Сибирский самородок
Книга воспоминаний о министре угольной промышленности СССР Михаиле Щадове опубликована в Иркутске. Тираж издания, вышедшего накануне юбилея легендарного горняка, невелик – 300 экземпляров. Но важно не количество, а воспоминания современников, коллег и друзей Михаила Ивановича. Лучшего свидетельства сохранённой памяти, говорят авторы и читатели, не придумаешь.
«Детство Миши прошло в деревне Верхний Бахан Идинского сельсовета. Когда пришло время, родители отправили его учиться в семилетнюю школу в селе Каменка. Его школьные годы пришлись на годы Великой Отечественной войны. Поэтому не случайно зимой 1942-1943 годов, когда ему было 15 лет, пришлось Михаилу работать на заготовке леса в своём родном колхозе «Ангарстрой» села Каменка Боханского района Иркутской области» – так начинается книга о легендарном человеке. О последнем министре угольной промышленности СССР Михаиле Щадове, возглавившем отрасль в трудные для страны годы, а начинавшем свой профессиональный путь в «Востсибугле». О маршале многомиллионной армии шахтёров, как его называли и называют.
Первая книга о нём вышла десять лет назад, когда Михаил Иванович отмечал восьмидесятилетие. К сожалению, следующий юбилей – 90 лет – 14 ноября 2017 года пришлось отмечать уже без виновника торжества. «В стороне мы остаться не могли, – говорит бывший технический директор – главный инженер ООО «Компания «Востсибуголь» Николай Малеев. – Когда в 2016 году в День шахтёра было праздничное чаепитие, совет ветеранов компании выдвинул идею: «Давайте отметим день рождения Михаила Ивановича чем-нибудь достойным, чтобы люди его помнили».
Идея трансформировалась в конкретное решение: написать книгу, в которой о Щадове рассказывали бы его современники. Но если десять лет назад о министре угольной промышленности вспоминали первые лица отрасли советских и российских времён, то теперь слово дали его друзьям и коллегам. «Кинули клич – многие откликнулись, – продолжает Малеев. – Меня назначили ответственным. Дело было сугубо добровольное – никто никого не заставлял и не неволил, люди сами писали. Кто-то звонил и спрашивал: «А как писать?» Я отвечал, что нет никакого жёсткого формата: важно то, что осталось в памяти о Михаиле Ивановиче, за что его любили и ценили».
У самого Николая Геннадьевича, племянника известного на всю страну министра, такого материала наберётся немало. «Внимательное и уважительное отношение к своему роду, к своей многочисленной родне Михаил Иванович сохранил на всю жизнь, – пишет он. – Не припомню случая, чтобы он, бывая в командировке в Иркутске, не нашёл хотя бы несколько часов, чтобы посетить Каменку и встретиться с родственниками. Я неоднократно сопровождал его в этих поездках. Меня восхищала его феноменальная память, его способность сохранять в ней тысячи имён, дат, событий. Порой его расспросы о родственниках ставили меня в тупик, я оказывался гораздо менее осведомлённым в этих вопросах, чем Михаил Иванович».
Каждый из 38 авторов книги, делясь воспоминаниями, добавляет свои штрихи к портрету того, кого современные энциклопедии называют специалистом в области техники и технологии добычи угля открытым способом. Учитель истории Каменской средней школы Николай Фетисов приводит слова соседского мальчишки Владимира Попова об ученике пятого класса «Мишке Щадове, который силён как бык, но силу свою не показывает и никого не обижает». Бывший председатель Восточно-Сибирской территориальной организации Российского профсоюза угольщиков Александр Хороших подчёркивает, что Михаил Иванович всегда умел ладить с людьми.
Технический директор «Востсибугля» в 1979–1985 годах, а позднее первый заместитель министра угольной промышленности СССР Виктор Ждамиров даёт краткую, но ёмкую характеристику: «Его жизненное и профессиональное кредо – обязательность, предметность, исполнительность, ответственность, инициативность, высокая эрудиция, жёсткий контроль исполнения задания». Управляющий делами Совета министров РСФСР Иван Зарубин, в пятидесятых возглавлявший участок шахты № 10/16 треста «Черемховуголь», пишет о «высокой ответственности, смекалке и решительности молодого руководителя шахты». А для заместителя генерального директора по развитию и взаимодействию с государственными органами компании «Востсиб-уголь» Владимира Смагина важно, что министр угольной промышленности Советского Союза лично участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, рискуя собственными жизнью и здоровьем.
Каждый, кто рассказывает в книге о Михаиле Щадове, оставляет неоценимые замечания о его личности. Однако многое всё равно остаётся за кадром. «Я знаю, что Михаил Иванович писал мемуары – он говорил, что набралось уже два тома, – заканчивает нашу беседу Малеев. – Найти бы их восстановить, закончить и издать – это была бы лучшая память к его столетию».