, как должны», – добавляет Бердиев.

Все в реестре

В случае ООО «Водомер Сервис» в извещении был указан номер аттестата аккредитации. Чаще всего подобных сведений в полученных бумагах нет. Более того, даже штампы «ПОВТОРНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ» или «СРОЧНО!» оказываются напечатанными на принтере, штрих-коды не имеют ни малейшего отношения к поверке средств измерений, а QR-коды нельзя считать с помощью смартфона. Звонки по указанным телефонам не дают ничего: на просьбу назвать номер аттестата следует ответ, что эти сведения или составляют коммерческую тайну, или публикуются по официальному запросу. Дальнейшие расспросы или фраза о том, что это не соответствует действительности, вызывают закономерную реакцию – трубка брошена, разговор прерван.

Любой желающий может узнать, какие компании занимаются поверкой счётчиков в его городе или районе. Для этого достаточно зайти на официальный сайт Росаккредитации и открыть реестр аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерений. Упростим задачу, сказав, что в нём числится 15 предприятий и организаций из Иркутской области, которые занимаются поверкой средств измерений (не только бытовых счётчиков) и у которых есть действующие аттестаты. Девять из них расположены в Иркутске. Помимо регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в их число входят ЗАО «ИРМЕТ», ООО «Техносерв-Иркутск», ООО «СКБ электротехнического приборостроения», АО «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие», Иркутский авиационный завод, авиакомпания «Ангара», Иркутский гидрометцентр и международный аэропорт «Иркутск». В Ангарске находятся ещё четыре: ООО «Метрологический центр», филиал ЗАО «Инспекторат Р», научно-производственное объединение «Опытно-конструкторское бюро автоматики» и Ангарский электролизный химический комбинат. В Братске поверкой средств измерений занимаются ООО «Автоматика-сервис» и АО «Братская электросетевая компания». Здесь же расположен Братский филиал Иркутского ЦСМ Росстандарта, который обслуживает весь север области.

Сама по себе поверка приборов учёта воды достаточно проста. Демонтировать счётчики для неё не требуется. Поверочная установка легко умещается в небольшой пластиковый чемоданчик, размерами не слишком отличающийся от кейса для электродрели. Главный специалист отдела поверки Иркутского ЦСМ Андрей Рудых на наших глазах с помощью резиновых шлангов соединяет установку со счётчиком и смесителем. «Так бывает, когда заказчик сдаёт нам прибор, – объясняет он. – Когда мы приходим, скажем, в квартиру, процесс выглядит немножко по-другому: счётчик стоит где-то на трубе, а мы подключаемся к смесителю». Показания счётчика сравниваются с данными эталонного прибора – основы поверочной установки. «У нас три точки, в каждой производится по три измерения», – добавляет Рудых. При минимальном расходе воды допускается погрешность 5%, при среднем и максимальном – не более 2%.

«Мы ездим с поверками два раза в неделю, предварительно набрав группу заявок на район, – сообщает инженер по метрологии Дмитрий Попцов. – На каждый район приходится штук пятнадцать заявок, в среднем по два счётчика на адрес». Обращения поступают практически ежедневно. И потребителю, у которого подходит срок поверки счётчиков, следует подать заявку заранее – на исполнение заявки отводится 20 календарных или 14 рабочих дней. Цена, к слову, составляет 670 рублей с НДС за один прибор. Но подавляющее большинство – 95% – счётчиков успешно проходят поверку, так что это явно дешевле покупки и установки новых. Но прежде, чем проводить поверку, стоит взглянуть на межповерочный интервал прибора учёта в его техническом паспорте.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры