издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Энрике Фонте: «Хочу связать Байкал и Юкатан»

Два полнокупольных фильма о тайнах цивилизации майя были показаны на фестивале «Человек и природа» в Иркутском планетарии. Показ стал первым на территории России. Привёз фильмы в Иркутск Энрике Фонте, президент компании «Planetarios Digitales», построившей и курирующей 25 планетариев в Мексике. Вне конкурсной программы иркутяне впервые увидели отрывки из будущего полнокупольного фильма «От Чиксулуба до Тунгуски». В мае нынешнего года мексиканская группа провела съёмки для этого фильма на Байкале. О том, какими должны быть современные планетарии, что такое образование STЕAM и как найти скелет ископаемого ленивца в сенотах Юкатана, Энрике Фонте рассказал в эксклюзивном интервью «ВСП».

«А смоделируйте спуск Кукулькана…»

С 1 по 8 мая этого года съёмочная группа из Мексики прошла 250 км на корабле и «Хивусах» по Байкалу вслед за тающим льдом. Мексиканцы снимали пейзажи, проводили съёмку с дронов, спускались с камерами под воду. В результате общая продолжительность записей составила 20 часов, объёмы исчислялись терабайтами. Основная задача, которую поставил перед командой Энрике Фонте, руководитель, президент компании «Planetarios Digitales», – набрать материал для фильма «От Чиксулуба до Тунгуски», рассказывающего о двух крупных импактных событиях в истории Земли – кратере Чиксулуб, образовавшемся в результате падения небесного тела около 65 млн лет назад (это территория полуострова Юкатан в Мексике), и Тунгусском феномене. Связать эти два события, показав глобальные процессы, Энрике Фонте планировал Байкалом, ещё одним грандиозным объектом планетарного масштаба. Помощь в экспедиции мексиканцам оказывали Байкальский музей СО РАН, Институт солнечно-земной физики СО РАН и Иркутский планетарий. Съёмки проходили при финансовой поддержке Мексиканского совета по науке и технике. И вот в сентябре Энрике Фонте вернулся в Иркутск.

«Основная моя цель сейчас – участие в международном фестивале «Человек и природа», в конкурсной программе которого представлены наши полнокупольные фильмы, – сказал Энрике Фонте. – Кроме того, мне очень хотелось рассказать зрителям о нашем опыте, съёмках на Байкале». Иркутск стал первым городом в России, где были показаны два полнокупольных фильма о культуре майя. Это фильмы «Майя – космические архитекторы» и «Тайны Калакмуля».

– Мы договорились с компанией «Planetarios Digitales» о подписании соглашения. Фильмы останутся в репертуаре Иркутского планетария, – сказал директор планетария Павел Никифоров. – Нам предстоит сделать русские звуковые дорожки, поскольку один фильм на испанском, у другого есть английская дорожка. Мы будем содействовать распространению фильмов по другим планетариям России, чтобы как можно больше людей познакомить с культурой майя и их представлениями об астрономии. Свои показы мы сопроводим брошюрами о майя, списками литературы для желающих более глубоко изучить культуру этого народа. Разработаем мастер-классы и предложим детям делать макеты пирамиды в Калакмуле или Чичен-Ице… Или познакомим детей с культом Кукулькана, Кетцалькоатля, – священного змея, одного из верховных божеств в культуре майя. В День равноденствия, если стоять по направлению к грани пирамиды Кукулькан в Чичен-Ице, можно увидеть, как «змея спускается» по пирамиде, – так играют тени на ступенях сооружения. В одном из фильмов, привезённых в Иркутск, это показано…

«А смоделируйте на занятиях спуск Кукулькана!» – предложил мексиканский режиссёр. Активное вовлечение зрителей в работу, а не просто пассивный просмотр фильмов – одна из «фишек», которые кажутся Энрике Фонте особенно важными в работе современных планетариев.

Одна важная деталь: фильмы о майя, показанные в Иркутске, сделаны очень молодой командой. Кто-то в тот момент учился в университете, это были люди 21–23 лет. «Это важно – вовлекать молодых в производство полнокупольных фильмов, чтобы они могли осваивать новые технологии, которые очень быстро появляются и сменяют друг друга. Собственно, анимационную часть фильма от Чиксулубе и Тунгуске тоже делала очень молодая команда», – заметил режиссёр.

С глубин Байкала – в сеноты Юкатана

Однако фильмы о майя – это только часть программы. Энрике Фонте впервые в Иркутске показал рабочие материалы фильма «От Чиксулуба до Тунгуски».

– Вы показывали эти рабочие материалы в Мексике?

– Нет, в Иркутске это было впервые. Именно в таком – обработанном – виде впервые. В Мексике прошёл фестиваль документального кино, и мы действительно показывали некоторые кадры, сделанные на Байкале. Но это была именно съёмка, какие-то короткие куски, не была введена 3D-графика, не было спецэффектов. Признаться, просто не успели поработать над фильмом, так что показ в Иркутске – уже со спецэффектами – можно назвать первым. Это было сделано специально, нам важно было получить какую-то обратную связь от людей в Сибири.

– Вам удалось съездить в район Тунгуски, как ранее планировалось?

– Нет, временной коридор был очень короткий, нужно было всё отснять до конца сентября, такова ваша сибирская погода. Кроме того, нам было необходимо отснять и часть материала в Мексике, в сенотах Чиксулуба, поэтому поездка на Тунгуску этой осенью не состоялась. Видимо, нам придётся визуализировать Тунгуску в виде 3D-анимации. События, связанные с метеоритным кратером Чиксулуб, тоже будут сделаны в 2D- и 3D-анимации, потому что событие, естественно, было очень давно и без анимационных эффектов тут не создашь нужную картинку.

– Собираетесь на Тунгуску следующим летом или позднее?

– Это будет зависеть от бюджета. Мы будем начинать пост-продакшн, и всё это потребует вложений. В любом случае, мы провели большую работу по моделированию всего, что связано с тунгусским событием, включая ландшафты. Изучили много научного материала. Вопрос дискуссионный, есть разные точки зрения на то, что произошло. В моделях мы постарались отразить все точки зрения на Тунгусский феномен. Мы столкнулись ещё и с тем, что разные специалисты немного конфликтовали друг с другом, трудно было определиться, с кем ехать, как работать. С феноменом майя похожая ситуация – много мнений об этой культуре, много неверных толкований… Но главная причина, почему нам не удалось побывать на Тунгусске, – это крайне труднодоступное место, а этим летом ещё и была очень сложная пожарная обстановка.

– Какие спецэффекты будут использованы в фильме?

– Было использовано несколько технологий, в том числе подводные съёмки, съёмки с дрона. Мы установили камеры с углами 360 и 180 градусов, чтобы одновременно снимать двумя камерами с одного дрона. Кроме того, у нас было 6 камер GoPro, снимающих в качестве 4К. Это было необходимо для того, чтобы качественно зафиксировать поверхность. В Мексике у нас работала команда, которая занималась разработкой моделей, графики 2D и 3D. Вы могли это видеть в демоверсии: после съёмок поверхности Байкала, открывающегося ото льда, у нас вырастает «анимационный лес», а потом мы видим и панораму Красной площади в Москве, тоже анимационную. Сейчас идут съёмки второй части фильма в Мексике, в сенотах Юкатана. Уникальный природный объект, сравнимый в какой-то мере с феноменом Байкала. В этих естественных подземных колодцах найдены следы присутствия культуры майя, там совершались жертвоприношения. Само возникновение системы пещер, сенотов считается следствием столкновения с Землёй крупного космического тела. Погода сейчас на Юкатане не очень хорошая, идут шторма. Тем не менее надеемся, что что-то получится снять. Если нам повезёт, мы можем найти скелет гигантского ископаемого ленивца, которому 11 тысяч лет. Конечно, ленивцев там обнаруживали и ранее, но для нас важно самим найти и снять объект.

– Все материалы с Байкала получились удачными?

– Да, съёмки оказались хорошими. Материал будет использован не только для этого фильма, но и в будущих проектах.

Не всё, что мы сняли, может быть показано, время ограничено. Продолжительность фильма будет 20–35 минут, 5–7 минут из них – о Байкале. Мы сняли строматолиты в бухте между Большим Голоустным и Котами, петроглифы в бухте Ая, есть съёмки обсерваторий в Листвянке, в Бадарах Тункинской долины. В Мексике тоже есть места, где можно увидеть строматолиты. Может быть, мы начнём какой-то новый проект с этих съёмок, потому что он позволит показать связь между нашими регионами. Съёмки эти были частью нашего соглашения с Иркутским планетарием и Байкальским музеем, им тоже эта информация потребуется. Как и Институту солнечно-земной физики СО РАН.

– В Мексике работает та же команда, что и на Байкале?

– Нет, не все поехали на Юкатан. Это объясняется спецификой съёмок в этом районе. Те люди, что работали на Байкале, не имеют археологического образования. Октавио Дельрио, человек, который руководит экспедицией в сеноты, профессиональный археолог. Он, помимо прочего, умеет вести профессиональную съёмку. Из той команды, что была на Байкале, в экспедиции в сеноты участвуют художник-постановщик Эстебан Сандерс, оператор дрона Мануэль Сантос. Нам хотелось сделать подводные съёмки, как на Байкале, однако ураганы, шторма сделали воду непрозрачной, и человек, который занимался подводными съёмками, Алехандро Ривас, не поехал в экспедицию. Сейчас он на дайвинге в Калифорнии, мы называем его «тропический дайвер». Алехандро не специалист по сенотам, его стихия – подводная съёмка в открытой воде. Тогда как Октавио Дельрио как раз обучен для съёмки в сенотах, кроме того, он 20 лет занимается археологией.

– Когда состоится премьера фильма?

– Следующим летом. Мы посмотрим, что будет хорошо для фильма. Конечно, хотелось, чтобы премьера состоялась одновременно в России и Мексике. Но будем это обсуждать, поскольку разница во времени 13 часов. Кроме того, если это делать одновременно, я должен быть и в Мексике, и в Иркутске. Мы ещё решим.

«Место, где можно поиграть в науку»

В Иркутске мексиканский режиссёр успел провести мастер-класс, на котором рассказал, каким он видит планетарии будущего. Энрике Фонте считает, что замыкаться на астрономии современным планетариям не только не нужно, но и вредно. Планетарий в его понимании – это место, которое имеет все возможности для создания ярких и интересных междисциплинарных проектов.

– Традиционный планетарий уходит в прошлое?

– Не совсем. Планетарии существуют разные. Однако я бы хотел отметить те, которые развиваются, и будущее их не пугает. Первое направление, которое явно просматривается, – это кооперация, сотрудничество между планетариями в распространении полнокупольных шоу. Это и выход на научные организации. Например, если Европейская южная обсерватория открывает какую-то галактику, планетарий может подключиться к их системе и получить изображение галактики в полнокупольном формате. Это, конечно, может себе позволить не каждый планетарий.

Система в планетарии должна позволять осуществлять такие подключения. За этим будущее. Второй тренд – показ в планетарии не только фильмов, посвящённых астрономии, но и междисциплинарных картин. Сейчас есть популярное образовательное направление STЕAM – science, technology, engineering, art, mathematics. Наука, технологии, инжиниринг, искусство, математика. Когда человек получает знания комплексно – и через аудиовизуальный ряд, и через собственное активное участие. При этом одно задание позволяет получать навыки и знания сразу из нескольких наук.

Купол планетария, создающий эффект полного погружения, позволяет вывести научные проблемы на общественное обсуждение. И решает сложные вопросы, встающие перед учителем. К примеру, как показать погодные процессы? То, чем занимается наука метеорология. Конечно, купол планетария позволяет сделать это наглядно, эффектно. А для некоторых процессов иного способа демонстрации, кроме как на куполе, просто не существует. Открывается пространство для различного рода моделирования, в той же генетике, биологии. К примеру, показать ДНК достаточно сложно, а возможности планетария позволяют создавать трёхмерные модели, которые могут быть использованы как обучающие.

Ещё одно направление – это шоу в реальном времени, живые презентации, во время которых можно показывать объекты из базы данных. Вы обращаетесь к этим базам, когда говорите о каких-то объектах. Вам после лекции могут задать вопрос, к примеру, об определённой планете Солнечной системы. Вы тут же открываете базу и можете показать на экране, как она выглядит. Если происходит затмение или любое другое астрономическое явление, можно показать это в режиме реального времени на куполе. Форматы можно сочетать: сначала показать записанное в формате фильма шоу, например, о Чиксулубе и Тунгуске, а потом в живом формате общения с аудиторией объяснить какой-то факт, связанный с фильмом. Мастер-классы, викторины, распространение брошюр, книжек, моделей. Нужно вовлекать публику не только в просмотр фильма, но и в активную работу с ним.

– Может планетарий заменить уроки?

– Очень важно понимать, что планетарий или полнокупольный кинотеатр – это не учебная аудитория. Это должно быть место, которое будет побуждать людей к тому, чтобы самостоятельно узнавать новое. Место, где люди узнают о научных фактах, могут увидеть разные места, разнообразие культур планеты так, как они не увидят на уроках в школе. Это место, где можно поиграть в науку. Таково сегодняшнее понимание планетария. В Мексике мы это называем «образование через развлечение». Или как во всём мире говорят: эдьютейнмент, то есть игровое обучение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры