издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Воздушная яма для иркутского аэропорта

Предложение во избежание правовых рисков выйти из числа акционеров АО «ИркутскАэроИнвест», соучредителем которого выступила Корпорация развития Иркутской области, прозвучало в адрес регионального правительства на сессии Законодательного Собрания. Компания, создававшаяся на паритетах со структурами «Новапорта», должна была заняться вопросами проектирования нового иркутского аэропорта. Она создана в марте, но так и не приступила к работе. При этом «ИркутскАэроИнвест» прописан в качестве участника мероприятий по строительству, реконструкции аэропортовой инфраструктуры Иркутска, утверждают парламентарии. Документ должен стать частью дополнительного соглашения с Министерством транспорта РФ.

На пресс-конференции 21 декабря 2016 года губернатор области Сергей Левченко пообещал журналистам, что проект нового терминала аэропорта Иркутска будет разработан и представлен на экспертизу уже в уходящем году.

– Мы должны, не прекращая модернизацию рулёжных дорожек (для того, чтобы авиационные компании более уверенно себя чувствовали), ремонт взлётно-посадочной полосы, сделать проект нового терминала, – рассказал Сергей Левченко. –  Место под него выбрано на территории аэропорта. В будущем году проведём экспертизу проекта терминала. Через некоторое время, когда представим общественности, что там будет происходить, какая произойдёт смена транспортных потоков, вы увидите, насколько это хорошее, красивое решение. Нам надо уже в течение 2018 года с новым терминалом задачу решить.

Год спустя 25 декабря на своей итоговой пресс-конференции губернатор заявил (цитата по ИА «Альтаир»):

– Мне иногда кажется, что внимание людей отвлечено на отдельные вопросы, которые заслоняют суть. Отвечаю по сути: мы ещё раз вернулись к вопросу места расположения будущего терминала, у нас ушло около полутора месяцев, но лучше так, чем ошибиться. Владелец – аэропорт – занимается оформлением места под строительство. Думаю, до конца недели мы вопрос решим с точки зрения кадастра. Параллельно занимаемся привязкой проекта терминала, который уже был построен. Когда всё согласуем, я вам назову аналог. Затем мы готовый проект запустим на экспертизы, и они, я думаю, пройдут достаточно быстро, в течение первого квартала. Мы всех вас пригласим на закладку первого камня, и вы все увидите, как будет выглядеть новый терминал. Аэропорт – государственная компания, владелец земли, а также всех прав и полномочий, его обязанность всё подготовить. Ещё мы должны сделать мемориал жертвам репрессий. Был проект разворота полосы на 33 градуса, от этой идеи отказались, сейчас аэропорт занимается благоустройством. Сейчас мы исследуем приборами так называемые «аномальные места», где, видимо, были массовые захоронения, сделаем хороший мемориальный комплекс. Всё идёт по плану.

Заметим лишь, что это был ответ главы региона на вопрос журналиста о том, почему АО «ИркутскАэроИнвест», которое должно было заняться проектированием нового аэропорта (Левченко сам анонсировал создание предприятия в декабре 2016 года), «не действует как хозяйствующий субъект, что происходит?» Интерес к теме возник не на ровном месте. На прошлой неделе, выступая на сессии Законодательного Собрания Иркутской области, генеральный директор Корпорации развития Иркутской области (КРИО) Олег Севрюков сообщил, что АО «ИркутскАэроИнвест» не ведёт никакой деятельности. По его словам, в компании есть генеральный директор. Но, насколько известно Севрюкову, тот не получает зарплату.

Корпорация является соучредителем АО «ИркутскАэроИнвест», зарегистрированного 2 марта 2017 года. В оплату своей доли КРИО внесла в его уставный капитал 50 тысяч рублей. «Было реализовано решение акционера (министерства имущественных отношений Иркутской области. – Авт.)», – уточнил Олег Севрюков. Как и обещал Сергей Левченко, в качестве второго акционера проектной компании фигурирует АО «Новапорт-Иркутск» (учредитель – ООО ИК «Аеон» Романа Троценко). Но, как рассказал Олег Севрюков, партнёр КРИО до сих пор так и не зарегистрировал свою долю. «Был проведён один совет директоров, по факту признанный несостоявшимся», – прокомментировал Севрюков, не сумев даже пояснить парламентариям цели создания общества.

– Если компания не действует, возникает интересное положение, – вмешался депутат Александр Балабанов. – Региональное правительство разработало проект допсоглашения с Минтрансом и Росавиацией о дальнейших путях развития иркутского авиаузла и включило в документ несуществующую организацию, при этом имея в виду, что «ИркутскАэроИнвест» будет выполнять определённые задачи и функции. Если это так, то требуется пояснение, зачем включается несуществующая организация в этот документ? Но, если она действительно пока не существует, я прошу министра экономического развития отозвать решение по учредительству КРИО в этой организации. АО «ИркутскАэроИнвест» не должно существовать, потому что на сегодняшний день в отношении него имеются два направления правовых рисков. Первое – коррупционное, поскольку этой организации поручается подготовить конкурс на строительство нового терминала, а желающие строить – это «Новапорт». Второе в этой же связи – нарушение антимонопольного законодательства. Всё это вынуждает готовить депутатские запросы на правовую оценку деятельности регионального правительства.

По условиям действующего соглашения региона с Росавиацией и Минтрансом современный комплекс со зданием аэровокзала и взлётно-посадочной полосой высокого класса безопасности должен был появиться в Иркутске не позднее 2022 года. Москва при этом брала на себя обязательства по финансированию ВПП и навигационного оборудования в объёме 22 млрд рублей. Деньги были заложены в федеральной программе развития транспортной системы России. Регион гарантировал привлечение 50 млрд рублей на необходимую для современного авиаузла инфраструктуру, включая пассажирский и грузовой терминалы.

Иркутская область уже давно не вписывается в утверждённый при подписании соглашения прогнозный план мероприятий, детализированный по годам и месяцам с момента передачи акций АО «Аэропорт Иркутск» области. В том числе и по этой причине Иркутск весной был исключён из федеральной программы модернизации аэропортов, полагают эксперты. Неисполнение соглашения может стать поводом к разбирательству о возврате акций предприятия в федеральную собственность. Всё это не новость и публично обсуждалось в течение года.

Изменение графика выполнения работ по строительству аэропорта страхует правительство Сергея Левченко от некоторых рисков. Однако, согласно проекту документа с длинным названием «Прогнозный план реализации комплекса мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации аэропортовой инфраструктуры Иркутска из средств федерального бюджета Иркутской области и внебюджетных источников», основные работы по его исполнению начнутся уже за пределами срока полномочий действующего губернатора, а закончатся в 2026 году.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры