издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Работать на предупреждение

Глава региональной жилинспекции о задачах, которые стоят перед его ведомством

Государственная жилищная инспекция Иркутской области за первое полугодие 2017 года заняла 34 место среди 85 субъектов РФ в рейтинге Минстроя РФ, продвинувшись с последнего места, которое занимала в том же рейтинге по итогам прошлого года. Места распределялись на основании эффективности работы региональных органов государственного жилищного надзора. Об итогах работы ведомства с начала года  и о том, что предстоит, – в интервью с руководителем ведомства Александром Проценко.

– Александр Юрьевич, деятельность инспекции так или иначе связана с контролем и надзором. Чем она принципиально отличается от того, чем вы занимались раньше?

– Надзорной и аудиторской деятельностью я занимаюсь всю свою жизнь, начинал в МВД ещё в СССР по линии выявления преступлений в сфере экономики и финансов. После этого возглавлял контрольно-ревизионное управление на «Автовазе», был заместителем руководителя службы аудита и внутреннего контроля «Ростехнологии», а также вёл контрольную деятельность во внутренних финансовых управлениях в других коммерческих структурах. Кроме того, был консультантом в Контрольно-счётной палате Иркутской области. Поэтому знаю, как организовывать и проводить проверки, все методы и нюансы. А в Службу жилнадзора пришёл недавно, в апреле 2017 года. Конечно, здесь надо знать жилищное законодательство, все его изменения, одним словом – всю специфику, но принцип работы тот же.

– В чём заключаются основные функции управления госжилнадзора области?

– Современный потребитель жилищно-коммунальных услуг становится взыскательнее и требовательнее к работе предприятий в сфере ЖКХ, однако  он порой не в состоянии заставить нерадивого поставщика жилищных или коммунальных услуг выполнять свои обязанности как следует. И тут на помощь ему приходит служба. Наши сотрудники не только выявляют недостатки в работе управляющих организаций, но прежде всего создают условия, при которых становится невозможной деятельность непрофессионалов в жилищно-коммунальной отрасли. А где меньше непрофессионалов, там меньше и недостатков в работе и нет жалоб со стороны собственников помещений.

– В Приангарье есть 70 управляющих компаний, которые получили лицензию на управление многоквартирным жильём, но не ведут свою деятельность как таковую. На ваш взгляд, какие причины способствуют появлению компаний-«пустышек»?

– Да,  всего в регионе выдано 317 лицензий, из них 70 компаний – так называемые «пустышки» – не приступили к управлению домами. Причин тут много. Когда руководство УК создаёт ещё одну компанию с одним и тем же названием, возможно, оно таким образом уходит от банкротства – или заведомо планирует уйти – либо «подстраховывает» свою финансовую деятельность. Мы выдаём лицензии бессрочно, что позволяет некоторым управляющим компаниям ничего не бояться и вести себя не совсем законно.

– Какой вы видите выход из этой ситуации?

–  Мы ждём изменения федерального законодательства по условиям лицензирования. Сейчас такой закон рассматривается в Госдуме, в нём предусмотрено, что если в течение 6 месяцев управляющая компания не приступила к своей профильной деятельности, то её можно будет лишить лицензии.  Я думаю, это повлияет на ситуацию, и так называемые «пустышки» уйдут с рынка. Второй момент – лицензии будут выдаваться на срок не более пяти лет. А сейчас, пока лицензия бессрочная, поводов лишить её компанию нет.

Следующий момент – при управлении многоквартирными домами будет вводиться критерий «грубости»: если игроки на этом рынке будут допускать грубые нарушения, за это тоже будут лишать лицензии. Это послужит сигналом, чтобы нерадивые «управляшки» действовали строго в соответствии с законами. Наша главная задача – работать не на выявление нарушений, а на их предупреждение.

– Что значит для управляющих компаний процесс лицензирования?

– Для них это принципиальный вопрос. Только после получения лицензии управляющая организация вправе приступить к управлению многоквартирными жилыми домами. В противном случае она не имеет права заниматься этой деятельностью. Лицензия выдаётся бессрочно.

–  Какие компании в регионе вызывают больше всего нареканий? Может быть, вы ведёте рейтинги и «чёрные» списки?

– Мы не ведём никакие рейтинги и не вносим никого в «чёрный» список, потому что нет такого законодательства. Равнять всех под одну гребёнку однозначно нельзя, как нельзя и говорить, кто хороший, а кто плохой, потому что у всех разное количество домов: у одной компании может быть в обслуживании пять домов, а у другой – 200. Соответственно, больше всего поступает жалоб на крупные компании. К примеру, в Иркутске это управляющие компании – так называемые «стороны света»: Северное управление ЖКС, Западное управление ЖКС и Южное управление ЖКС. Жалоб поступает очень много: с начала года более 10 тысяч заявлений направлено жителями, которые недовольны своими управляющими компаниями. При этом всего в Иркутской области около 19 тысяч многоквартирных домов.

– Ваши специалисты успевают их отработать?

– В службе непосредственно работают 76 специалистов, и нагрузка на каждого колоссальная – 100–200 заявлений в месяц. Поэтому мы добиваемся увеличения штатной численности, чтобы своевременно и качественно давать ответы на все заявления, жалобы собственников квартир.

– Какие жалобы чаще всего поступают в Службу жилнадзора?

–  Львиная доля обращений связана с начислением платежей за коммунальные услуги. Людей больше всего волнует вопрос правильного расчёта оплаты за те коммунальные услуги, которые они потребили. Объём работы огромный. Ведь если поступает жалоба от одного жильца, то наши специалисты проводят перерасчёт по всему дому. Иначе нельзя, каждый конкретный собственник «завязан» на общедомовые расходы. Обнаружив нарушения, мы даём предписание управляющей компании сделать перерасчёт всем собственникам по всему дому. В основном выдаваемые нами предписания бывают в пользу абонентов – на произведение перерасчётов необоснованно начисленных сумм или на выполнение каких-либо обязательных работ по содержанию многоквартирного дома.

В последнее время очень часто меняется жилищное законодательство в части определения способа оплаты за тепло – равномерно в течение года или же по фактическому потреблению.  При этом все граждане забывают о том, что равномерно – это всего лишь условный способ определения оплаты.  Потому что за этим «равномерно» стоит перерасчёт в первом квартале следующего года. Люди, которые в течение года радуются, потом недоумевают, откуда у них взялся перерасчёт. Причина в том, что наши потребители зачастую наивны.

Мы рекомендуем жителям самим контролировать свои расходы и ежемесячно сверять данные приборов учёта, фиксировать их. Зато по фактическому потреблению жалоб нет.

Есть очень много жалоб, которые не входят в компетенцию Службы жилищного надзора. К примеру, к нам недавно обратилась жительница Университетского, у неё накопилась большая задолженность – 700 тысяч рублей. Она просит, чтобы эти долги УК ей «простила». При этом пенсионерка угрожает в случае невыполнения её просьбы жаловаться в прокуратуру и президенту. Мы ведём разъяснительную работу, рассказываем ей, что необходимо обратиться в УК и энергосбытовую компанию и подписать там договор о реструктуризации долга. С одной стороны, я должен внимательно отнестись к этому обращению, с другой – не должен превышать свои полномочия и просить УК, чтобы та, в свою очередь, пересмотрела этот долг, может быть, простила пени, хотя это и не входит в задачи и функции самой службы.

Мы надзираем только за тем, как УК, ресурсоснабжающие организации соблюдают жилищное законодательство, но не занимаемся регулированием взаимоотношений между всеми этими сторонами.  Это не входит в нашу компетенцию. А такого рода жалобы составляют примерно 40% от общего количества.

Часто жалуются на некачественное предоставление услуг. К нам поступает около 30 видов всевозможных обращений. Прежде всего собственники – а не Жилнадзор – должны управлять своим домом сами. Мы контролируем деятельность УК, соблюдение жилищного законодательства. Жилнадзор не является аварийной службой или расчётно-кассовым центром. Мы можем только указать, есть здесь нарушение или нет, и наказать нарушителей, если наши предписания не исполняются управляющими компаниями.

– Если сотрудники государственного жилищного надзора находят нестыковки в работе коммунальщиков, что за этим следует?

– Они выдают организации предписание с требованием ликвидировать выявленные нарушения в течение определённого срока.

– А если управляющая компания после заключения договора «забывает» о точном выполнении требований?

– Собственник информирует об этом управляющую организацию, а в случае её бездействия обращается в орган, осуществляющий государственный жилищный надзор, то есть к нам в службу. А далее следует то, о чём мы уже говорили. Сотрудник Жилнадзора выдаёт нерадивой управляющей организации предписание. В случае невыполнения указанных работ составляется административный протокол – как на юридическое лицо, так и на должностное – о невыполнении предписания, материалы которого направляются мировому судье для принятия решения об административном наказании. Как правило, управляющие организации, которые пришли надолго на этот рынок, стараются не доводить дело до суда и выполняют предписания Жилнадзора в указанные сроки.

– Меняется ли со временем количество обращений граждан в службу?

– Оно увеличивается, что, несомненно, свидетельствует о возросшем уровне доверия граждан к нашей деятельности.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры