«Сарафановы» на иркутской сцене
Иркутский театр юного зрителя имени Александра Вампилова открыл новый сезон. В дебюте своего девяностого сезона театр вновь вернулся к одному из лучших произведений прославленного драматурга – пьесе «Старший сын». Театр и режиссёр-постановщик спектакля – заслуженный работник культуры России Виктор Токарев – вынесли в афишу не традиционное и общепринятое название пьесы «Старший сын», а озаглавили премьеру «Сарафановы». Основной темой спектакля режиссёр сделал анализ состояния, нравственного и этического формирования семьи, истоков возникновения в ней конфликтов и семейного благополучия.
Кажется, анекдотическое появление в доме Сарафановых «старшего сына» Бусыгина воспринимается безусловно правдивым. «Почему?» – спросите вы. Да потому, заметим, что и сегодня появление подобных детей в биографии целого ряда мужчин – явление распространённое и с неприкрытым удовольствием обсуждаемое во многих средствах массовой информации. Мгновенное признание Сарафановыми старшего сына естественно ещё и потому, что общепринятыми основами семьи являются доброта, честность и порядочность её членов, и эти высокие человеческие качества скрупулёзно исследует Виктор Токарев в своём очередном обращении к вампиловской пьесе. И, наверное, поэтому уже первое появление Сарафанова-старшего в исполнении заслуженного артиста России Николая Кабакова лишено какой-либо биографической трагедийности. Характер героя удивительно светлый, а те ситуации, в которые попадает Сарафанов, обусловлены сиюминутными сложностями его характера и всё той же всеобъемлющей его любовью ко всему и всем, которую особо подчёркивают артист и режиссёр. Этот лейтмотив спектакля во многом воплощают обаятельная и напрочь лишённая театральной наигранности артистка Анастасия Чеснакова в роли Нины и трогательно искренний дебют студента Иркутского театрального училища Николая Шишкина в роли Васеньки.
Убедителен артист Павел Савин в роли Бусыгина. Мне бы хотелось видеть в Сильве (артист Евгений Старухин) больше лёгкости и многокрасочности поведения. Сегодня он чаще всего откровенно драматичен. И в этом смысле впечатляюще разнообразна Дарья Горбунова в роли Макарской. В списке убедительных актёрских работ также эпизодический Сосед в исполнении заслуженного артиста России Владислава Привалова.
Спектакль пронизан музыкой, которую написал специально для него композитор Владимир Соколов. Она отвечает всему художественному замыслу режиссёра и потому легко запоминаема. Очень красив и поэтичен вальс в начале спектакля. Мне кажется, что он теряет своё обаяние, лишь переходя на форте в средней его части. Интересен и вокализ, звучащий в спектакле. Но самое главное – неожиданный финал постановки. У Вампилова Сарафанов пытается сочинять музыку, которая олицетворяла бы доброту отношений всех людей на земле, но дальше страницы сочинительство не идёт. Авторы премьеры ТЮЗа «Сарафановы» Виктор Токарев и Владимир Соколов решили «помочь» Сарафанову и такую ораторию создали. Композитор написал соответствующее пространное музыкальное произведение для хора без слов, а Сарафанова режиссёр возвёл в ранг дирижёра. При всём моём уважении к авторам этой новации мне кажется, что она выпадает из логики пьесы и спектакля и выглядит искусственно притянутой «из другой оперы».
Довольно странными являются и танцы в постановке Аркадия Велиева – особенно танец с кастрюлями на голове, лишённые хореографической эстетики и смонтированные на выраженной патологии движений.
Зато всяческой похвалы заслуживают декорации спектакля художника-постановщика Андрея Штепина. Пьеса обозначена как лирическая комедия, и огромная белая ткань, разделяющая пополам сценическое пространство, сразу создаёт ощущение этого лиризма, нежности и просветления. Очень удобно и экономно выстроены сценографические детали основного действия пьесы, но при всей экономности они легко трансформируемы под суть происходящего на сцене. Особо я хотел бы отметить сценографию финала спектакля. Удивительно яркая, красивая и поэтически многозвучная, она придаёт мажорный, праздничный характер спектаклю, заставляя вместе с музыкой забыть некоторые шероховатости постановки.
Иркутский театр юного зрителя начал большой и многообещающий путь к своему юбилею. Конечно, 90 лет – возраст весьма уважительный, но я думаю, что применительно к ТЮЗу – это уважительная, но календарная дата. На открытии сезона на сцене стояла молодая, жизнерадостная актёрская труппа, чуть перемежаемая корифеями, – и это залог творческой молодости, бесконечных актёрских достижений во славу прошлого, настоящего и будущего театра.