издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Экологическое домовладение

Пчеловод из Осинского района о качестве мёда и о том, как вырастить нетрадиционные для сибирского климата овощи и фрукты

  • Автор: Елена Давыдова

Виноград, абрикосы, крупноплодные яблоки, мёд собственного производства – всё это есть в модельной усадьбе сибирского экопоселения в Осинском районе Иркутской области. Организацией работы усадьбы занимается Виктор Кузнецов. Несколько лет назад он с семьёй переехал из Иркутска в село Рассвет в 180 км от областного центра, чтобы здесь создать модель по-настоящему экологического домовладения. В перспективе её можно будет тиражировать по всему региону, включая особо охраняемые территории, в том числе северные.

О Викторе Кузнецове наша газета писала в номере от 19 июля 2016 года. Биолог-эколог по образованию, охотовед с 40-летним стажем, Кузнецов долго жил и работал в труднодоступных и отдалённых территориях Иркутской области. Виктор Алексеевич увлечён идеей создания модели экологической усадьбы. За годы жизни в Рассвете сделано немало: возведены необходимые жилые и хозяйственные постройки, включая оранжерею, теплицу из поликарбоната, сушилку для лекарственно-технического сырья, коптилку и сушилку для рыбы и мяса. Для производства натурального мёда построен настоящий комплекс, состоящий из подземного и надземного омшаника, комнаты для экстренного облёта пчёл, сотохранилища и других построек. Но самое главное – получен колоссальный опыт разведения пчёл, выращивания овощей и фруктов, включая нетрадиционные для нашего климата.

– Виктор Алексеевич, когда мы встречались с вами в прошлый раз, вы говорили, что первый урожай овощей и зелени снимаете 1 мая, а последний – когда лежит снег. Удалось ли добиться более впечатляющих результатов?

– Если говорить о тепличном выращивании, то здесь всё осталось по-прежнему. Действительно, 1 мая мы едим окрошку из своих овощей и зелени. Всё это есть на нашем столе до глубокой осени. Никаких особых секретов здесь нет. Основа овощеводства – это помещение для выращивания рассады. Теплица из поликарбоната также является важным звеном в получении рассады и ранних урожаев помидоров и перцев. Сейчас к этой теплице с тыльной стороны пристроена тепличка из полиэтиленовой плёнки размером 4×2,5 м.

В 2014 году мы перешли на новую технологию выращивания овощей в открытом грунте. Её суть заключается в том, что между грядками располагаются проходы, соизмеримые с ними по ширине. Туда закладываются органические удобрения – навоз, старое сено, солома, вырванные сорняки, опилки и так далее. Через 7–9 лет грядки и проходы меняются местами. При грамотной закладке органики в проходах идёт интенсивный процесс почвообразования, гумусный слой увеличивается на 3–5 см в год. Опыт выращивания картофеля в таких условиях дал отличный результат – четыре мешка с 0,4 сотки.

Ещё один нюанс заключается в том, что мы отказались от перекопки земли, а при посадке делаем отверстие в почве, сажаем семя или рассаду и мульчируем с использованием сена, соломы или опилок. После чего надо прополоть раз-другой и следить за тем, чтобы почва под мульчей была всегда немного влажной. Урожай 2017 года превзошёл все наши ожидания: с двух грядок собрали по семь мешков моркови и свёклы. Свёкла в основном средняя и крупная, а есть очень крупная – более 2 кг.

Урожай лука также порадовал. Он получен за один год: сначала лук семечком был посажен в оранжерее и затем рассадой перенесён на грядки в открытый грунт. Остальных овощей – огурцов, помидоров, кабачков, патиссонов, капусты (белокочанной, цветной, брокколи), редиски – и зелени было столько, что хватило не только на еду, но и на заготовки на зиму для нескольких семей.

– Как известно, несколько лет назад вы пошли на эксперимент и взялись за выращивание винограда.

– Да, мы разработали свою технологию посадки: что-то позаимствовали у людей, давно занимающихся виноградарством, а что-то добавили сами в рамках поставленной задачи – переноса нашего опыта на северные территории. Виноград сажаем в траншеи глубиной в 1 метр. Укладываем термоизоляционный слой (кора, древесные остатки, опилки, стружки), затем дренажный слой из крупного гравия и песка, после – удобренную почву и отдельно гнёзда, в которые сажаем виноград. Состав почвы в гнёздах отличается наличием мелкой гравийно-песчаной смеси, которая хорошо проводит тепло. Для винограда, у которого на юге оптимальная температура в области корней составляет 32-33 градуса, наш метод очень подходит.

Уже есть первые урожаи винограда в виде сигнальных гроздей. Наш виноград значительно слаще того, что продают на рынке, и, конечно, выращен без применения химических удобрений и ядохимикатов. На данный момент высажены в грунт и плодоносят 11 корней пяти сортов. В 2018 году планируем взять на испытание 20 сортов. Виноградник будет включать в себя более 50 лоз и постоянно обновляться новыми сортами для испытания их в суровом сибирском климате. Сейчас основная часть двухлетних саженцев зимует в омшанике и будет высажена весной в открытый грунт и в теплицы для сравнительного анализа.

– Удалось ли вам «приручить» сорта крупноплодных яблонь?

– Теперь уже можно сказать, что да. Прошлой весной мы сделали прививки крупноплодных яблонь со Среднего Урала на местную яблоню ягодную, или Сибирку. Из шести сортов прижилось пять. Надеемся, что они хорошо перезимуют, ведь Сибирка переносит температуру ниже 50 градусов. Каждый сорт мы сажаем в штамбовой и в стелющейся форме, то есть что-то оставляем на морозе, а что-то пригибаем к земле и укрываем на зиму. Таким образом, будет отработана технология выращивания каждого сорта в условиях севера. Как известно, в первую очередь садовые растения гибнут оттого, что вымерзают корни, а в нашем случае корни все морозостойкие.

Весной 2018 года мы высадим в открытый грунт двухлетние саженцы яблони, груши, сливы, вишни и других садовых растений, которые сейчас зимуют в омшанике с пчёлами при температуре до минус пяти градусов. Также полагаем, что удачно перезимуют и абрикосы, которые у нас уже растут в открытом грунте.

– Что ещё планируете сделать в 2018 году?

– Хотелось бы начать выращивать грибы, включая краснокнижные. Будут грибы-сапрофиты, помогающие разлагать органику и дающие плодовые тела, но основной упор мы делаем на грибы-симбионты, которые вступают в симбиотическую связь с растениями и помогают им быстрее развиваться. В условиях севера, при коротком вегетативном периоде, такая технология позволит выращивать южные растения. Сейчас мы производим свой мёд, который реализуем в керамических горшочках. Но эта посуда дорогая, поэтому планируем начать производство посуды из бересты и дерева.

Я качаю мёд по старинке, то есть после того, как пчёлы полностью запечатают соты. Внизу рамки иногда остаются незапечатанные ячейки, но они не портят общее качество продукта. Я и всех своих коллег-пчеловодов призывал и призываю вернуться к такой технологии. Это, конечно, значительно увеличивает себестоимость мёда, зато все мы будем получать более качественную продукцию. К сожалению, сегодня на рынке встречается множество фальсификата. Дошло до того, что в Китае синтезировали мёд, который проходит экспертизу как натуральный. Это, безусловно, очень вредный для здоровья продукт, ведь он произведён из непищевых продуктов.

Есть суррогат, состоящий на 70–80% из инвертного сиропа, красителя, загустителя и лишь на 20–30% из мёда – для придания суррогату аромата и вкуса. На рынке можно встретить и дешёвый мёд (подсолнечниковый, рапсовый, сахарный, произведённый из патоки и так далее), который разводят с дорогим мёдом, чаще всего одновременно с нагреванием. Его можно употреблять в пищу без опаски, но реальная стоимость его значительно ниже той, которую платит потребитель.

По оценкам экспертов, в России продаётся до 70–90% фальсифицированного мёда. Себестоимость фальсификата в несколько раз ниже себестоимости натурального мёда, и если не принять действенные меры, то производство этого продукта в России будет просто нерентабельным. Надо учитывать, что себестоимость нормального мёда для российского пчеловода составляет 300–400 рублей за килограмм. И для развития своего хозяйства он должен продать его хоть немного дороже себестоимости.

Полагаем, что после создания агроэкосистемы наша усадьба будет считаться по-настоящему экологичной, так как не будет оказывать никакого отрицательного влияния на окружающую природную среду. Более того, наш опыт можно будет тиражировать в том числе в особо охраняемых территориях, включая северные. Дело в том, что в рамках этого проекта я разрабатываю методы, пригодные для севера, чтобы всё это можно было повторить там, где температуры опускаются до -60 градусов и ниже. Очень надеюсь, что найдутся желающие применить эти наработки в северных регионах, и я смогу помочь создать там опытно-испытательные участки.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры