Свидание с трагическим исходом
Историю, лежащую в основе уголовного дела, недавно рассмотренного Иркутским областным судом, несмотря на шокирующие подробности, можно, наверное, назвать банальной. Одинокая женщина в надежде найти спутника жизни знакомится с симпатичным, видным мужчиной и приводит его домой. К сожалению, и трагическая концовка подобного сюжета вполне предсказуема – сексуальное насилие, в том числе в извращённой форме, ограбление и убийство. А то и не одно.
В этот раз из уютного семейного гнёздышка, где 45-летняя женщина проживала со взрослым сыном, невесткой и внуками, квартира в доме № 208 по улице Баумана превратилась в место преступления с двумя трупами. В одной комнате на диване остывало тело самой хозяйки, в другой на кровати спал её двухлетний внук, обнимавший мёртвую мать, а его младший братик заходился криком в колыбельке. Такую картину увидел, вернувшись с работы домой, потерпевший по уголовному делу – 20-летний Никита Ф., который 11 марта прошлого года враз потерял и мать, и жену.
Его мама приехала в Иркутск после развода с мужем и растила Никиту одна, без помощи родственников. В суде парень рассказывал, что она всё пыталась найти человека, на плечо которого, по её собственному выражению, можно опереться. Молодые хотели отделиться, уже подыскивали себе жильё, и женщина справедливо сочла, что настало время и ей устроить свою личную жизнь.
С 30-летним Владимиром Григорьевым Марина Ф. познакомилась 8 марта в гостях у подруги. Высокий, стройный, на вид приятный, хорошо одет. А главное – не женат. О том, что он наркозависимый и отсидел четыре года за грабежи, Марине, вероятно, не было известно. Да и когда бы она успела узнать о нём хоть что-то, если уже через день состоялось роковое свидание. 10 марта после работы Марина пригласила молодого человека к себе домой. Весь вечер они пили вино, которое должно было помочь сближению. Сначала дома, потом отправились в сауну «Золотая антилопа», где, по словам администратора, услуги оплачивала женщина, а её ухажёр лишь добавил недостающую мелочь. Вернулись в квартиру около полуночи, чтобы продолжить душевное общение за очередной бутылкой. Их свиданию ничто не мешало – Никита был на ночном дежурстве, а его жена с двумя малышами находилась в соседней комнате.
Возвращаясь из туалета, Владимир заметил, что Марина прячет в варежку пачку тысячных купюр. Решил дождаться, когда она выйдет покурить, и потихоньку забрать из шкафа заначку. Но потихоньку не получилось: хозяйка застала гостя, что называется, с поличным – со своими деньгами в руках. В тот день она как раз получила зарплату, за вычетом расходов на установление контакта с кандидатом в женихи у неё оставалось 15 тысяч рублей. Разгореться громкому скандалу «жених» не позволил – ударил женщину кулаком по голове и, схватив за горло, душил до тех пор, пока она не потеряла сознание. Тогда, наконец, смог забрать деньги из варежки и обшарить сумочку, где ничего ценного не нашлось. Прихватил всё же дешёвенький мобильный телефон, который оказался таким отстойным, что пришлось выбросить его на улице.
Но прежде, чем покинуть квартиру, гостю предстояло пересечь комнату, где 19-летняя Даша, невестка хозяйки, смотрела телевизор и укачивала ребёнка. Её он тоже задушил согнутой в локте рукой, но сначала попользовался. Девушка, ставшая жертвой изнасилования и сексуального надругательства в извращённых формах, сопротивлялась, как могла, однако справиться со здоровым парнем ей было не под силу. Ухажёр свекрови нанёс ей множественные удары кулаками по голове и телу, угрожая убийством. А потом претворил свои слова в жизнь и ушёл, оставив с мёртвыми женщинами двоих малюток, которые, на их счастье, не годились ещё на роли свидетелей.
Убийца и не подумал скрываться от полиции. В кармане лежали похищенные деньги – и он отправился их тратить в ту же сауну, где несколько часов назад проводил время с несостоявшейся сожительницей. Теперь он развлекался с проституткой, любезно предоставленной администратором сауны «Золотая антилопа» за отдельную плату вместе с пивом и простынями. Краденых денег хватило до утра. Яна, девушка по вызову, в суде пояснила, что её услуги стоят три тысячи рублей за час. По её словам, клиент поначалу выглядел немного расстроенным, объяснял своё настроение тем, что у него недавно умерла жена. Но очень скоро пришёл в себя, и часа три-четыре они провели довольно весело – выпивали, купались в бассейне, ублажали друг друга. Потом пошли к Владимиру домой, куда и нагрянула вскоре полиция. Никита, которому мать накануне представила своего ухажёра, не называя фамилии, опознал его по базе данных автоматизированной информационно-поисковой системы «Портрет».
Сразу после задержания Григорьев написал чистосердечное признание. Но в ходе предварительного следствия и в судебных заседаниях неоднократно менял показания. Заявлял, что оперативники ему угрожали, не предоставляли адвоката, показания он подписывал, не читая, был пьян, хотел спать и т.д. Правда, отрицать двойное убийство возможности не было никакой, но, пытаясь смягчить наказание, обвиняемый твердил, будто совершенно непричастен к сексуальному насилию и не имел цели похитить деньги, а просто захватил их, когда покидал квартиру. Суд расценил эти его «поправки» как желание уйти от ответственности, смягчить свою вину. Тем более что Григорьев всё время путался в деталях, рассказывая о «физическом и моральном давлении» на него. На видеозаписи запечатлены допросы и другие следственные действия, проводившиеся в присутствии защитника, который тоже подписывал протоколы. Подследственный выглядел на этих кадрах вполне адекватным, и в добровольности его показаний усомниться было невозможно.
Свидетелями по этому уголовному делу выступали и представители сферы интимных услуг. Администратор сауны и секс-работница Яна рассказали, в частности, что видели на спине и руке клиента свежие царапины. Обе жертвы сопротивлялись убийце и насильнику. К такому выводу подводят и результаты судебно-генетических экспертиз – на ногтевых срезах убитых женщин была обнаружена ДНК Григорьева. «Несмотря на частичное признание подсудимым своей вины, она полностью подтверждается исследованными в суде доказательствами», – говорит прокурор отдела государственных обвинителей областной прокуратуры Татьяна Степанова. По мнению старшего советника юстиции, молодой человек представляет для общества особую опасность: «Ранее Григорьев уже отбывал реальный срок за тяжкие преступления – был осуждён за 12 грабежей, совершённых в основном в группе. Причём и тогда его жертвами становились беспомощные женщины. После освобождения из колонии строгого режима прошло всего восемь месяцев, но он решился на ещё более тяжкие преступления – против жизни, половой неприкосновенности, собственности».
В последнем слове Григорьев просил суд не наказывать его строго, пожалеть маму, которая является инвалидом. Почему сам не пожалел свою мать и как решился ради 15 тысяч рублей лишить жизни двух женщин, оставив их детей сиротами, он не объяснил. Амбулаторная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза выявила у Григорьева признаки синдрома зависимости от опиатов и алкоголя, но признала его вменяемым, способным осознавать опасность своего поведения и нести за него ответственность. Наказание рецидивисту за четыре преступления составило в общей сложности 47 лет. Этот срок после процедуры частичного сложения, как того требует закон, превратился в 25 лет исправительной колонии строгого режима.
Именно о таком сроке просил прокурор, выступая в прениях сторон. Назначить убийце и насильнику пожизненное лишение свободы не позволили смягчающие обстоятельства – молодой возраст, плохое здоровье, чистосердечное признание и помощь в раскрытии преступлений на начальном этапе расследования. Но даже после отбытия наказания Григорьев по приговору областного суда должен будет ещё в течение двух лет находиться под надзором уголовно-исполнительной инспекции: регулярно являться на регистрацию, не менять место жительства, не выезжать из города, не выходить из дома после 23 часов. Лечение от наркомании и алкоголизма суд ему назначать не стал, поскольку в лагере всё равно придётся на долгие годы забыть о кайфе.
Иркутский областной суд в полном объёме удовлетворил гражданские иски потерпевших о компенсации морального вреда, причинённого убийствами. Никите, потерявшему мать и жену, Григорьев обязан в итоге выплатить два миллиона рублей, ещё один миллион должна получить мама Даши. Женщина до сих пор не может поверить в такое стечение обстоятельств – ведь весть о смерти дочери она получила как раз в тот день, на который был назначен переезд молодой семьи на новую квартиру.
В этой истории только один момент так и остался для меня неясным: что будет с так называемой сауной «Золотая антилопа», сотрудники которой, судя по материалам уголовного дела, преспокойно занимаются деятельностью, запрещённой Уголовным кодексом РФ? «Содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией», как сказано в санкции статьи 241 УК РФ, «наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок».
А разве признаки этого преступления не очевидны в деятельности учреждения, подгоняющего клиентам проституток в процессе помывки? Между прочим, деньги, изъятые за посредничество в оказании интимных услуг, после вступления приговора в силу будут возвращены хозяйке этого «центра досуга» как честно заработанные.
Но приговор пока не вступил в законную силу. Осуждённый обжаловал его в апелляционном порядке в Верховном суде РФ.