Мастер на все времена
В нынешнем году исполнилось 170 лет со дня рождения художника Василия Сурикова – и эта дата не прошла незамеченной в Иркутске. В серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» вышла книга «Суриков», написанная иркутским искусствоведом, членом Союза писателей России Татьяной Ясниковой. Презентация издания уже прошла в областном художественном музее и будет повторена в Центральной городской библиотеке имени А. Потаниной 19 февраля.
Имя Василия Сурикова прославлено в Москве – там его носит ведущий художественный вуз страны – и на родине художника – в Красноярске, где в его родовом доме открыт музей. Имя Сурикова носят в Красноярске областной художественный музей, художественные училище и школа, оно известно каждому красноярцу. Но почему же за его биографию взялась Татьяна Ясникова, иркутский автор?
Начать надо с того, что в серии «ЖЗЛ» последний раз биография В.И. Сурикова выходила в 1955 году и была погружена в идеологические реалии того времени. А до этого – в 1933-м, сразу же после возобновления этой дореволюционной серии Максимом Горьким. Та биография разошлась мгновенно, но как же её смешно читать теперь! Василий Суриков в ней объявлен кулацким элементом, а сведения подобраны таким образом, что художник, понятное дело, в своём творчестве не опиравшийся на марксизм-ленинизм, выглядит более чем нелепо.
Суриковедение имеет богатейшие традиции. Есть у него привязка и к Иркутску – именно здесь в 1937 году вышла книга о Сурикове Анатолия Турунова и Марии Красноженовой, в которой впервые были опубликованы материалы опросов сибирских свидетелей жизни великого художника. В 1948 году Анатолий Турунов, известный деятель иркутской культуры той поры, выпускает ещё одно издание – «Суриков и его картины».
Впервые Татьяна Ясникова (тогда Секерина) написала о великом художнике в возрасте 10 лет, будучи красноярской школьницей. Она отправила своё сочинение в газету «Пионерская правда». Из газеты пришёл ответ, что текст надо было направить до юбилея Сурикова, а не после. Так что нынешняя объёмная книга явилась в некотором роде реваншем за несостоявшуюся публикацию юной пионерки.
Для серии «ЖЗЛ» написал две книги Андрей Румянцев – об Александре Вампилове и Валентине Распутине. Румянцев, около пятнадцати лет руководивший иркутскими писательскими организациями, имел богатейший материал об обоих наших классиках. Именно он на презентации «Вампилова» в Москве познакомил Татьяну Ясникову с руководством «Молодой гвардии», и она получила предложение написать биографию Сурикова.
Таким образом, российский читатель получил биографию, сведения в которой представлены в новом свете, когда можно писать и о том, что Василий Суриков расписывал в Москве храм Христа Спасителя, и более подробно о личной жизни – в главе «Обнял персиянки стан». Василий Суриков был человеком очень верующим – христианские убеждения руководили его жизнью. Он даже пережил период чрезвычайной религиозной экзальтации, когда после десяти лет супружества (именно в это время им были написаны шедевры «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова») от тяжёлой болезни скончалась его жена, полуфранцуженка, оставив ему малюток-дочерей. Последующее десятилетие художник был нянькой и экономом. Летом он с детьми проводил время в разъездах в поисках натурного материала для новых картин, а с осени, когда в гимназии начинался учебный год, работал в мастерской, предоставленной ему Государственным историческим музеем, что на Красной площади в Москве. «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» – его шедевры второго десятилетия творчества.
Картиной, которая мучила художника на протяжении всего творческого пути, был «Степан Разин». Задуманная когда-то как парная к «Боярыне Морозовой», в первом эскизе она повторяет тему известной песни, в которой Степан Разин ради товарищества топит красавицу-персиянку. Но умирает жена художника – и подобный сюжет больше не привлекает его. Мучительно долго Суриков ищет лицо, пригодное быть Разиным в его картине. Художник-реалист, он всегда шёл от реальности. И в конце концов сам становится Разиным, шьёт себе костюм – до того он вжился в образ непокорного атамана.
После того, как его старшая дочь – Ольга – вышла за художника Петра Кончаловского, отец ударился в стихию женского портрета, ища в лицах России древнерусскую красоту. Это был и период его отдыха от трагических полотен былого. Его Разин, погружённый в думу, уплывает вдаль на челне – последний раз художник трогает кистью это полотно в 1912 году. Родной Красноярск он посещает последний раз в 1914 году – и там получает известие о начале первой мировой войны, уходит на фронт прямо из Красноярска зять Пётр Кончаловский…
В Иркутском областном художественном музее презентация «Сурикова» Татьяны Ясниковой прошла живо и интересно. Её открыла певица Елена Вяткина, исполнившая песню о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». О богатейшем собрании изданий о Сурикове музейной библиотеки рассказала её руководитель Ирина Бедулина. Не лишним будет напомнить, что в бытность директором Иркутского областного художественного музея Александр Гимельштейн дал разрешение автору будущего «Сурикова» брать на дом эти издания для изучения. На презентации выступила с интересным докладом о произведениях Сурикова в собрании ИОХМ ведущий специалист по русскому искусству 19 века Людмила Снытко. Великий художник представлен в музее тремя произведениями. Остаётся добавить, что спонсорскую помощь в проведении презентации оказал меценат Виктор Бронштейн.